Я и мои права

Приложение к Основной
образовательной программе
дополнительного образования
МБОУ ПГО «СОШ п.Зюзельский»,
Утвержденной приказом
МБОУ ПГО «СОШ п.Зюзельский»,
от 27.08.2021г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
дополнительного образования социально-гуманитарной направленности
«Я и мои права»
для 8 - 9 классов

Пояснительная записка

Знания о правах и свободах человека являются одной из составляющих
модернизации содержания образования. При изучении прав человека формируется
система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания и
умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе,
воспитываются понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям,
толерантность,

стремление

к

использованию

ненасильственных

средств

разрешения конфликтов, развиваются чувства солидарности и стремление к
сотрудничеству с другими людьми.
Изучение

прав

культурологическую,

человека

выполняет

важные

образовательно-правовую,

функции:

философско-

психолого-развивающую,

воспитательно-формирующую, коррекционную.
Новизна: Программа представляет собой гибкую систему модулей, легко
учитывает возраст и уровень обученности детей, содержит учебный материал,
актуальный и полезный не только для развития учебной мотивации и выбора
профиля обучения, но и для повседневной жизни, расширения кругозора
школьников.
Актуальность: Статистика утверждает, что в России очень много семей, которые
так

или

иначе не пострадали

от преступления

(в том числе онлайн

мошенничество). Однако самому осваивать лабиринты законов нелегко. Данный
курс может служить самоучителем и позволяет в увлекательной и доступной
форме рассказать подросткам об их правах и обязанностях.
Педагогическая целесообразность:
1. Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в
будущем в общественной и государственной жизни (данный курс поможет
систематизировать знания и развить универсальные учебные навыки, необходимые
2. Дальнейшее развитие умений коммуникации, усвоение с целью дальнейшего
применения умения вести полемику.
3.

Ценностные

ориентиры,

основанные

на

толерантности,

осознании

необходимости поддержания гражданского мира и согласия.
4. Понимание необходимости развития внутреннего мира своей личности- члена
формирующегося гражданского общества в РФ.

Цель программы: Повысить уровень правовой культуры у учащихся, создать
условия для формирования и развития у них уважения к правам и свободам
человека, чувства человеческого достоинства, стремления к взаимопониманию,
терпимости, равенству и дружбе между нациями; умения самостоятельно
приобретать и применять на практике знания по правам человека; развивать
творческие способности, коммуникативные навыки.
Задачи:
Обучающие


сформировать у подростков теоретические знания и практические умения в
области прав человека, а также интерес к их изучению.
Развивающие



формирование научно-исследовательского мировоззрения;



способствовать

развитию

навыков

поисковой,

научно-исследовательской

деятельности;


развивать умения и навыки публичных выступлений, творческие способности
учащихся;
Воспитательные



воспитание учащихся в духе уважения к правам и свободам человека, чувствам
человеческого достоинства;



воспитание стремления к взаимопониманию, терпимости, равенству и и дружбе
между нациями национальными, этническими, религиозными и языковыми
группами;



содействие социализации личности ребёнка.
Отличительные особенности программы от уже существующих:



данная программа призвана сформировать систему ценностей и установок
человеческого поведения. Программа ориентирует на разумное сочетание
разнообразных методов и приемов обучения.



знания, полученные учениками в ходе изучения курса, найдут практическое
применение в повседневной жизни.



содержание курса направлено на актуализацию знаний и развитие необходимых
умений, помогающих успешно применять их в повседневной социальной практике.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 14-16 лет.
Сроки реализации: программа рассчитана на один год обучения - 34 часа,
продолжительность занятия - 1 час, 1 раз в неделю.
Формы и режим занятий: В ходе реализации программы возможны самые
различные формы проведения занятий: лекция, практическое занятие, семинар,
видео просмотр, ролевая игра, беседа творческое задание, эссе, проект. Успех
работы кружка во многом будет зависеть от умелого сочетания указанных видов и
форм занятий.
Ожидаемые результаты:
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:


самостоятельно получать информацию из нормативно-правовых документов и
анализировать её;



применять на практике знания по защите прав человека, находить пути разрешения
конфликтов, связанных с нарушением прав, пользоваться основными механизмами
для их защиты;



выявлять проблемы, осуществлять поиск путей их разрешения, обсуждать
результаты, делать выводы;



создавать и защищать свой проект;



называть основные права, объяснять их основной смысл и характеризовать
содержание, а также классифицировать их по различным основаниям;



определять свой правовой статус, определяя права и ответственность на разных
этапах возрастного становления от рождения до достижения совершеннолетия;



рассматривать жизненные повседневные ситуации в контексте прав человека.
Способы проверки результатов.



Входная диагностика проводится в первые дни обучения в форме теста.



Текущая диагностика проводится в течение всего учебного года по мере изучения
тем программы. В январе проводится контрольный срез, с целью определения
степени

освоения

обучающимися

учебного

материала

и

уровень

их

подготовленности к дальнейшим занятиям. Формы проверки - выполнение
практических работ, устный опрос и наблюдение.



Итоговая диагностика проводится в форме контрольной работы, допускается
защита рефератов по правам ребёнка.
Оценка знаний обучающихся проводится в процессе семинаров и практических
занятий, игровых ситуаций, контрольных опросов и тестирования.
Критерии оценки знаний:



Высокий уровень – полностью владеет материалом и понимает его, умеет
составить полный и правильный ответ на основе изученного материала, умеет
самостоятельно

и

аргументировано

делать

анализ,

обобщать

выводы,

самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные
материалы, литературу.


Уровень выше среднего – показывает знания изученного материала, дает полный и
правильный ответ, допуская незначительные ошибки или неточности при
использовании

терминов;

материал

излагает

в

определенной

логической

последовательности, при этом может исправить неточности самостоятельно при
требовании или при небольшой помощи педагога.


Средний уровень – усваивает основное содержание учебного материала, имеет
пробелы

в

программного

его

усвоении,

материала;

не

препятствующие

материал

излагает

дальнейшему
не

усвоению

систематизированно,

фрагментарно, не всегда последовательно.


Уровень ниже среднего имеет отдельные представления об изученном материале,
слабо сформированные и неполные знания; не делает выводов и обобщений, не
умеет применять их к решению конкретных задач по образцу, отвечает на вопросы
только с помощью педагога.



Низкий уровень – не смог усвоить основное содержание материала, не знает и не
понимает значительную или основную его часть, затрудняется при ответах на
стандартные вопросы.
Основные виды деятельности обучающихся:



индивидуальная самостоятельная работа по систематизации теоретических
сведений по теме занятия в процессе предварительной подготовки к занятию
(прочтение и осмысление теоретического материала, составление плана конспекта,

схемы,

предварительный

подбор

ситуативных

примеров

социальной

действительности в соответствии с темой);


парная работа



групповая работа



творческая работа (составление кроссвордов по терминам и др.)



дистанционное

консультирование

по

возникающим

вопросам

посредством

возможностей электронной почты или «WhatsApp», возможны другие социальные
сети или мессенджеры.
Область образования и уровни


Программа «Я и мои права» относится к области образования обществознание



Направленность деятельности - социально-педагогическая



Уровень освоения программы – общекультурный и уровень углубления



Уровень образованности - компетентность общекультурная



Уровень усвоения содержания образования - творческий



Уровень действий– продуктивно-творческий



Уровень освоения культурных ценностей - ориентация, адаптация, коммуникация,
продуцирование (творчество).
Тематический план
Название разделов
Раздел 1. Введение.
Раздел 2. История прав человека.
Раздел 3. Права человека
Раздел 4. Права человека в современном мире
Раздел 5. Ориентир в лабиринте закона
Раздел 6. Итоговое занятие. Права и ответственность человека.

Учебно-тематический план
Название раздела
Введение.

Тема
Часы
1. Понятие «право».
4
2. Право, его роль в жизни общества и

История
человека.

3.
4.
прав 1.
2.

Права человека

3.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

государства.
Нормы права. Нормативный правовой акт.
Понятие правоотношений
Права человека в различные исторические 3
эпохи
Права человека в трудах античных
философов Аристотеля и Цицерона.
Великая хартия вольностей
Основные принципы и стандарты прав 8
человека
Виды прав человека
Всеобщая декларация прав человека
История создания
Классификация прав человека
Конституция РФ о правах человека
Конвенция о правах ребёнка
Основные права ребенка
Права
человека:
принципы,
виды,
стандарты

7
в 1. Соблюдение прав человека
2. Нарушения прав человека в современном
мире.
3. Лица, нуждающиеся в специальных
правах
4. Конвенция о статусе беженцев.
5. Организация защиты прав человека
6. Дискриминация и защита прав человека
7. Спорные вопросы прав человека
10
Ориентир
в 1. Виды правонарушений. Преступление
2. УК и его структура
лабиринте закона
3. Основные понятия уголовного права
4. Преступление. Как не стать жертвой
преступления
5. Возбуждение уголовного дела. Уголовный
процесс
6. Возмещение ущерба от преступления
7. Правила
возмещения
ущерба
от
преступления
8. Права и обязанности потерпевшего и
свидетеля
9. Если вас задержали. Права и обязанности
подозреваемого и обвиняемого
10.Судебное разбирательство
2
Итоговое
занятие. 1 – 2. Права и ответственность человека.
Права
и
ответственность
Права человека
современном мире

человека.
Содержание программы
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ. (4 часа)
Цель: формирование интереса к овладению знаниями, создание комфортной
обстановки в коллективе. Формирование понятий об охране труда, санитарии,
гигиене и пожарной безопасности, пожарной безопасности труда; социальная
адаптация в результате совместной деятельности. Формирование понятия «право»,
«нормативный правовой акт», «правоотношения».
Задачи:


ознакомить с системой дополнительного образования в городе. Сплочение
коллектива. Научить правилам внутреннего распорядка;



дать знания по правилам техники безопасности и пожарной безопасности;



дать понятие «право», «нормы права», «нормативный правовой акт», понятие
правоотношений.
Методическое обеспечение: сборники диагностических заданий по УМК
Теория: Понятие “право” Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы
права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Охрана труда
подростков.
Практика: Инструкция по безопасности труда в аудитории. Правила оказания
первой медицинской помощи при травмах.
Методы и формы подачи материала: беседа, инструктаж, тест.
Диагностика: тест. Входная диагностика
Обучающие должны знать:
-цели и задачи обучения; перспективы использования знаний, правила внутреннего
распорядка, расписание;



правила и нормы безопасности труда;



подручные средства тушения пожаров;



правила оказания первой медицинской помощи;



основные понятий: «право», «нормы права», «правоотношение».
Обучающиеся должны уметь:



соблюдать внутренний распорядок;



использовать подручные средства тушения пожара;



оказать первую медицинскую помощь;



отличать понятия «право», «нормы права», «правоотношения»
РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (3 часа)
Цель: формирование интереса к историческому прошлому в области права.
Задачи: ознакомить с отражением прав человека в различных исторических
источниках;
Дать понятие о декларации прав человека и гражданина.
Методическое обеспечение: сборники диагностических заданий по УМК
Теория: Права человека в различные исторические эпохи. Права человека в трудах
античных философов Аристотеля и Цицерона. Великая хартия вольностей.
Декларация прав человека и гражданина. Пакт о правах.
Практика: Практическая работа «Великая хартия вольностей»
Методы и формы подачи материала: беседа, тест, практическая работа, видео
просмотр.
Диагностика: наблюдение
Обучающиеся должны знать:



отражение прав человека в различных исторических источниках;



права человека в трудах античных философов Аристотеля и Цицерона.



иметь понятие о Великой хартии вольностей.
Обучающиеся должны уметь:



анализировать исторические сведения о правах человека;



самостоятельно получать информацию



из нормативно-правовых документов.
РАЗДЕЛ 3. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА (8 ЧАСОВ)
Цель: формирование понятия прав человека.
Задачи:



ознакомить с ценностями прав человека;



научить классифицировать права человека;



рассказать о всеобщей декларации прав человека;



дать понятие о конвенции о правах ребенка;



воспитание чувства гражданской ответственности.
Методическое обеспечение: сборники диагностических заданий по УМК
Теория: Ценности прав человека: гуманизм, человеческое достоинство, свобода,
равноправие, солидарность, справедливость, толерантность. Стандарты прав
человека:

международные

национальные

универсальные,

международные

Классификация

прав

документы.

региональные,

человека:

по

сферам

жизнедеятельности, по происхождению, по политическому статусу личности, по
времени

формирования,

по

субъектам-носителям.

История

создания.

Классификация прав человека, зафиксированных во Всеобщей декларации прав
человека.
Практика:
Конституция РФ как основной закон государства. Российская конституционная
концепция прав человека. Основные права и свободы, закрепленные в
Конституции РФ. Декларация прав ребенка. История принятия Конвенции.
Основные права ребенка. Обобщение и закрепление знаний по разделу.
Методы и формы подачи материала: беседа, тест, практическая работа, видео
просмотр.
Диагностика: опрос.
Обучающиеся должны знать:


-ценности прав человека;



-стандарты прав человека;



-классификацию прав человека;



- конституцию РФ;



- декларацию прав ребенка.
Обучающиеся должны уметь:



- классифицировать права человека;



- назвать основные права и обязанности человека;



- ориентироваться в положениях конвенции о правах ребенка.
РАЗДЕЛ 4. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (7 ЧАСОВ)
Цель: сформировать понятия о правах человека в современном мире.
Задачи:



дать понятие об основных видах нарушений прав человека в современном мире;



рассказать о дискриминации и защите прав человека;



ознакомить с международными организациями защиты прав человека.
Методическое обеспечение: сборники диагностических заданий по УМК
Теория: Основные виды нарушений прав человека в современном мире.
Дискриминация. Геноцид. Апартеид. Национальный экстремизм. Проблемы
беженцев, рабочих-мигрантов. Условия и средства обеспечения прав человека в
современном мире. Категории лиц, нуждающихся специальных правах и особой
заботе государства: сироты, инвалиды, беженцы и др. Конвенция о статусе
беженцев. Международные организации, осуществляющие защиту прав человека.
Внутригосударственные правозащитные органы. Спорные вопросы прав человека:
смертная казнь, аборт, эвтаназия и др.
Практика: Нарушение прав человека в современном мире – беседа.
Соблюдение прав человека – тест;
Лица, нуждающиеся в специальных правах- ролевая игра;
Организация защиты прав человека - самостоятельная работа с источниками;
Дискриминация и защита прав человека игра-тренинг.
Методы

и

формы

подачи

материала:

игра,

тест,

беседа

игра-тренинг,

самостоятельная работа с источниками.
Диагностика: тест, наблюдение. Конвенция о статусе беженцев.
Обучающиеся должны знать:


основные виды нарушений прав человека в современном мире;



условия и средства обеспечения прав человека в современном мире;



Конвенцию о статусе беженцев;



Международные организации, осуществляющие защиту прав человека;



внутригосударственные правозащитные органы;



спорные вопросы прав человека.
Обучающиеся должны уметь:



назвать все виды нарушений прав человека;



классифицировать категории лиц, нуждающихся в специальных правах



перечислить организации защиты прав человека.

РАЗДЕЛ 5. ОРИЕНТИР В ЛАБИРИНТЕ ЗАКОНА (10 часов)
Цель: формирование понятий уголовного права.
Задача: научить различать основные понятия уголовного права;
Ознакомить с правами и обязанностями подозреваемого и обвиняемого,
потерпевшего и свидетеля. Развивать чувство ответственности.
Методическое обеспечение: сборники диагностических заданий по УМК
Теория: Правонарушение. Виды правонарушений и их отличия. Преступление и
его признаки. Субъект преступления. УК и его структура. Юридическое
определение

вины.

Виды

соучастия.

Стадии

преступления. Виктимология.

Программы личной и коллективной безопасности. Уголовный процесс. Уголовнопроцессуальный

кодекс.

Стадии

уголовного

процесса.

Первые

действия

потерпевшего или очевидца преступления. Правила заявления о преступлении.
Участники уголовного процесса. Потерпевший. Гражданский иск в уголовном
процессе. Правила возмещения ущерба от преступления. Основные права и
обязанности потерпевшего и свидетеля. Правила вызова на допрос. Правила
поведения и этапы допроса. Порядок задержания подозреваемого. Подозреваемый,
его права и обязанности. Порядок действий задержанного и реализация его прав.
Правила приглашения защитника и работы с ним. Принципы судебного
разбирательства. Этапы и правила ведения судебного заседания.
Практика:
Виды правонарушений. Преступление - Творческие упражнения.
Основные понятия уголовного права - тесты
Как не стать жертвой преступления - ролевые игры
Возбуждение уголовного дела – ситуационная игра.
Возмещение ущерба от преступления - тест, игра-тренинг.
Права и обязанности потерпевшего и свидетеля игра-тренинг
Если вас задержали. Права и обязанности подозреваемого и обвиняемого – игратренинг.
Судебное разбирательство – ситуационная игра.
Методы

и

формы

подачи

материала:

самостоятельная работа с источниками.

игра,

тест,

беседа

игра-тренинг,

Диагностика: тест, наблюдение.
Обучающиеся должны знать:


основные положения и статьи УК РФ.



виды правонарушений;



порядок возмещения ущерба от преступления;



права и обязанности потерпевшего и свидетеля;



правила поведения при задержании



основные этапы судебного разбирательства.
Обучающиеся должны уметь:



ориентироваться в основных статьях уголовного кодекса;



классифицировать

права

и

обязанности

подозреваемого

и

обвиняемого;

потерпевшего и свидетеля;


применить правила поведения при задержании.



Определять основные этапы судебного разбирательства.
РАЗДЕЛ 6. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2часа)
Цель: Общее подведение итогов.
Задачи: Протестировать знания, умения, навыки, полученные в результате
изучения курса.
Методическое обеспечение: сборники диагностических заданий по УМК.
Методы и формы подачи материала: игра, беседа, тестирование
Форма диагностики игра, тестирование
Обучающиеся должны знать, как:



самостоятельно получать информацию из нормативно-правовых документов и
анализировать её;



применять на практике знания по защите прав человека, находить пути разрешения
конфликтов, связанных с нарушением прав, пользоваться основными механизмами
для их защиты;



выявлять проблемы, осуществлять поиск путей их разрешения, обсуждать
результаты, делать выводы; создавать и защищать свой проект;



развивать организационно-деятельностные, лидерские и ораторские умения и
навыки;



называть основные права, объяснять их основной смысл и характеризовать
содержание, а также классифицировать их по различным основаниям;
Обучающиеся должны уметь:



определять свой правовой статус, определяя права и ответственность на разных
этапах возрастного становления от рождения до достижения совершеннолетия;



анализировать юридические ситуации с точки зрения правовых норм;



рассматривать жизненные повседневные ситуации в контексте прав человека.

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ.
Дидактический и наглядный материал: сборники диагностических заданий по УМК
Методы и формы подачи материала: беседа, инструктаж, тест.
Диагностика: тест. Входная диагностика
Техническое оснащение: ПК, магнитная доска
РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Дидактический и наглядный материал: сборники диагностических заданий по УМК
Методы и формы подачи материала: беседа, тест, практическая работа, видео
просмотр.
Диагностика: наблюдение
Техническое оснащение: ПК, магнитная доска
РАЗДЕЛ 3. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Дидактический и наглядный материал: сборники диагностических заданий по УМК
Методы и формы подачи материала: беседа, тест, практическая работа, видео
просмотр.

Диагностика: опрос.
Техническое оснащение: ПК, магнитная доска
РАЗДЕЛ 4. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Дидактический и
наглядный материал: сборники диагностических заданий по УМК
Методы

и

формы

подачи

материала:

игра,

тест,

беседа

игра-тренинг,

самостоятельная работа с источниками.
Диагностика: тест, наблюдение. Конвенция о статусе беженцев.
Техническое оснащение: ПК, магнитная доска
РАЗДЕЛ 5. ОРИЕНТИР В ЛАБИРИНТЕ ЗАКОНА
Дидактический и наглядный материал: сборники диагностических заданий по УМК
Методы

и

формы

подачи

материала:

игра,

тест,

беседа

игра-тренинг,

самостоятельная работа с источниками.
Диагностика: тест, наблюдение.
Техническое оснащение: ПК, магнитная доска
РАЗДЕЛ 6. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Методическое обеспечение: сборники диагностических заданий по УМК.
Методы и формы подачи материала: игра, беседа, тестирование
Форма диагностики игра, тестирование

Рекомендованная литература для педагога
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. № 1008 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»
3. Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 № 28-02-484/16 «О
требованиях

к

содержанию

и

оформлению

образовательных

программ

дополнительного образования детей»,
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844. «О
примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
5. Всеобщая Декларация прав человека.
6. Женевская конвенция от 12 августа 1949гг. и Дополнительный протокол к ним.
7. Конвенция прав ребёнка.
8. Конституция Российской Федерации. Официальный текст.
9. Великородная В. А., Жиренко О. Е., Кумицкая Т. М. «Классные часы по
гражданскому и правовому воспитанию». 5 – 11 классы. Москва. «ВАКО». 2006.
10.Амиров К., Амирова Р. Хрестоматия по основам правоведения. Казань. «Магариф».
1999г.

Электронные ресурсы
1. http://lib.thewalls.ru/ - электронная библиотека политической литературы
2. http://www.vmoisto.narod.ru/index.html - Виртуальное методическое объединение
преподавателей общественных дисциплин
Рекомендованная литература и электронные ресурсы для обучающихся
1. Конвенция прав ребёнка.
2. http://lib.thewalls.ru/ - электронная библиотека политической литературы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».