Утверждено: приказом директора МБОУ ПГО «СОШ п.Зюзельский» от 28.08.2020 г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа п.Зюзельский» на 2020-2021 учебный год Полевской 2020 Пояснительная записка В современных условиях перехода к информационному обществу актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы. Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках: свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; доступность глобального знания и информации для каждого; адаптивность к возникающим изменениям. Работа объединений дополнительного образования школы строится на основе нормативно-правовой документации: Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29.08.2013 года «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного санитарного врача России от 29.12.2010 года №189, зарегистрированное в Минюсте России 03.03.2011 №189), с изменениями от 24.11.2015 года. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1726-р от 04.09.2014 года «Концепция развития дополнительного образования детей» Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2506-р от 24.12.2013 года «Концепция развития математического образования в Российской Федерации Устав МБОУ ПГО «СОШ п.Зюзельский» Образовательная программа: учитывает запросы обучающихся и их родителей (законных представителей), способствует реализации права родителей (законных представителей) на информацию об образовательном учреждении, право на выбор направленности, вида деятельности, право на гарантию качества образовательных услуг; является основанием для определения качества реализации образовательной деятельности; определяет цели, задачи, направления развития образования, координирует деятельность всего педагогического коллектива. Субъекты деятельности: педагоги, обучающиеся, родители (законные представители). Цель образовательной программы МБОУ ПГО «СОШ п.Зюзельский»: реализация основной стратегии учреждения в области образовательной политики, ее основных принципов, направлений, содержания дополнительного образования, ведущих технологий и методик, приоритетов деятельности коллектива для достижения стратегической цели школы - всестороннее удовлетворение социального заказа граждан в образовательных потребностях; обеспечение благоприятных условий для личностного развития, детей через предметную деятельность, познание и общение. Идея программы: нацеленность усилий всего коллектива на создание условий для удовлетворения образовательных потребностей участников образовательных отношений. Задачи программы: наметить основные направления и средства совершенствования условий для достижения целей учреждения (оптимизация учебного плана и дополнительных общеобразовательных программ, развитие педагогического потенциала, информационных, материально-технических, учебно-методических условий); определить основные инновационные технологии и методики реализации содержания дополнительного образования с целью создания общей интеллектуальнотворческой среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят; наметить конкретные меры по сохранению психического и физического здоровья обучающихся. Основные ресурсы: образовательные ресурсы: содержание, технологии образования, его вариативность, дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса. Они реализуются в непосредственной образовательной деятельности педагогов и обучающихся; кадровое, программно-методическое, управленческое, информационное, материально-техническое обеспечение образовательного процесса; организация социокультурной среды, создающей условия для развития личности: режим деятельности, социальная защита участников образовательного процесса, ориентация на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Основное предназначение Образовательной программы –развитие мотивации личности к познанию, их самовыражения, саморазвития, самоопределения, реализация дополнительных образовательных программ в интересах личности, общества, государства. Дополнительное образование в школе решает следующие задачи: создание условий для формирования многопрофильной модели системы дополнительного образования на базе образовательной организации обеспечение необходимых условий для развития личности каждого обучающегося обеспечение соответствующего современным требованиям качества, доступности и эффективности образования для различных категорий детей через интеграцию основного и дополнительного образования по различным направлениям: расширение предоставляемого спектра услуг дополнительного образования; укрепление здоровья обучающихся; накопление социального опыта; формирование общей культуры; организация содержательного досуга. Система дополнительного образования в школе функционирует круглогодично и позволяет коллективам показать свои достижения посредством творческих отчетов, соревнований, защиты проектов. Создаются условия для непрерывного процесса развития творческой деятельности. Данная система имеет свои преимущества: обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги); детям предоставляется возможность сочетать разные направления и формы занятий, переходить из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития); учебно-воспитательный процесс происходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью совместной деятельности. Школа осуществляет обучение и воспитание детей, способных к активному и интеллектуальному труду, формирует всесторонне развитую личность, реализует право детей на развитие своих способностей. Дополнительная общеобразовательная программа реализуется для обучающихся 19 классов школы. Занятия в объединениях проводятся по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности: физкультурноспортивной, социально - гуманитарной. Школа реализует дополнительные общеобразовательные программы с учетом запроса участников образовательных отношений и имеющихся в школе условий. Учащиеся, родители учащихся (законные представители) имеют право выбирать для обучения дополнительные общеобразовательные программы, предлагаемые школой. На деятельность объединений дополнительного образования в школе в текущем 2020-2021 учебном году отведено 9 часов. Исходя из целей воспитательной работы школы, запросов обучающихся их родителей (законных представителей), в 2020-2021 учебном году в школе функционирует 3 объединения дополнительного образования. Расписание занятий в объединениях дополнительного образования для обучающихся составляется с учетом того, что занятия в объединениях являются дополнительной нагрузкой к основной образовательной программе. При зачислении в объединение физкультурно-оздоровительной направленности каждый ребенок должен представить справку от врача о состоянии здоровья. Ответственность за организацию объединений дополнительного образования и составление расписания несёт ответственный по воспитательной работе в школе. Расписание утверждается директором школы. Перенос занятий или изменение расписания производится только с согласия ответственного по воспитательной работе. В период школьных каникул занятия проводятся согласно расписанию. Между основными учебными занятиями в общеобразовательном учреждении (независимо от обучения) и посещением объединений дополнительного образования обучающихся перерыв для отдыха должен быть не менее 30 минут. Начало занятий в объединениях дополнительного образования не ранее 12.00 ч., а окончание — не позднее 16.00 ч. Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются дополнительной образовательной программой педагога, а также требованиями, предъявляемыми к режиму деятельности детей в образовательном учреждении дополнительного образования детей. Продолжительность занятий детей в объединениях дополнительного образования — 40 минут. Перерыв между занятиями 10 минут для отдыха обучающихся и проветривания помещения. В соответствии с программой педагог может использовать различные формы образовательно-воспитательной деятельности: аудиторные занятия, семинары, практикумы, экскурсии, экспедиции, соревнования, турниры и др. Занятия могут проводиться как со всем составом группы, так и индивидуально. Организация образовательного процесса характеризуется следующими особенностями: обучающиеся занимаются в объединениях в свободное от основной учебы время; обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги); обучение ведется на русском языке; занятия в объединениях проводиться по дополнительным общеобразовательным программам следующих направленностей: физкультурно-спортивной, социальногуманитарной; каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их в течение года; численный состав учебных групп определяется педагогом в соответствии с характером деятельности, возрастом обучающихся, площади кабинета и дополнительной общеобразовательной программой, утверждается приказом директора; детям предоставляются возможности сочетать различные формы обучения; деятельность обучающихся осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях; образовательный процесс организуется как с целой группой, так и по подгруппам, а также могут быть организованы индивидуальные занятия в течение всего учебного года; в работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними обучающимися их родители (законные представители) без включения в основной состав; при реализации дополнительных общеобразовательных программ могут организовываться и проводиться массовые мероприятия, а также создаваться необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха обучающихся, родителей (законных представителей); при приеме в спортивные объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка; учреждение самостоятельно в выборе оценок, периодичности и форм аттестации обучающихся. Расписание занятий Расписание занятий составлено с учетом: санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.1251-03); целесообразности организации образовательно-воспитательного процесса; создания необходимых условий для воспитанников разных возрастных групп. Учебный план дополнительного образования Название Возраст Год обучения Учебная нагрузка ч/нед Учебная нагрузка ч/год Времен связующая нить Кикбоксинг Служу Отечеству ИТОГО 11-13 лет 1 1 34 6-14 лет 11-15 лет 1 2 4 4 136 136 9 306 Календарный учебный график объединений дополнительного образования Продолжительность учебного года: Начало учебного года – 01.09.2020г. Продолжительность учебного года 33 недели в 1 классе, 34 для обучающихся 2-9 классов. Название Этапы Год Продолжительн Продолжительн Итогова Окончан образовате обучен ость учебного ость занятия я ие льного ия года аттестац учебного процесса ия года Кикбоксинг Начало 2 34 недели 40 мин 20-25.05 31.05 учебного года 1 сентября Служу Начало 1 34 недели 40 мин 20-25.05 31.05 Отечеству учебного года 1 сентября Времен Начало 1 34 недели 40 мин 20-25.05 31.05 связующая учебного нить года 1 сентября Регламент образовательного процесса: Продолжительность учебной недели – 6 дней. Для первого года обучения детей школьного возраста не более 4 часов в неделю В спортивных секциях– не более 6 часов. Для второго и третьего годов обучения не более 6 часов неделю. Для четвертого и последующих годов обучения не более 8 часов в неделю. Режим занятий Продолжительность занятий учитывается в академических часах и составляет 40 минут, перерыв между занятиями составляет – 10-15 минут(СанПиН 2.4.4.1251-03 - санитарноэпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образованиядетей). Начало учебных занятий – не ранее12.00ч, окончание учебных занятий-не позднее 16.00часов. Режим работы учреждения в период школьных каникул: В каникулярное время занятия в объединениях дополнительного образования проводятся по расписанию занятий, а также при необходимости по временному утвержденному расписанию, составленному на период каникул, с постоянным или переменным составом, в соответствии с календарно-тематическими планами. Допускается изменение форм занятий: экскурсии, походы, соревнования, учебно -тренировочные сборы и др. Расписание работы объединений дополнительного образования название Возраст Дни занятий Время занятий Кикбоксинг 6-14 лет Вт, чт. 15.00 Служу 11-15 лет Пн, пт. 14.00 Отечеству Времен 11-13 лет Ср. 14.00 связующая нить Информационные сведения о реализуемых образовательных программах В целом, образовательная программа способствует реализации индивидуальных образовательных потребностей заказчиков, которыми являются дети и их родители. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам направлена на: формирование и развитие творческих способностей учащихся; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в нравственном интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития; социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; формирование общей культуры учащихся; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации. Краткая характеристика дополнительных общеобразовательных программ: 1.Физкультурно - спортивная направленность. «Кикбоксинг» 1-9 классы, 4 часа в неделю. Цель программы: Организация здорового образа жизни, развитие физических качеств, формирование положительного отношения к спортивной деятельности и умению трудиться, обучение взаимоотношениям в коллективе со сверстниками и с другими участниками образовательного процесса, укрепление здоровья через занятия кикбоксингом. Задачи: а) обучающие: - получение знаний в области кикбоксинга и усвоение правил борьбы; -овладение основным арсеналом технических приемов и тактическими действиями по кикбоксингу; - приобретение опыта участия в соревнованиях; - усвоение элементарных знаний по личной гигиене; -всесторонняя физическая подготовка с преимущественным развитием быстроты, ловкости, координации движений, скоростно-силовых качеств и общей выносливости; б) развивающие: - развитие самодисциплины и самоконтроля; - развитие волевых качеств спортсмена; - повышение общего уровня культуры; - укрепление здоровья и закаливание организма; - физическое совершенствование; в) воспитательные: - воспитание патриотизма и трудолюбия; -ориентация на общечеловеческие ценности и поведение в соответствии с моральноэстетическими нормами и правилами; - воспитание чувства коллективизма 2.Физкультурно - спортивная направленность. «Служу Отечеству» 5-9 классы, 4 часа в неделю. Цель: Реализация потребностей подростков в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии, получении первичных знаний и навыков военного дела, необходимых для прохождения военной службы по призыву и контракту, выбора профессии и продолжения дальнейшего обучения. 1. Обучающая. Обучить детей основам теории стрельбы; материальной части современного стрелкового и спортивного оружия; истории создания и развития стрелкового оружия России; мерам безопасности при обращении с оружием и боеприпасами во время учебных стрельб и соревнований; основам судейства соревнований по стрельбе. Научить обучающихся разбираться в современном стрелковом и спортивном оружии и метко стрелять 2. Воспитательная. Воспитывать любовь к военно-прикладным видам спорта; уважение к Вооружённым Силам России и их истории; уважение к Российскому оружию и его истории. Сформировать у обучающихся целеустремлённость, терпеливость, настойчивость, самоотверженность, коллективизм и коммуникативность. Формировать навыки меткой стрельбы из пневматической винтовки на различные расстояния из различных положений. Воспитание патриотизма, уважения к героическим традициям русской армии. Воспитывать любовь к оружию, терпение и настойчивость в достижении мастерства пулевой стрельбы. Воспитание у обучающихся чувства патриотизма, готовности к защите Отечества, коллективизма и товарищества. 3. Развивающая. Совершенствовать физическую подготовку обучающихся. Развивать у обучающихся внимание, усидчивость, глазомер, память, внимательность. Укрепление здоровья. Выявлять наиболее способных учащихся школы и создать сборную команды школы по стрелковому спорту. 3.Социально - гуманитарная направленность. «Времен связующая нить…» Программа имеет духовно-нравственную направленность Данная программа ставит главной целью – увлечь учащихся музейной работой, носит ознакомительный характер. Отличительными особенностями программы в данный период является то, что рассматривается именно школьный музей - самостоятельный, цельный культурно- исторический организм, со своей неповторимой судьбой и характером, который является призмой, через которую воспитанник получает возможность узнать прошлое своих предков, оценить свое настоящее и приступить к проекции и реализации своего будущего. Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению истоков, истории своего родного края. Знакомство с музейной работой может служить одним из основных источников обогащения воспитанников знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и патриотизма. Цель программы: ознакомление воспитанников с основами музееведения, формирования социальной активности учащихся, воспитание ученика-патриота, любящего и знающего свой край. Интеллектуального развития путем вовлечения их в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность через разнообразные формы музейной работы, развитие творческой активности и самодеятельности детей. Задачи программы: получить представление об основах музейного дела; сформировать практические навыки работы в музее; привлечь учащихся к работе по организации поиска материалов для формирования и пополнения музейного фонда; воспитывать патриотизм и чувства сострадания к землякам и людям, живущим рядом, посредством изучения их традиций, обычаев и религии; публично представить результаты своей работы. Формы и методы, используемые при реализации программы 1. Ознакомительная работа: знакомство с основами музейного дела, с фондами школьного музея, историей создания музея. 2. Поисковая работа предполагает изучение имеющего материала в библиотекахсела, школы для формирования и пополнения фондов музея. 3. Аналитическая работа предполагает анализ полученных сведений с последующим их систематизированием и осмыслением. 4. Составление научно-исследовательских работ для участия краеведческих конференциях, конкурсах, олимпиадах по определенной тематике. в