Приложение к Основной образовательной программе дополнительного образования МБОУ ПГО «СОШ п.Зюзельский», Утвержденной приказом МБОУ ПГО «СОШ п.Зюзельский», от 27.08.2021г Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования естественнонаучной направленности «Экологическая лаборатория» для 3 класса Направленность дополнительной образовательной программы Образовательная программа имеет эколого-биологическую направленность. Направлена на формирование системного подхода в восприятии мира, представлений о взаимосвязи и взаимозависимостиживого и неживого, экологическое воспитание и просвещение, в области «устойчивого развития», развитие навыков изучения (юные исследователи природы) и сохранения живой природы, рационального природопользования (сфера деятельности «человек-природа»). Уровень освоения образовательной программы Уровень освоения: профессионально-ориентированный. Предусматривает достижение повышенного уровня образованности обучающихся в данной области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения. Новизна Новизна программы заключается в практической направленности деятельности обучающихся. Участие школьников в охране природы позволяет формировать у них не только прочные и глубокие знания в изучении экологии, но и стремление к активной деятельности в природе. Часто именно в такой работе у ребят закладываются основы профессиональных умений и навыков. Исследования природной среды в настоящее время заслуживает особого внимания. Участие школьников в исследовании природной среды поднимает природоохранительную работу детей на качественно более высокий уровень. Именно исследовательская деятельность может помочь школьникам выявить местные экологические проблемы с тем, чтобы в дальнейшем развернуть посильную работу по их устранению. Актуальность На современном этапе развития цивилизации стало совершенно очевидно, что человек обязан изменить своё отношение к окружающему миру, умерить свои потребности и научиться жить в гармонии с природой, осознавая силу своего воздействия на многочисленные природные связи. Изменение поведения людей может стать либо следствием системы запретов, либо следствием изменения их сознания, т.е. формирования определённого мировоззрения – эколого-биологического. Наиболее эффективно можно заложить основы экологического мышления в детстве. Актуальность разработки и реализации данного курсавызвана отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников.Современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование целостной, самодостаточной личности, обладающей широким кругозором и рядом компетентностей. Видеть, обращать внимание на разнообразие, уникальность, красоту природы, развивать познавательный интерес к природе, разгадывать ее тайны основной принцип программы. Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей. Педагогическая целесообразность Программа активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию умения анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания. Впроцессе обучения у детей формируется осознанно-правильное отношениек природе, которое строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношениии знании особенностей жизни, роста и развития живых существ, усваивается инакапливается опыт работы с исследуемым материалом живой и неживой природы,закрепляются представления о различных природных явлениях и объектах.Включение в содержание данной программы образовательного материала по экологии,биологии, географии способствует формированию целостности восприятияокружающего мира. Цель: Создание условий для формирования экологической культуры подрастающего поколения, как основы ответственного отношения к окружающему миру. Задачи: Обучающие: формировать системуэколого-биологических знаний об окружающем мире, овладения методами практической работы экологической направленности и методами самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации. Развивающие: развивать у детей навыки общения с живой природой, исследовательской деятельности посредством фенологических наблюдений в природе, учебно-исследовательской деятельности и практической работы. Воспитательные: воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе и всему окружающему миру через экологические игры, викторины, экскурсии, просмотры фильмов о природе, а также мотивацию к трудолюбию, активности, самостоятельности, коллективизму. Отличительные особенности В основе методики преподавания программы «Лаборатория юного эколога» лежит системно-деятельностный подход, одна из особенностей которого заключается в том, что новые знания не даются обучающимся в готовом виде, они «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской и практической деятельности на занятиях под руководством педагога. Данная программа отличается от других тем, что она способствует формированию умений и навыков в проведении исследовательской работы, развитию творческой деятельности учащихся, нацеливает на правильное поведение в природе, ориентирует на бережное отношение к окружающей среде. Значение экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Работа с обучающимися построена таким образом, чтобы не только приобретать новые знания на занятиях, но и активно участвовать в практической деятельности вне занятий. Как нельзя лучше это отражается в проведении запланированных природоохранных экологических акций, проведении экологических выставок, выпуске экологических листовок, памяток, экологических знаков. Все это способствует преобразованию знаний и умений в убеждения и формированию основ экологической ответственности как черты личности. Важное место уделяется экскурсиям, целями которых является не только показать, научить отыскивать и описывать особенности отдельного объекта или явления, но и научить видеть жизнь природы в тесной взаимосвязи, показать влияние человека на нее, последствия антропогенного воздействия. Для успешного решения задач курса важны встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Также предусмотрены практические и лабораторные работы с использованием лабораторного комплекса для учебной и проектной деятельности по биологии и экологии. Содержание программы построено таким образом, что материал поможет учащимся с выбором своей будущей профессии, определиться с социализацией. На занятиях используются презентации, фильмы и видеоролики, которые являются современным наглядным материалом. Возраст детей8-9 лет Сроки реализации и режим занятий Программа рассчитана на 1 год, 34 часа Формы занятий Формы организации деятельности участников объединения: индивидуальная, групповая, фронтальная, работа по подгруппам. Формы проведения занятий: встречи со специалистами разных профессий, творческая работа, проектная и исследовательская деятельность, выставки, соревнования, экскурсии, экологические акции, лабораторные работы, экспериментальная деятельность, консультации, игры-тренинги. Ожидаемые результаты Образовательные: сформированностьпредставлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной среде; владение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами; элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды. Развивающие: овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений; освоение элементарных приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.; развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. Воспитательные: развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами; воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;формирование мотивации дальнейшего изучения природы. Способы определения результативности Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы. Это самостоятельная разработка обучающимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения проектов, их защита в группе; контрольные формы работы: тесты, контрольно – познавательные игры; карта достижений объединения; открытые занятия в игровой форме; разработка памятки «Юный эколог». Трижды в учебном году (в начале года, в середине и в конце) проводится аттестация (входящая, промежуточная и итоговая). Результаты заносятся в карту результативности освоения образовательной программы. Формы подведения итогов реализации программы Контроль степени результативности проводится в следующих формах: опрос;открытое занятие; самостоятельная работа; конкурс творческих работ;выставка; научно-практическая конференция; портфолио обучающихся. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тематическое планирование для возрастной группы 7-9 лет № занятия Тема занятия Введение 1 Вводное занятие. «Что такое экология?» Правила ТБ. ППБ. Знакомство с лабораторным комплексом для учебной практической и проектной деятельности по биологии и экологии. Первые шаги по тропинке открытий 2. Учимся наблюдать. Лабораторная работа «Методы исследования: работа с цифровым микроскопом» 3. Десять заповедей друзей леса. Экскурсия в природу. Акция «Чистая планета – здоровая Земля» Природа, красота явлений природы 4. Явления природы: снегопад, дождь, листопад, северное сияние, затмение луны и солнца. 5 Лабораторная работа «Внешнее строение листа. Почему осенью листья желтеют?». 6 Неистовые вихри: циклоны, торнадо, смерчи, ураганы. 7 Практическая работа «Осенний марафон» (Аппликация из осенних листьев, поделки из природного материала). 8 Электричество в воздухе: молнии. Тема 5. Объекты неживой природы 9 Камни, песок, воздух, вода. Пассаты-ветры дующие всегда. 10 Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня». 11 Красота и гармония гор. Минералы. Сказочная красота камней (яшма, изумруды, малахит). Мир пещер их красота и многоликость. Карстовые пещеры. 12 Практическая работа «Минералы» 13 Соль Земли. Песок и глина. Вездесущий и многоликий кварц. 14 Практическая работа «Песок и глина» Количество часов 1 1 2 1 1 5 1 1 1 7 1 1 1 Обычная вода, но это интересно! Беседа о твёрдой, жидкой и газообразной воде. Тема 6. От динозавров до человека 16 Как возникли и почему вымерли динозавры. Экологическая катастрофа, приведшая к исчезновению динозавров. 17 Практическая работа. Моделирование: динозавр (лепка, рисунок). Тема 7. Объекты живой природы (10ч) 18 Растения, грибы, животные, рыбы, птицы. 19 Многообразие растений на Земле, их предназначение. Растения в разные сезоны года. 20 Лекарственные и ядовитые растения. 21 Практическая работа «Комнатные растения». 22 Удивительное в жизни растений. Растения паразиты и растения хищники. 23 Практическая работа «Уход за комнатными растениями» 24 Экскурсия в цветочный магазин «Энергетика комнатных растений» 25 Организация выставки комнатных растений «Флора нашего дома». 26 Практическая работа: «Маленький огород на подоконнике». 27 Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений. Тема 8. Загадка космоса (7 ч) 28 Тайны вселенной. Есть ли жизнь на других планетах? 29 Созвездия и галактики. 30 Экскурсия в планетарий (или просмотр учебного фильма). 31 Встреча со специалистом. 32 Творческая работа «Путешествие юных экологов в космос». 33 Акция «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан» 34 Практическая работа « Планета заболела» 15 1 2 1 1 10 1 1 1 1 7 1 1 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список рекомендуемой литературы для педагога 1. Александрова Ю. Н. Юный эколог. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с. 2. Беляева Л. Т. Ботанические экскурсии в природу. – Москва: Учпедгиз, 1955 3. Гаев Л.,Самарина В. Наши следы в природе – Москва: Недра, 1991. 4. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы. – Волгоград: Учитель, 2007. 5. Кларина М. М. Экономика и экология для малышей. – Москва: Вита Пресс, 1995. 6. Клёнов А. Малышам о минералах. – Москва: Педагогика - Пресс, 1993. 7. Лебедев Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению. – Москва: Учпедгиз, 1961. 8. Плешаков А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. – Москва: Просвещение, 2009. 9. Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. – Москва: Просвещение, 2007. 10.Плешаков, А. А. Зелёные страницы. – Москва: Просвещение, 2008. 11.Плешаков А. А. Зеленый дом. Система учебных курсов с экологической направленностью. В сб. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. – Москва: Просвещение, 1998. 12.Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1. – 2е изд. – Москва: Просвещение, 2009. – 317с. 13.Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – Москва: Просвещение, 2008. 192 с. 14.Симаков, Ю. Г. Живые приборы. – Москва: Знание, 1986. 15.Смирнова Н. П. По материкам и океанам.– Москва: Просвещение, 1988. 16.Сорокоумова Е. А. Уроки экологии в начальной школе. – Москва: АРКТИ, 2007 17.Сосновский И. П. Уголок природы в школе. – Москва: Просвещение, 1986. 18.Фадеева Г. А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. – Волгоград: Учитель, 2005. 19.Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – Москва: ООО Издательство «Астрель», 2000. 20.Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – Москва: Просвещение, 1989. 21.Энциклопедия. Неизвестное об известном. – Москва: РОСМЕН, 1998. 22.Энциклопедия животных. – Москва: ЭКСМО, 2007. 23.Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – Москва: Педагогика-Пресс, 1993. Периодические издания: 1. Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников. – Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22. 2. Ишутинова, Л. М. Грибы –Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68. 3. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа. – Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8. 4. Экологическое воспитание в дополнительном образовании. Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи» вып.№5, _ Москва: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006 6.2. Список рекомендуемой литературы для детей. 1. Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Москва: Просвещение, 2007 2. Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. 3. Плешаков А. А. Зелёные страницы. – Москва: Просвещение, 2007. 4. Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебное пособие – Москва: Просвещение, 2008. 5. Плешаков А. А. От земли до неба. Атлас-определитель. – Москва: Просвещение, 2007. 6. Энциклопедия животных. – Москва: ЭКСМО, 2007. 7. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – Москва: Просвещение, 1989. 8. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – Москва: РОСМЕН, 1998. 9. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – Москва: Педагогика-Пресс, 1993. 10.Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – Москва: ООО Издательство «Астрель»,2000.