Рабочая программа по ОБЖ 5-9 класс ФГОС

Приложение
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский»,
утвержденной приказом
МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский»
от 29.08.2018 г. № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
для 5 - 9 классов

1

Содержание
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
2. Содержание учебного предмета
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
.

2

3
13
18

Планируемые результаты освоения программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Личностные результаты освоения программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему
многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве
гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и
ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
(идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств,
находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное
отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных,
духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об
основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения
нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к
учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения
семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи.
3

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию
образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к
конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению
переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие
в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе
упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся;
включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового
общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;
идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере
организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности,
ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в
группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа,
проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества,
способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и
коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально4

ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально- ценностному освоению мира, самовыражению и
ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,
выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями,
сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и
личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического
мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к
художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению
природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения программы:
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их
выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
5

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной
задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи
и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения
цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их
устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач
определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей
учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей
деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках
предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии
планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для
получения запланированных характеристик продукта/результата;
6

устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по
завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик
продукта;
с верять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся
сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств,
различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с
целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных
внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других
обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к
получению имеющегося продукта учебной деятельности;

7

демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта
успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления),
эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
в ыделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать
факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств
выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки
достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской
деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая;
объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные
последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
8

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией
или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач.
Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью
знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта
для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
п
 реобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного
(символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе
имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического,
эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки
продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
9

преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и
нехудожественный –
учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
в ыражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
10

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной
коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы,
перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно
таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
в ыделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с
другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны
собеседника задачи, формы или содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе
и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
11

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством
учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного
контакта и обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
(далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и
практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами
естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программноаппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе:
вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и
правила информационной безопасности.
Предметные результаты освоения программы по предмету
Выпускник научится:
классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;
использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием
бытовых приборов;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов
контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
12

б
 езопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
а декватно оценивать ситуацию дорожного движения;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
безопасно применять первичные средства пожаротушения;
с облюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства правила поведения на
транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном);
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
а декватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и
государства;
предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и
государства;
предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;
классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для
личности, общества и государства;
классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;
13

адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе
взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки
похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;
классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих
ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;_
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;
оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и
государства;
классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с
учетом нагрузок;
в ыявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
безопасно использовать ресурсы интернета;
анализировать состояние своего здоровья;
определять состояния оказания неотложной помощи;
использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
классифицировать средства оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
и
 звлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
о казывать первую помощь при ушибах;
14

оказывать первую помощь при растяжениях;
о казывать первую помощь при вывихах;
оказывать первую помощь при переломах;
оказывать первую помощь при ожогах;
оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
оказывать первую помощь при отравлениях;
оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
безопасно анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую
деятельность;
анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;
классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и
обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
оказывать первую помощь при коме;
15

оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные
источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать
предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной
безопасности;
творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
Содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной экологической
обстановкой, предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы
контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Основные правила пользования бытовыми приборами и
инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др. Безопасность на дорогах. Правила
поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном),
ответственность за их нарушения. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства
индивидуальной защиты велосипедиста. Пожар его причины и последствия. Правила поведения при пожаре Первичные
средства пожаротушения Средства индивидуальной защиты. Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на
воде. Правила безопасности в туристических походах и поездках. Правила поведения в автономных условиях. Сигналы
бедствия, способы их подачи и ответы на них. Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира,
улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество, самозащита покупателя ).
Элементарные способы самозащиты. Информационная безопасность подростка.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них (землетрясения, извержения вулканов,
оползни, обвал ы, лавины, ураганы, бури, смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный снегопад,
16

сильный гололед, метели, снежные заносы, наводнения, половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и степные пожары,
эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Рекомендаци и по безопасному поведению. Средства индивидуальной защиты.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них(аварии на радиационно-опасных, химически
опасных, пожароопасных и взрывоопасных, объектах экономики, транспорте, гидротехнических сооружениях).
Рекомендации по безопасному поведению. Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы
безопасности личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и
наркотическую деятельность. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Личная безопасность при
террористических актах и при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная
безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по
освобождению заложников. Личная безопасность при посещении массовых мероприятий.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие факторы здорового образа жизни (физическая
активность, питание, режим дня, гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания
употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье.
Профилактика вредных привычек и их факторов . Семья в современном обществе. Права и обязанности супругов.
Защита прав ребенка.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении. Извлечение инородного
тела из верхних дыхательных путей. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь
при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания,их
профилактика. Первая по мощь при отравлениях. Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при
укусе насекомых и змей . Первая помощь при остановке сердечной деятельности. Первая помощь при коме.
Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током.
Содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» по классам.
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
17

5класс: Человек и окружающая среда. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами,
средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др. Безопасность на дорогах. Правила безопасного
поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Пожар его причины
и последствия. Правила поведения при пожаре Первичные средства пожаротушения Средства индивидуальной защиты.
Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража,
мошенничество, самозащита покупателя). Элементарные способы самозащиты.
Информационная безопасность подростка. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Экология и
безопасность. Опасные ситуации социального характера. Безопасность на водоёмах. Обеспечение личной
безопасности при угрозе террористического акта.
Наиболее опасные террористические акты. Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации
техногенного характера. Современный комплекс проблем безопасности социального характера.
6 класс: Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Правила поведения на
транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), ответственность за их нарушения Правила
безопасности в туристических походах и поездках. Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия,
способы их подачи и ответы на них.
Подготовка к активному отдыху на природе. Активный отдых на природе и безопасность. Дальний (внутренний) и
выездной туризм, меры безопасности.
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде. Ориентирование на
местности. Определение своего места нахождения и направления движения на местности. .Подготовка к выходу на
природу. Правила безопасности в туристических походах и поездках.. Определение места для бивака и организация
бивачных работ. Определение необходимого снаряжения для похода. Обеспечение личной безопасности при следовании
к местам отдыха наземными видами транспорта. Обеспечение личной безопасности на водном транспорте..
Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте. Опасные погодные явления. Обеспечение безопасности
при встрече с дикими животными в природных условиях.. Укусы насекомых и защита от них.. Клещевой энцефалит и
его профилактика.
7 класс: Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
18

8 класс: Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, предельно
допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Водоемы. Правила поведения у воды и оказания
помощи на воде. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение безопасности в случае захвата в
заложники или похищения. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
9 класс: Современный комплекс проблем безопасности социального характера.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
5 класс: Ответственность несовершеннолетних за правонарушения.
7 класс: Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них (землетрясения, извержения
вулканов, оползни, обвал ы, лавины, ураганы, бури, смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный
снегопад, сильный гололед, метели, снежные заносы, наводнения, половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и степные
пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной
защиты. Пути и средства вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность.
8 класс: Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии на радиационно-опасных,
химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных, объектах экономики, транспорте, гидротехнических
сооружениях). Рекомендации по безопасному поведению. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций
9 класс: Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности личности и общества. Личная
безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при
взрыве). Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении
мероприятий по освобождению заложников. Личная безопасность при посещении массовых мероприятий. Правовые
основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Организационные основы по защите населения
страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Основные мероприятия, проводимые в Российской
Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
5 класс: : Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства. Основные причины
возникновения терроризма и экстремизма. Наказание за участие в террористической и экстремистской
деятельности.
19

6 класс: Захват террористами воздушных и морских судов, других транспортных средств. Правила безопасного поведения при
захвате. Порядок действий во время операции по освобождению заложников. Взрывы в местах массового скопления людей. Места
массового скопления людей. Проявление бдительности как мера предотвращения терактов. Признаки установки взрывного устройства.
Правила безопасного поведения при непосредственной угрозе взрыва и после него. Оказание первой помощи и здоровый образ жизни Основы
медицинских знаний и оказание первой помощи.

7 класс: Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму. Роль нравственной позиции и
выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения.
8 класс: Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование
антитеррористического поведения.
9 класс: Противодействие терроризму в мировом сообществе. Нормативно-правовая база противодействия
терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации. Положения Конституции Российской Федерации.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Концепция противодействия терроризму
в Российской Федерации. Содержание законов Российской_ Федерации о противодействии терроризму и
экстремистской деятельности. Национальный антитеррористический комитет (НАК).
Деятельность Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков России (ФСКН
России) по остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии.
Профилактика наркозависимости.
Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. Роль
правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма.
Контртеррористическая операция. Участие Вооружённых сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Профилактика террористической деятельности.
Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористическойи
экстремистской деятельности. Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное
поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности. Обеспечение личной безопасности при угрозе
террористического акта. Взрывы в местах массового скопления людей. Захват воздушных и морских судов, автомашин
20

и других транспортных средств и удерживание в них заложников. Правила поведения при возможной опасности
взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произошёл.
Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники. Обеспечение безопасности при захвате самолёта.
Правила поведения при перестрелке.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
5класс: Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие факторы здорового образа жизни
(физическая активность, питание, режим дня, гигиена.
6 класс: Здоровый образ жизни и профилактика утомления.. Основные правила пользования персональными
компьютерами. Информационная безопасность подростка.. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье
человека. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания.. Влияние наркотиков и
других психоактивных веществ на здоровье человека
8 класс: Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания употребление алкоголя и наркотических
веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и их
факторов
9 класс: Семья в современном обществе. Права и обязанности супругов. Защита прав ребенка. Ранние половые связи и
их отрицательные последствия для здоровья человека. Правовые аспекты взаимоотношения полов.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
5 класс: Основы оказания первой помощи. Первая по мощь при отравлениях. Оказание ПМП при ушибах, ссадинах.
6 класс: Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении. Первая помощь при тепловом
(солнечном) ударе. Первая помощь при укусе насекомых и змей .
7 класс: Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении .Первая помощь при ушибах и растяжениях,
вывихах и переломах. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их профилактика.
8 класс: Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током. Извлечение инородного тела из
верхних дыхательных путей.
9 класс: Первая помощь при остановке сердечной деятельности. Первая помощь при коме.
21

22

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
5 класс
№

1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11

12
13
14

Тема
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1Основы комплексной безопасности
Человек, среда его обитания, безопасность человека
1.Город как среда обитания.
2. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.
3. Особенности природных условий в городе. Человек и окружающая среда
4. Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность
5. Безопасность в повседневной жизни
Опасные ситуации техногенного характера
1. Безопасность на дорогах.
2.Пешеход. Правила безопасного поведения пешехода.
3. Пассажир. Правила безопасного поведения пассажира.
4. Водитель. Правила безопасного поведения велосипедиста. Средства индивидуальной защиты
велосипедиста.
5. Пожар его причины и последствия. Правила поведения при пожаре .Первичные средства
пожаротушения .
6 . Безопасное поведение в бытовых ситуациях Основные правила пользования бытовыми
приборами и инструментами, средствами бытовой химии.
Опасные ситуации природного характера
1.Погодные условия и безопасность человека.
2. Безопасность на водоемах.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
1.ЧС природного характера.
23

Кол-во часов
(22 ч)
(15ч)
(5ч.)
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
(6ч)
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч

(2ч.)
1ч.
1ч.
(2ч.)
1ч.

15

16
17
18

19
20
21
22

23
24
25
26
27

2.ЧС техногенного характера
Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации
Опасные ситуации социального характера, антиобщественного поведения
1. Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд,
лифт,
карманная кража, мошенничество, самозащита покупателя ).
2. Обеспечение личной безопасности дома.
3. Обеспечение личной безопасности на улице. Элементарные способы самозащиты
Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства
1.Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения.
2. Виды экстремистской террористической деятельности.
3. Наиболее опасные террористические акты и их последствия. Обеспечение личной
безопасности при
угрозе террористического акта.
4. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни
Р.4. Основы здорового образа жизни
Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
2. Составляющие здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня,
гигиена).
3. Рациональное питание. Гигиена питания.
Факторы, разрушающие здоровья
1. Вредные привычки и их факторы их влияние на здоровье.
2. 2 ЗОЖ и профилактика вредных привычек.
Раздел 5. основы медицинских знаний и оказание первой помощи
ПМП и правила ее оказания
24

1ч.
(7ч.)
(3ч.)
1ч.
1ч.
1ч.

(4ч.)
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

(13ч.)
(5ч.)
3ч.)
1ч.
1ч.
1ч.
(2ч.)
1ч.
1ч.
(7ч.)
(7ч.)

1. Основы оказания первой помощи
2. Оказание ПМП при ушибах, ссадинах.
3. ПМП при отравлениях
4. Тестовая работа
5. практическое занятие
6. практическое занятие
7. практическое занятие
8.резервный урок

28
29
30
31
32
33
34

1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
Итого

34 ч

6 класс

1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
11

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1 Основы комплексной безопасности
Подготовка к активному отдыху на природе
1.Природа и человек.
2. Ориентирование на местности.
3 Определение своего места нахождения и направления движения на местности.
4. Подготовка к выходу на природу. Правила безопасности в туристических походах и
поездках.
5. Определение места для бивака и организация бивачных работ.
6. Определение необходимого снаряжения для похода
Активный отдых на природе и безопасность
1.Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе.
2. Подготовка и проведение пеших походов.
3. Подготовка и проведение лыжных походов.
4. Водные походы и обеспечение безопасности на воде.
25

(25ч)
(25 ч)
(6ч)
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
(5ч)
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

12
13
14
15
16
17

18
19
20
21

22
23
24
25

5 Велосипедные походы и безопасность туристов
Дальний ( внутренний ) и выездной туризм и меры безопасности
1.Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем
(внутреннем) и
выездном туризме.
2. Акклиматизация человека в различных климатических условиях.
3. Акклиматизация человека в горной местности.
4. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными
видами транспорта.
5 Обеспечение личной безопасности на водном транспорте.
6. Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной
среде
1. Автономное существование человека в природной среде. Правила поведения в
автономных условиях
2. Добровольная автономия человека в природной среде.
3. Вынужденная автономия человека в природной среде. Сигналы бедствия, способы
их подачи и ответы
на них.
4. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном
существовании.
Опасные ситуации в природных условиях
1Опасные погодные явления.
2. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.
3. Укусы насекомых и защита от них.
4. Клещевой энцефалит и его профилактика.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни
26

1ч.
(6ч).
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

(4ч)
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

(4ч)
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
(10ч.)

26
27
28
29

30
31
32
33
34

1
2
3

Раздел 5. основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Первая помощь при неотложных состояниях
1.Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях.
2. Оказание первой помощи при травмах.
3. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге.
4. Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни
Здоровье человека и факторы, на него влияющие
1.Здоровый образ жизни и профилактика утомления.
2. Основные правила пользования персональными компьютерами. Информационная
безопасность
подростка.
3. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Бытовые
приборы контроля
качества окружающей среды и продуктов питания.
4. Тестовая работа
5. Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека
итого
7 класс
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства Раздел 1Основы
комплексной безопасности
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера
1.Различные природные явления.
2.Общая характеристика природных явлений.
3. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера
27

(4ч.)
(4ч)
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
5ч.
5ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

34ч

(26 ч)
(16ч)
(3 ч)
1ч.
1ч.
1ч.

4
5
6

7
8
9
10
11
12
13

14
15
16

17
18
19
20

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения
1.. Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия.
2.Правила безопасного поведения населения при землетрясении.
3.Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов

(3 ч)
1ч.
1ч.
1ч.

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения
1. Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия.
2. Смерчи
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения
1. Наводнения. Виды наводнений и их причины.
2. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.
3. Сели и их характеристика.
4. Цунами и их характеристика.
5. Снежные лавины

(2 ч)
1ч.
1ч.
(5 ч)
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального
происхождения
1.. Лесные и торфяные пожары и их характеристика.
2 Основные инфекционные заболевания,их профилактика
3.Эпизоотии и эпифитотии
Раздел 2 Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения
1. Защита населения от последствий землетрясений.
2.Последствия извержения вулканов. Защита населения.
3.Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения
Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического
происхождения

(3 ч)
1ч.
1ч.
1ч.

28

(8 ч)
(3 ч)
1ч.
1ч.
1ч.
(1ч)
1ч.

21
22
23
24

25
26

27
28
29

30
31
32

1.. Защита населения от последствий ураганов и бурь
Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения
1. Защита населения от последствий наводнений
2. Защита населения от последствий селевых потоков.
3. Защита населения от цунами
Защита населения от природных пожаров
1. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской
Федерации
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму
1. Пути и средства вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и
наркотическую
деятельность.
2.Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании
антитеррористического
поведения.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел 4. Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека
1.Психологическая уравновешенность.
2.Стресс и его влияние на человека.
3.Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Первая помощь при неотложных состояниях
1. Первая медицинская помощь и правила её оказания.
2. Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении.
3.Тестовая работа
29

(3 ч)
1ч.
1ч.
1ч.
(1ч)
1ч.
(2 ч)
(2 ч)
1ч.
1ч.

(8 ч)
(3 ч)
(3 ч)
1ч.
1ч.
1ч.
( 5 ч)
(5 ч)
1ч.
1ч.
1ч.

33
34

4. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах.
5. Общие правила транспортировки пострадавшего
итого.

1ч
1ч.
34 ч

8 класс

1
2
3

4
5
6
7
8
9
10
11

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. Основы комплексной безопасности
Пожарная безопасность
1.Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.
2.Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.
3.Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности.
Обеспечение
личной безопасности при пожарах
Безопасность на дорогах
1.. Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей.
2.Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров.
3.Велосипедист — водитель транспортного средства
Безопасность на водоёмах
1. Водоемы .Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях.
2.Безопасный отдых на водоёмах. Правила поведения у воды.
3.Оказание помощи терпящим бедствие на воде
Экология и безопасность
1.Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.
2. Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной экологической
обстановкой,
30

(23 ч)
(16 ч)
(3 ч)
1ч.
1ч.
1ч.
(3 ч)
1ч.
1ч.
1ч.
(3 ч)
1ч.
1ч.
1ч.
(2 ч)
1ч.
1ч.
1ч.

12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22
23

24
25
26
27

предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия
1.Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
2.Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия.
3.Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия.
4.Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные
последствия.
5.Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций
1.Обеспечение радиационной безопасности населения.
2.Обеспечение химической защиты населения.
3.Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах.
4.Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
1.Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
2.Эвакуация населения.
3.Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного
характера
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел 4. Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни и его составляющие
1.Здоровье как основная ценность человека.
2.Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.
3.Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества.
4.Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья
человека и
31

(5 ч)
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
(7 ч)
(4 ч)
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
(3 ч)
1ч.
1ч.
1ч.
(11 ч)
(7ч)
(7ч)
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

общества.
5.Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.
6. Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания употребление алкоголя
и
наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье.
Профилактика
вредных привычек и их факторов
7.Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Первая помощь при неотложных состояниях
1. Тестовая работа
2. Перва помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами .
3. Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током.
4. Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей.
5.Резервный час
итого
9 класс

28
29

30

31
32
33
34

1
2
3
4

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. Основы комплексной безопасности
Национальная безопасность в России в современном мире
1.Современный мир и Россия.
2..Национальные интересы России в современном мире.
3.Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.
4.Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную
безопасность России
ЧС мирного и военного времени и национальная безопасность России
32

1ч.
1ч.
1ч.

(4 ч)
4 ч)
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
34ч.
(24 ч)
(8 ч)
(4 ч)
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
4 ч)

5
6
7
8

9
10
11

12
13
14
15

16
17

1. ЧС и их классификация. Правовые основы обеспечения защиты населения от
чрезвычайных ситуаций.
2. Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия.
3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера их причины.
4. Угроза военной безопасности России.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени
1.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС).
2.Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и
обороноспособности страны.
3.МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
1.Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от
чрезвычайных
ситуаций. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
2.Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций.
3.Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
4.Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Терроризм и экстремизм: их причины и последствия
1. Терроризм, экстремизм, наркотизм- сущность и угрозы безопасности личности и общества.
2.Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы
осуществления
33

1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
(7 ч)
(3 ч)
1ч.
1ч.
1ч.

(4 ч)
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

(9 ч)
(2 ч)
1ч.
1ч.

18
19
20

21
22

23

24

25
26
27
28

Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму и наркотизму в
Российской Федерации
1.Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму.
2.Общегосударственное противодействие терроризму.
3.Нормативно-правовая база противодействия наркотизму.
Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в
Российской
Федерации
1Контртеррористическая операция.
2.Организационные основы противодействия терроризму, наркотизму в Российской
Федерации
Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика
наркозависимости
1. Личная безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного
предмета,
возможной угрозе взрыва (при взрыве).
2. Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при
проведении мероприятий по освобождению заложников. Личная безопасность при
посещении массовых мероприятий.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел 4. Основы здорового образа жизни
Здоровье — условие благополучия человека
1.Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность.
2.Здоровый образ жизни и его составляющие.
3.Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
1. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.Правовые
34

(3 ч)
1ч.
1ч.
1ч.
(2 ч)
1ч.
1ч.

(2 ч)
1ч.
1ч.

(10 ч)
(7 ч)
(3 ч)
1ч.
1ч.
1ч.
(2 ч)
1ч.

29

30
31
32

33
34

аспекты
взаимоотношения полов.
2.Инфекции, передаваемые половым путём. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИД
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
1.Брак и семья. Семья в современном обществе.
2.Семья и здоровый образ жизни человека. Основы семейного права в Российской
Федерации( права и
обязанности супругов. Защита прав ребенка).
3. Тестовая работа
Оказание первой помощи
1. Первая помощь при остановке сердечной деятельности.
2.Первая помощь при коме.
итого

35

1ч.
(3 ч)
1ч.
1ч.
1ч

( 2ч.)
1ч.
1ч.
34ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».