Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский», утвержденной приказом МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский» от 29.08.2018 г. № 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 8 классов (ФГОС) I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса «Изобразительное искусство» 5 классс В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся 5 класс: - формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. -овладение основами культуры практической художественными материалами и инструментами; творческой работы различными -формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры Метапредметные результаты -Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; -обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям, в различных учебных и жизненных ситуациях; Умение эстетически подходить к любому виду деятельности; -развитие фантазии, воображения, визуальной памяти; -умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов Предметные результаты: -восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций; -активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; -художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества; -умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в справочных материалах, электронных ресурсах; -понимание разницы между элитарным и массовым искусством; -применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественной деятельности 6 класс Личностные результаты: -осмысление и эмоционально –ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусств; -освоение художественной культуры как сферы материального выражения ценностей, представленных в пространственных формах; духовных -воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства; -овладение средствами художественного изображения; -развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать , анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально нравственной оценке Метапредметные результаты: - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; -умение эстетически подходить к любому виду деятельности; -развитие художественно- образного мышления мышления человека как неотъемлемой части целостного Предметные результаты: -понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средства художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической работы, т.е. в процессе создания художественных образов; -восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства; --применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественной деятельности(работа в области живописи, графики, скульптуры); - освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах; -развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; - осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; 7 класс: Личностные результаты: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам семьи; -развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать , анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально нравственной оценке - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; Метапредметные результаты: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; -развитие художественно- образного мышления мышления человека как неотъемлемой части целостного -формирование способности к целостному художественному восприятию мира Предметные результаты: - формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, художественного вкуса и творческого воображения; - развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; -эмоционально- ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей; - воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; - приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств; изобразительных, декоративно-прикладных; - приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках; - развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; 8 класс: Личностные результаты: -воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; -формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры -овладение основами культуры практической художественными материалами и инструментами; творческой работы различными Метапредметные результаты: -воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, в национальных - образах предметно - материальной и пространственной среды и понимания красоты человека; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные результаты: - развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; - освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах; - воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; - приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств; изобразительных, декоративно-прикладных; - приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках; - развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; - развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Выпускник научится: Выпускник получит возможность научиться: Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества • понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией; • осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям; • понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека; • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы. • выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства; • определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике; • различать произведения разных эпох, художественных стилей; • различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма). Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства • понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества; • осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений; • осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией; • передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своѐ отношение к негативным явлениям жизни и искусства; • осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города. • понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе; • осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека; • понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим. Язык пластических искусств и художественный образ • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своѐ отношение к ним средствами художественного языка; • понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве; • создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя цвет, объѐм, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно- • анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников; • понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу; • анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа. творческого замысла в живописи, скульптуре, графике; • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объѐме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учѐтом местных условий). Виды и жанры изобразительного искусства • различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приѐмы работы с ними для передачи собственного замысла; • различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику; • различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приѐмы работы с ними для передачи собственного замысла. • определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства; • понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств. Изобразительная природа фотографии, театра, кино • определять жанры и особенности художественной фотографии, еѐ отличие от картины и нехудожественной фотографии; • понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино; • применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для • использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах; • применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop; • понимать и анализировать школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей — для школьного фильма); • применять компьютерные технологии в собственной художественно-творческой деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.). выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля; • понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного фильма. II. Содержание рабочей программы Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства. Тема 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Тема 6 класса - «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре. Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Тема 7 класса – «Дизайн и архитектура в жизни человека» - посвящена изучению архитектуры и дизайна, т.е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся. Тема 8 класса – «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» - является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства – театр, кино, телевидение – непосредственно связанные с изобразительными и являются сегодня господствующими. 5 класс. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 часа) ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (8 ч) Истоки языка декоративного искусства идут от народного крестьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусства — условно-символический. Учащихся необходимо подвести к пониманию того, что форма и цвет выступают здесь в роли знака, символизирующего определенную идею, а не изображающего конкретную реальность. Тема. Древние образы в народном искусстве 2 Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условносимволический характер. Тема. Убранство русской избы 1 Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир) Создание поисковых групп по направлениям народного искусства. Тема. Внутренний мир русской избы 1 Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Тема. Конструкция, декор предметов народного быта и труда1 Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда - область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Тема. Русская народная вышивка 1 Крестьянская вышивка - хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце. Тема. Народный праздничный костюм 1 Народный праздничный костюм целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. Тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы) 1 Календарные народные праздники это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Художественно- творческое задание СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (8 ч) Народное искусство сегодня живет не в крестьянском быту, а в иной среде городской, и совершенно иной жизнью. Задача - дать учащимся понимание этих форм бытования народных, крестьянских традиций в современной жизни, а также дать представление об общности народных художественных промыслов и их различиях. Тема предполагает акцент на местных художественных промыслах. Тема. Древние образы в современных народных игрушках 1 Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской в других местных форм игрушек. Тема. Единство формы и декора в старооскольской игрушке 1 Особенности пластической формы старооскольских глиняных игрушек. Мастера старооскольской игрушки. Тема. Искусство Гжели 1 Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией. Тема. Городецкая роспись 1 Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь - главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки — основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приемы городецкой росписи. Тема. Хохлома 1 Из истории развития хохломской росписи. Особенности хохломской росписи :главные элементы росписи: « под фон», «кудрина» . Тема. Жостово. Роспись по металлу 1 Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка. Тема. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. 1 Дерево и береста основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастьяптица света. Изделия из бересты. Резное узоречье берестяных изделий. Тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) 1 Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. Тест ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (12 ч) Это одна из важнейших тем в понимании роли декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Осознание роли искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива необходимо для грамотного использования в своей жизни предметов декоративного искусства. Тема. Зачем людям украшения 1 Беседа на тему: «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности». Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи. Тема. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества 2 Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоративного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества. Тема. Одежда говорит о человеке 3 Одежда, костюм не только служат практическим целям, они являются особым знаком - знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли. Эту тему предлагается раскрыть на материале декоративного искусства Древнего Китая (где была очень строгая регламентация в одежде людей разных сословий) и декоративного искусства Западной Европы ХVII века (эпоха барокко). Важно обратить внимание учащихся на то, что декоративно-прикладное искусство Западной Европы эпохи барокко совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора (украшений) остается та же выявлять роли людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам. Тема. О чем рассказывают гербы и эмблемы 3 Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений. В процессе беседы, сопровождающейся показом слайдов, следует обратить внимание учащихся на основные части классического герба, на изобразительные формы, взятые из жизни и мифологии, на их символическое значение, а также на символику цвета в классической геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)2 Итоговая игра-викторина (кроссворд) по теме четверти с широким привлечением учебных работ, показом слайдов произведений декоративно-прикладного искусства разных времен, с включением в игру художественных открыток, репродукций, собранных поисковыми группами. ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (6 ч) Знакомство с современным выставочным декоративно-прикладным искусством и создание коллективной работы в материале для украшения школы. Работа может быть сделана в любом материале. Учитель выступает здесь в роли режиссера и главного художника. Тема. Современное выставочное искусство 1 Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. Тема. Ты сам — мастер 6 Оставшиеся уроки IV четверти посвящены коллективной реализации в конкретном материале наиболее удачного из замыслов. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и т. д.) требует постепенного, поэтапного выполнения задуманного панно. Сначала вместе с педагогом выполняется «картон», т. е. эскиз будущей работы в натуральную величину. Общая ком позиция делится на фрагменты (которые выполняются отдельными учениками), их собирают в более крупные блоки, а затем монтируют в общее декоративное панно. Педагог вместе с учащимися решает, учитывая реальные условия, из какого материала будут выполняться декоративные работы. В конце учебного года устраивается отчетная выставка работ учащихся по декоративно-прикладному искусству, которую можно организовать как праздник «Украсим школу своими руками». 6 класс. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 часа) ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА (8 ч) Тема. Изобразительное искусство .Семья пространственных искусств 1 Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве. Художественные материалы Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа. Художественные материала и художественная техника. Тема. Рисунок — основа изобразительного творчества 1 Рисунок основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы в их выразительные возможности. Тема. Линия и ее выразительные возможности .Ритм линий1 Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников. Тема. Пятно как средство выражения. Ритм пятен 1 Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Тема. Цвет. Основы цветоведения 1 Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета, Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета. Тема. Цвет в произведениях живописи 1 Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д. Тема. Объемные изображения в скульптуре 1 Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением, Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства. Тема. Основы языка изображения 1 Беседа.(тест) Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения. МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ (8 ч) Тема. Реальность и фантазия в творчестве художника 1 Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение? Тема. Изображение предметного мира — натюрморт 1 Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в ХХ веке. Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира 1 Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы. Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива 1 Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса. Тема. Освещение. Свет и тень 1 Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине. Тема. Натюрморт в графике 1 Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски. Тема. Цвет в натюрморте 1 Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы) Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве ХТХ—ХХ веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Художественнотворческое задание ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ (10 ч) Тема. Образ человека — главная тема искусства 1 Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты. Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции 1 Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика. Тема. Изображение головы человека в пространстве 2 Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов. Тема. Портрет в скульптуре 1 Человек основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Тема. Графический портретный рисунок 1 Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала. Тема. Сатирические образы человека 1 Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. дружеский шарж. Тема. Образные возможности освещения в портрете 1 Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения. Тема. Роль цвета в портрете 1 Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура. Тема. Великие портретисты 1 Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Тема. Портрет в изобразительно м искусстве 20 века 2 Особенности и направления развития портретного образа и изображения человека в европейском искусстве 20 века. Знаменитые мастера :П.Пикассо,А.Матисс,С. Дали. Роль и место живописного портрета в отечественном искусстве 20 века. Кроссворд ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО . ПЕЙЗАЖ(8 ч) Тема. Жанры в изобразительном искусстве 1 Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой в исторический жанры. Тема. Изображение пространства 1 Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом, Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы в его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве ХХ века и его образный смысл. Тема. Правила построения перспективы .Воздушная перспектива1 Перспектива учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности. Пейзаж — большой мир Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл. Тема. Пейзаж-настроение. Природа и художник 1 Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Тема. Пейзаж в русской живописи 1 История формирования образа природы в русском искусстве. Образы природы в произведениях А.Венецианова, А.Саврасова, И.Шишкина Тема. Пейзаж в графике.1 Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных художников. Многообразие графических техник. Городской пейзаж Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве ХХ века. Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа. Задание: создание графической композиции «Наш (мой) город». Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл 1 Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства. Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства—труд души. Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника. 7 класс ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 34 часа Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир который создал человек Художник –дизайн - архитектура. Искусство композиции- основа дизайна и архитектуры (8ч.) Тема. Основы композиции и в конструктивных искусствах 1 Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос» Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции - все вариации рассматриваются на примере простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.). Тема. Прямые линии и организация пространства 2 Решение с помощью простейших композиционных элементов художественноэмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ. Тема. Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна 1 Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость. Тема. Буква - строка - текст. Искусство шрифта 1 Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции. Тема. Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. 1 Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки. Тема. В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна 2 Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология. Художественно – творческое задание В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ .ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ. (8ч) Тема. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. 1 Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плоскостного изображения объемов, когда точка - вертикаль, круг цилиндр или шар, кольцо - цилиндр и т. д. Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа. Тема .Взаимосвязь объектов в архитектурном макете1 Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета. Тема. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля 1 Про слеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции. Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии. Тема. Важнейшие архитектурные элементы здания 1 Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Использование элементов здания в макете проектируемого объекта. Тема. Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени 1 Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального. Красота - наиболее полное выявление функции вещи. Тема. Форма и материал1 Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника - от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т. д.). Тема. Цвет в архитектуре и дизайне .Роль цвета в формотворчестве.2 Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологическое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета: его нахождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ КАК СРЕДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. (11ч.) Тема. Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого 2 Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом. Тема. Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. 1 Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Ее технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учетом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве. Тема. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица 1 Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда. Тема. Вещь в городе и дома. Городской дизайн2 Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д. Тема. Интерьер и вещь в доме. Днзайн - пространственно-вещной среды интерьера 2 Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.). Тема. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства 2 Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственноконструктивного мышления. Обучение технологии макетирования путем введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и т. д.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоем, дорога, газон и т. д.). Тема. Ты - архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление 2 Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики. Художественно- творческое задание ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ.ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (7 ч.) Тема. Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне , как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом1 Мечты и представления учащихся о своем будущем жилище,реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Мой дом - мой образ жизни. Учет в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач. Тема. Интерьер, который мы создаем1 Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование). Тема. Пугало в огороде… или под шепот фонтанных струй1 Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы. Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоемы и мини пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц ит. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере. Тема. Мода, культура и ты.Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды 1 Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон. I Тема. Встречают по одежке 1 О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодежная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться»? Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и ее выражение в одежде. Стереотип и кич. Тема. Автопортрет на каждый день 1 Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода. Тема. Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна 1 Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и т. д., определяющей форму поведения и контактов в обществе. Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика. Моделируя себя - моделируешь мир Человек - мера вещного мира. Он или его хозяин или раб. Создавая «оболочку» имидж, создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра. Заключительное занятие года, которое проводится в свободной форме на примере выставки сделанных учащимися работ. Занятие демонстрирует понимание учащимися роли дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, показывает понимание места этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств. Выставка учащихся. 8 класс. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ , КИНО , НА ТЕЛЕВИДЕНИИ (34ч) Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8ч) Образная сила искусства. Изображение в театре и кино.1 Специфика изображения в произведениях театрального и экранного искусства. Жанровое многообразие театральных спектаклей. Театральное искусство и художник. Правда и магия театра1 Актер – основа театрального искусства. Сценография – элемент единого образа спектакля. Устройство сцены и принципы театрального макетирования. Сценография - особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены.1 Различия в творчестве сценографа и художника – живописца. Основные задачи театрального художника. Типы декорационного оформления спектакля. Сценография искусство и производство 1 Этапы и формы работы театрального художника. Элементы декорационного оформления сцены. Костюм, грим и маска , или магическое «если бы».Тайны актерского перевоплощения1 Образность и условность театрального костюма. Отличия бытового костюма , грима, прически от сценического. Костюм – средство характеристики персонажа. Художник в театре кукол. Привет от Карабаса – Барабаса2 Ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора актера в создании образа персонажа. Виды театра кукол. Технологии создания простейших кукол. Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок.1 Анализ этапов создания театральной постановки. Важнейшая роль зрителя. Многофункциональность современных сценических зрелищ. ЭСТАФЕТА ИСКУСТВ: ОТ РИСУНКА К ФОТОГРАФИИ.ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И ТЕХНОЛОГИЙ 8ч. Фотография – взгляд сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности.1 Становление фотографии как искусства. Искусство фотографии. Фотографическое изображение- не реальность , а новая художественная условность. Грамота фитокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать.1 Опыт изобразительного искусства - фундамент съемочной грамоты. Композиция в живописи и фотографии. Выбор объекта, точки съемки, ракурс и крупность плана как художественно - выразительные средства в фотографии. Фотография искусство « светописи».Вещь : свет и фактура.1 Свет – средство выразительности и образности. Фотография искусство светописи. Операторская грамота съемки фотонатюрморта. « На фоне Пушкина снимается семейство».Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.1 Образные возможности цветной и черно - белой фотографии. Световые эффекты. Цвет в живописи и фотографии. Фотопейзаж – хранилище визуально – эмоциональной памяти об увиденном. Человек на фотографии. Операторское мастерство фотооператора.1 Анализ образности фотопортрета: художественное обобщение или изображение конкретного человека. Постановочный или репортажный фотопортрет. Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.1 Фотоизображение как документ времени, летопись запечатленных мгновений истории. Методы работы над событийным репортажем. Семейная фотохроника. Операторская грамотность фоторепортажа. Фотография и компьютер. Документ для фальсификации: факт и его компьютерная трактовка.2 Фотография остановленное и запечатленное навсегда время. Правда и ложь в фотографии. Возможности компьютера в обработке фотографий. ФИЛЬМ ТВОРЕЦ И ЗРИТЕЛЬ. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИСКУСТВЕ КИНО? 11ч Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.3ч Кино – синтез слова, звука, музыки. Экранное изображение - эффект последовательной смены кадров, их соединение. Художественная условность пространства и времени в фильме. Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме.3 Коллективность художественного творчества в кино. Роль режиссера и оператора в создании визуального образа фильма. Специфика творчества художника – постановщика в игровом фильме. От большого экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка.3 Элементарные основы киноязыка и кинокомпозиции. Фильм – рассказ в картинках. Понятие кадра и плана. Бесконечный мир кинематографа.1 Искусство анимации. Многообразие жанровых киноформ. История и специфика рисовального фильма. ТЕЛЕВИЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРА. ЭКРАН – ИСКУССТВО – ЗРИТЕЛЬ 7ч. Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.2 Телевидение – новая визуальная технология. Художественный вкус и культура. Интернет – новейшее коммуникативное средство. Актуальность и необходимость зрительской творческой телеграмоты. Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика : от видеосюжета до телерепортажа.2 Специфика телевидения – это « сиюминутность» происходящего на экране. Опыт документального репортажа. Основы школьной тележурналистики. Киноглаз, или Жизнь в врасплох.1 Кинонаблюдение – основа документального видеотворчества. Метод кинонаблюдения – основное средство изображения события и человека в документальном фильме телерепортаже. Телевидение, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка.1 Киноязык и коноформы не являются чем- то застывши и неизменным. Анализ эволюции выразительных средств и жанровых форм современного телевидения. Роль и возможности экранных форм в активизации художественного сознания и творческой видеодеятельности молодежи в интернет – пространстве. В царстве кривых зеркал, или Вечные истина искусства.1 Роль визуально –зрелищных искусств. В обществе и жизни человека. Позитивная и негативная роль СМИ. Телевидение – регулятор интересов и запросов общества. III. Тематическое планирование № Наименование темы Всего часов п/п ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (5 класс) 1. 2. 3. 4. Древние корни народного искусства Древние образы в народном искусстве Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. 8 2 1 1 5. 6. 7. 8. 9. 10. 1 Конструкция и декор предметов народного быта. 1 Русская народная вышивка. 1 Народный праздничный костюм. 1 Народные праздничные обряды. 8 Связь времен в народном искусстве Древние образы в современных народных 1 игрушках. 11. Единство формы и декора в старооскольской 1 народной игрушке 12. Искусство Гжели. 1 13. Городецкая роспись. 1 14. Хохлома. 1 15. Жостово. Роспись по металлу. 1 16. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба 1 по бересте. 17. Роль народных художественных промыслов в 1 современной жизни. 18. Декор- человек, общество, время. 12 19. Зачем людям украшения. 1 20. Роль декоративного искусства в жизни древнего 2 общества. 21. Одежда «говорит » о человеке. 4 22. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. 4 23. Роль декоративного искусства в жизни человека и 1 общества. 24. Декоративное искусство в современном мире 6 25. Современное выставочное искусство. 1 26. Ты сам- мастер. 5 27. 34 Итого часов ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (6 класс) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Виды изобразительного искусства и основы образного языка Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы. Рисунок- основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения. Мир наших вещей. Натюрморт. Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира- натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости и линейная 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 перспектива. 16. Освещение. Свет и тень. 1 17. Натюрморт в графике. 1 18. Цвет в натюрморте. 1 19. Выразительные возможности натюрморта. 1 20. Вглядываясь в человека. Портрет 10 21. Образ человека – главная тема в искусстве. 1 22. Конструкция головы человека и ее основные 1 пропорции. 23. Изображение головы человека в пространстве. 1 24. Портрет в скульптуре. 1 25. Графический портретный рисунок. 1 26. Сатирические образы человека. 1 27. Образные возможности освещения в портрете. 1 28. Роль цвета в портрете. 1 29. Великие портретисты прошлого. 1 30. Портрет в изобразительном искусстве 20 века. 1 31. Человек и пространство. Пейзаж 8 32. Жанры в изобразительном искусстве. 1 33. Изображение пространства. 1 34. Правила построения перспективы. Воздушная 1 перспектива. 35. Пейзаж- большой мир. 1 36. Пейзаж настроения. Природа и художник. 1 37. Пейзаж в русской живописи. 1 38. Пейзаж в графике. 1 39. Городской пейзаж. 1 40. Итого часов 34 ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (7 класс) 1. Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек. 2. Художник- дизайн- архитектура. 8 Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры 3. Основы композиции в конструктивных искусствах 4. Гармония, контраст и выразительность 1 плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!» 5. Прямые линии и организация пространства. 1 6. Цвет – элемент композиционного творчества. 1 7. Свободные формы: линии и тоновые пятна. 1 8. Буква-строка- текст 9. Искусство шрифта. 1 10. Когда текст и изображение вместе 11. Композиционные основы макетирования в 1 графическом дизайне. 12. В бескрайнем море книг и журналов 13. Многообразие форм графического дизайна. 2 14. В мире вещей и зданий. Художественный язык 8 конструктивных искусств Объект и пространство От плоскостного изображения к объемному макету. 1 1 Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое Здание как сочетание различных объемов. 1 Понятие модуля. 20. Важнейшие архитектурные элементы здания. 1 21. Красота и целесообразность 22. Вещь как сочетание объемов и образ времени. 1 23. Форма и материал. 1 24. Цвет в архитектуре и дизайне 25. Роль цвета в формотворчестве. 2 26. Город и человек. Социальное значение дизайна 11 и архитектуры в жизни человека 27. Город сквозь времена и страны 28. Образы материальной культуры прошлого. 1 29. Город сегодня и завтра 30. Пути развития современной архитектуры и 1 дизайна. 31. Живое пространство города 32. Город, микрорайон, улица. 1 33. Вещь в городе и дома 34. Городской дизайн. 2 35. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно - 2 вещной среды интерьера. 36. Природа и архитектура 37. Организация архитектурно – ландшафтного 2 пространства 38. Ты – архитектор! 39. Замысел архитектурного проекта и его 2 осуществление. 40. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. 7 Образ жизни и индивидуальное проектирование 41. Мой дом – мой образ жизни 42. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя 1 дом. 43. Интерьер, который мы создаем. 1 44. Пугало в огороде, или… под шепот фонтанных 1 струй. 45. Мода, культура и ты 46. Композиционно-конструктивные принципы 1 дизайна одежды. 47. Встречают по одежке. 1 48. Автопортрет на каждый день. 1 49. Моделируй себя – моделируешь мир. 1 50. Итого часов 34 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ (8 КЛАСС) 15. 16. 17. 18. 19. 1. Художник и искусство театра. Роль 8 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. изображения в синтетических искусствах Образная сила искусства. Изображение в театре и кино. Театральное искусство и художник. Правда и магия театра. Сценография – особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены. Сценография – искусство и производство. Костюм, грим, маска, или магическое « если бы».тайны актерского перевоплощения. Художник в театре кукол. Привет от Карабаса Барабаса! Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий. Фотография – взгляд, сохраненный навсегда. Фотография – новое изображение реальности. Грамота фитокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать. Фотография искусство « светописи».Вещь : свет и фактура. « На фоне Пушкина снимается семейство».Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. Человек на фотографии. Операторское мастерство фотооператора. Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. Фотография и компьютер. Документ для фальсификации: факт и его компьютерная трактовка. Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино. Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме. От большого экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка. Воплощение замысла Чудо движения: увидеть и передать Бесконечный мир кинематографа. Компьютерный анимационный фильм Телевидение – пространство, культуры? Экран – искусство – зритель Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения. 1 1 1 1 1 2 1 8 1 1 1 1 1 1 2 11 3 3 1 1 1 1 1 7 2 27. Телевидение документальное кино. Телевизионная документалистика : от видеосюжета до телерепортажа. 28. Жизнь в врасплох, или Киноглаз 29. Телевидение, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка. 30. В царстве кривых зеркал, или Вечные истина искусства. 2 31. Итого часов 34 и 1 1 1