Экологическая лаборатория

Приложение к Основной
образовательной программе
дополнительного образования
МБОУ ПГО «СОШ п.Зюзельский»,
Утвержденной приказом
МБОУ ПГО «СОШ п.Зюзельский»,
от 27.08.2021г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа дополнительного образования естественнонаучной
направленности
«Экологическая лаборатория»
для 3 класса

Направленность дополнительной образовательной программы
Образовательная
программа
имеет
эколого-биологическую
направленность. Направлена на формирование системного подхода в
восприятии мира, представлений о взаимосвязи и взаимозависимостиживого
и неживого, экологическое воспитание и просвещение, в области
«устойчивого развития», развитие навыков изучения (юные исследователи
природы)
и
сохранения
живой
природы,
рационального
природопользования (сфера деятельности «человек-природа»).
Уровень освоения образовательной программы
Уровень
освоения:
профессионально-ориентированный.
Предусматривает достижение повышенного уровня образованности
обучающихся в данной области, умение видеть проблемы, формулировать
задачи, искать средства их решения.
Новизна
Новизна программы заключается в практической направленности
деятельности обучающихся. Участие школьников в охране природы
позволяет формировать у них не только прочные и глубокие знания в
изучении экологии, но и стремление к активной деятельности в природе.
Часто именно
в
такой
работе
у
ребят
закладываются
основы профессиональных умений и навыков. Исследования природной
среды в настоящее время заслуживает особого внимания. Участие
школьников
в
исследовании
природной
среды
поднимает
природоохранительную работу детей на качественно более высокий уровень.
Именно исследовательская деятельность может помочь школьникам выявить
местные экологические проблемы с тем, чтобы в дальнейшем развернуть
посильную работу по их устранению.
Актуальность
На современном этапе развития цивилизации стало совершенно
очевидно, что человек обязан изменить своё отношение к окружающему
миру, умерить свои потребности и научиться жить в гармонии с природой,
осознавая силу своего воздействия на многочисленные природные связи.
Изменение поведения людей может стать либо следствием системы запретов,
либо следствием изменения их сознания, т.е. формирования определённого
мировоззрения – эколого-биологического. Наиболее эффективно можно
заложить основы экологического мышления в детстве.
Актуальность разработки и реализации данного курсавызвана
отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной
школе единой, рассчитанной на весь период обучения образовательной
программы с экологической направленностью для
младших
школьников.Современная ситуация в стране предъявляет системе
дополнительного образования детей социальный заказ на формирование
целостной, самодостаточной личности, обладающей широким кругозором и
рядом компетентностей. Видеть, обращать внимание на разнообразие,
уникальность, красоту природы, развивать познавательный интерес к
природе, разгадывать ее тайны основной принцип программы.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в
сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и
углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую
деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических,
особенностей.
Педагогическая целесообразность
Программа активизирует познавательную деятельность учащихся,
способствует развитию умения анализировать, систематизировать и
обобщать полученные знания. Впроцессе обучения у детей формируется
осознанно-правильное отношениек природе, которое строится на
чувственном ее восприятии, эмоциональном отношениии знании
особенностей жизни, роста и развития живых существ, усваивается
инакапливается опыт работы с исследуемым материалом живой и неживой
природы,закрепляются представления о различных природных явлениях и
объектах.Включение в содержание данной программы образовательного
материала по экологии,биологии, географии способствует формированию
целостности восприятияокружающего мира.
Цель:
Создание условий для формирования экологической культуры
подрастающего поколения, как основы ответственного отношения к
окружающему миру.
Задачи:
Обучающие:
 формировать системуэколого-биологических знаний об окружающем
мире, овладения
методами практической работы экологической
направленности и методами самостоятельного поиска, систематизации,
обобщения научной информации.
 Развивающие:
 развивать у детей навыки общения с живой природой, исследовательской
деятельности посредством фенологических наблюдений в природе,
учебно-исследовательской деятельности и практической работы.
 Воспитательные:
 воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе и всему
окружающему миру через экологические игры, викторины, экскурсии,
просмотры фильмов о природе, а также мотивацию к трудолюбию,
активности, самостоятельности, коллективизму.
Отличительные особенности
В основе методики преподавания программы «Лаборатория юного
эколога» лежит системно-деятельностный подход, одна из особенностей
которого заключается в том, что новые знания не даются обучающимся в
готовом виде, они «открывают» их сами в процессе самостоятельной
исследовательской и практической деятельности на занятиях под
руководством педагога. Данная программа отличается от других тем, что она
способствует формированию умений и навыков в проведении
исследовательской работы, развитию творческой деятельности учащихся,

нацеливает на правильное поведение в природе, ориентирует на бережное
отношение к окружающей среде. Значение экологических законов, их
соблюдение и умелое использование необходимо для выживания
человечества.
Работа с обучающимися построена таким образом, чтобы не только
приобретать новые знания на занятиях, но и активно участвовать в
практической деятельности вне занятий. Как нельзя лучше это отражается в
проведении запланированных природоохранных экологических акций,
проведении экологических выставок, выпуске экологических листовок,
памяток, экологических знаков. Все это способствует преобразованию
знаний и умений в убеждения и формированию основ экологической
ответственности как черты личности.
Важное место уделяется экскурсиям, целями которых является не
только показать, научить отыскивать и описывать особенности отдельного
объекта или явления, но и научить видеть жизнь природы в тесной
взаимосвязи, показать влияние человека на нее, последствия антропогенного
воздействия.
Для успешного решения задач курса важны встречи с людьми
различных профессий, организация посильной практической деятельности по
охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное
взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться
не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Также
предусмотрены практические и лабораторные работы с использованием
лабораторного комплекса для учебной и проектной деятельности по
биологии и экологии.
Содержание программы построено таким образом, что материал
поможет учащимся с выбором своей будущей профессии, определиться с
социализацией.
На занятиях используются презентации, фильмы и видеоролики,
которые являются современным наглядным материалом.
Возраст детей8-9 лет
Сроки реализации и режим занятий
Программа рассчитана на 1 год, 34 часа
Формы занятий
Формы
организации
деятельности
участников
объединения:
индивидуальная, групповая, фронтальная, работа по подгруппам.
Формы проведения занятий: встречи со специалистами разных
профессий, творческая работа, проектная и исследовательская деятельность,
выставки, соревнования, экскурсии, экологические акции, лабораторные
работы, экспериментальная деятельность, консультации, игры-тренинги.
Ожидаемые результаты
Образовательные:
 сформированностьпредставлений об экологии как одном из важнейших
направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и
человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

 углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой
природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды
под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных
знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов
естественных наук; формирование элементарных исследовательских
умений; применение полученных знаний и умений для решения
практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения
норм и правил безопасного поведения в природной среде;
 владение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на
пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними
питомцами;
 элементарные представления о зависимости здоровья человека, его
эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей
среды.
Развивающие:
 овладение
элементами
самостоятельной
организации
учебной
деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать
личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в
деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных
достижений;
 освоение элементарных приемов исследовательской деятельности:
формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения),
составление его плана, фиксирование результатов, использование
простых измерительных приборов, формулировка выводов по
результатам исследования;
 формирование приемов работы с информацией, что включает в себя
умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с
учебной задачей; понимания информации, представленной в различной
знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
 развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной
коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии;
участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Воспитательные:
 развитие любознательности и формирование интереса к изучению
природы методами искусства и естественных наук;
 развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,
дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру
природы различными средствами;
 воспитание ответственного отношения к природе, осознания
необходимости сохранения окружающей среды;формирование мотивации
дальнейшего изучения природы.
Способы определения результативности
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются
в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги
разноплановых контрольных форм работы. Это самостоятельная разработка

обучающимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед
аудиторией, выполнения проектов, их защита в группе; контрольные формы
работы: тесты, контрольно – познавательные игры; карта достижений
объединения; открытые занятия в игровой форме; разработка памятки
«Юный эколог». Трижды в учебном году (в начале года, в середине и в
конце) проводится аттестация (входящая, промежуточная и итоговая).
Результаты заносятся в карту результативности освоения образовательной
программы.
Формы подведения итогов реализации программы
Контроль степени результативности проводится в следующих формах:
опрос;открытое занятие; самостоятельная работа; конкурс творческих
работ;выставка;
научно-практическая
конференция;
портфолио
обучающихся.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тематическое планирование для возрастной группы 7-9 лет
№ занятия
Тема занятия
Введение
1

Вводное занятие. «Что такое экология?» Правила ТБ. ППБ.
Знакомство с лабораторным комплексом для учебной практической
и проектной деятельности по биологии и экологии.
Первые шаги по тропинке открытий
2.
Учимся наблюдать. Лабораторная работа «Методы исследования:
работа с цифровым микроскопом»
3.
Десять заповедей друзей леса. Экскурсия в природу. Акция
«Чистая планета – здоровая Земля»
Природа, красота явлений природы
4.
Явления природы: снегопад, дождь, листопад, северное сияние,
затмение луны и солнца.
5
Лабораторная работа «Внешнее строение листа. Почему осенью
листья желтеют?».
6
Неистовые вихри: циклоны, торнадо, смерчи, ураганы.
7
Практическая работа «Осенний марафон» (Аппликация из осенних
листьев, поделки из природного материала).
8
Электричество в воздухе: молнии.
Тема 5. Объекты неживой природы
9
Камни, песок, воздух, вода. Пассаты-ветры дующие всегда.
10
Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой
природы вокруг меня».
11
Красота и гармония гор. Минералы. Сказочная красота камней
(яшма, изумруды, малахит). Мир пещер их красота и многоликость.
Карстовые пещеры.
12
Практическая работа «Минералы»
13
Соль Земли. Песок и глина. Вездесущий и многоликий кварц.
14
Практическая работа «Песок и глина»

Количество
часов
1
1

2
1
1
5
1

1

1
7
1

1

1

Обычная вода, но это интересно! Беседа о твёрдой, жидкой и
газообразной воде.
Тема 6. От динозавров до человека
16
Как возникли и почему вымерли динозавры. Экологическая
катастрофа, приведшая к исчезновению динозавров.
17
Практическая работа. Моделирование: динозавр (лепка, рисунок).
Тема 7. Объекты живой природы (10ч)
18
Растения, грибы, животные, рыбы, птицы.
19
Многообразие растений на Земле, их предназначение. Растения в
разные сезоны года.
20
Лекарственные и ядовитые растения.
21
Практическая работа «Комнатные растения».
22
Удивительное в жизни растений. Растения паразиты и растения
хищники.
23
Практическая работа «Уход за комнатными растениями»
24
Экскурсия в цветочный магазин «Энергетика комнатных растений»
25
Организация выставки комнатных растений «Флора нашего дома».
26
Практическая работа: «Маленький огород на подоконнике».
27
Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие
комнатных растений.
Тема 8. Загадка космоса (7 ч)
28
Тайны вселенной. Есть ли жизнь на других планетах?
29
Созвездия и галактики.
30
Экскурсия в планетарий (или просмотр учебного фильма).
31
Встреча со специалистом.
32
Творческая работа «Путешествие юных экологов в космос».
33
Акция «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан»
34
Практическая работа « Планета заболела»
15

1
2
1
1
10
1
1
1
1

7
1
1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список рекомендуемой литературы для педагога
1. Александрова Ю. Н. Юный эколог. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331
с.
2. Беляева Л. Т. Ботанические экскурсии в природу. – Москва: Учпедгиз,
1955
3. Гаев Л.,Самарина В. Наши следы в природе – Москва: Недра, 1991.
4. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы. – Волгоград: Учитель, 2007.
5. Кларина М. М. Экономика и экология для малышей. – Москва: Вита Пресс, 1995.
6. Клёнов А. Малышам о минералах. – Москва: Педагогика - Пресс, 1993.
7. Лебедев Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению. – Москва:
Учпедгиз, 1961.
8. Плешаков А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической
этики. – Москва: Просвещение, 2009.
9. Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на поляне или первые уроки
экологической этики. – Москва: Просвещение, 2007.
10.Плешаков, А. А. Зелёные страницы. – Москва: Просвещение, 2008.
11.Плешаков А. А. Зеленый дом. Система учебных курсов с
экологической
направленностью.
В
сб.
Программы
общеобразовательных учреждений. Начальные классы. – Москва:
Просвещение, 1998.
12.Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1. – 2е изд. – Москва: Просвещение, 2009. – 317с.
13.Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для
учителя. – Москва: Просвещение, 2008. 192 с.
14.Симаков, Ю. Г. Живые приборы. – Москва: Знание, 1986.
15.Смирнова Н. П. По материкам и океанам.– Москва: Просвещение,
1988.
16.Сорокоумова Е. А. Уроки экологии в начальной школе. – Москва:
АРКТИ, 2007
17.Сосновский И. П. Уголок природы в школе. – Москва: Просвещение,
1986.
18.Фадеева Г. А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6
классов. – Волгоград: Учитель, 2005.
19.Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – Москва: ООО Издательство
«Астрель», 2000.
20.Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – Москва: Просвещение,
1989.
21.Энциклопедия. Неизвестное об известном. – Москва: РОСМЕН, 1998.
22.Энциклопедия животных. – Москва: ЭКСМО, 2007.
23.Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – Москва: Педагогика-Пресс,
1993.
Периодические издания:

1. Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников. – Начальная
школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.
2. Ишутинова, Л. М. Грибы –Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68.
3. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа. –
Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
4. Экологическое
воспитание
в
дополнительном
образовании.
Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное
образование детей и молодежи» вып.№5, _ Москва: ГОУДОД
ФЦРСДОД, 2006
6.2. Список рекомендуемой литературы для детей.
1. Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных
классов. Москва: Просвещение, 2007
2. Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет.
Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль:
Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
3. Плешаков А. А. Зелёные страницы. – Москва: Просвещение, 2007.
4. Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебное пособие
– Москва: Просвещение, 2008.
5. Плешаков А. А. От земли до неба. Атлас-определитель. – Москва:
Просвещение, 2007.
6. Энциклопедия животных. – Москва: ЭКСМО, 2007.
7. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – Москва: Просвещение,
1989.
8. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – Москва: РОСМЕН, 1998.
9. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – Москва: Педагогика-Пресс,
1993.
10.Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – Москва: ООО Издательство
«Астрель»,2000.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».