Основная образовательна программа дополнительного образования

Утверждено:
приказом директора
МБОУ ПГО «СОШ п.Зюзельский»
от 28.08.2020 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа п.Зюзельский»
на 2020-2021 учебный год

Полевской 2020

Пояснительная записка
В современных условиях перехода к информационному обществу актуальной
становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность
человека включаться в общественные и экономические процессы. Конкурентные
преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального
образования проявляются в следующих его характеристиках:
 свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное
развитие человека;
 вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; 
доступность глобального знания и информации для каждого;
 адаптивность к возникающим изменениям.
Работа объединений дополнительного образования школы строится на основе
нормативно-правовой документации:
 Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в
Российской Федерации»
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от
29.08.2013 года «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного
санитарного врача России от 29.12.2010 года №189, зарегистрированное в Минюсте
России 03.03.2011 №189), с изменениями от 24.11.2015 года.
 СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
 Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1726-р от 04.09.2014 года
«Концепция развития дополнительного образования детей»
 Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2506-р от 24.12.2013 года
«Концепция развития математического образования в Российской Федерации
 Устав МБОУ ПГО «СОШ п.Зюзельский»
Образовательная программа:
 учитывает запросы обучающихся и их родителей (законных представителей),
способствует реализации права родителей (законных представителей) на информацию об
образовательном учреждении, право на выбор направленности, вида деятельности, право
на гарантию качества образовательных услуг;
 является основанием для определения качества реализации образовательной
деятельности;
 определяет цели, задачи, направления развития образования, координирует
деятельность всего педагогического коллектива.
Субъекты деятельности: педагоги, обучающиеся, родители (законные
представители).
Цель образовательной программы МБОУ ПГО «СОШ п.Зюзельский»:
реализация основной стратегии учреждения в области образовательной политики,
ее основных принципов, направлений, содержания дополнительного образования,
ведущих технологий и методик, приоритетов деятельности коллектива для достижения
стратегической цели школы - всестороннее удовлетворение социального заказа граждан в
образовательных потребностях; обеспечение благоприятных условий для личностного
развития, детей через предметную деятельность, познание и общение.

Идея программы: нацеленность усилий всего коллектива на создание условий для
удовлетворения образовательных потребностей участников образовательных отношений.
Задачи программы:
 наметить основные направления и средства совершенствования условий для
достижения целей учреждения (оптимизация учебного плана и дополнительных
общеобразовательных
программ,
развитие
педагогического
потенциала,
информационных, материально-технических, учебно-методических условий);
 определить основные инновационные технологии и методики реализации
содержания
дополнительного
образования
с
целью
создания
общей
интеллектуальнотворческой среды для проявления и развития способностей каждого
ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят;
 наметить конкретные меры по сохранению психического и физического
здоровья обучающихся.
Основные ресурсы:
 образовательные ресурсы: содержание, технологии образования, его
вариативность, дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса.
Они реализуются в непосредственной образовательной деятельности педагогов и
обучающихся;
 кадровое, программно-методическое, управленческое, информационное,
материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
 организация социокультурной среды, создающей условия для развития
личности: режим деятельности, социальная защита участников образовательного
процесса, ориентация на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основное предназначение Образовательной программы
–развитие мотивации личности к познанию, их самовыражения, саморазвития,
самоопределения, реализация дополнительных образовательных программ в интересах
личности, общества, государства.
Дополнительное образование в школе решает следующие задачи:
 создание условий для формирования многопрофильной модели системы
дополнительного образования на базе образовательной организации
 обеспечение необходимых условий для развития личности каждого
обучающегося
 обеспечение соответствующего современным требованиям качества, доступности
и эффективности образования для различных категорий детей через интеграцию
основного и дополнительного образования по различным направлениям:
 расширение предоставляемого спектра услуг дополнительного образования;
 укрепление здоровья обучающихся;
 накопление социального опыта;
 формирование общей культуры;
 организация содержательного досуга.
Система дополнительного образования в школе функционирует круглогодично и
позволяет коллективам показать свои достижения посредством творческих отчетов,
соревнований, защиты проектов. Создаются условия для непрерывного процесса развития
творческой деятельности.
Данная система имеет свои преимущества:
 обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители,
педагоги);

 детям предоставляется возможность сочетать разные направления и формы
занятий, переходить из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу,
уровню интеллектуального развития);
 учебно-воспитательный процесс происходит в условиях неформального
содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью
совместной деятельности.
Школа осуществляет обучение и воспитание детей, способных к активному и
интеллектуальному труду, формирует всесторонне развитую личность, реализует право
детей на развитие своих способностей.
Дополнительная общеобразовательная программа реализуется для обучающихся 19 классов школы. Занятия в объединениях проводятся по дополнительным
общеобразовательным
программам
различной
направленности:
физкультурноспортивной, социально - гуманитарной.
Школа реализует дополнительные общеобразовательные программы с учетом
запроса участников образовательных отношений и имеющихся в школе условий.
Учащиеся, родители учащихся (законные представители) имеют право выбирать для
обучения дополнительные общеобразовательные программы, предлагаемые школой.
На деятельность объединений дополнительного образования в школе в текущем
2020-2021 учебном году отведено 9 часов. Исходя из целей воспитательной работы
школы, запросов обучающихся их родителей (законных представителей), в 2020-2021
учебном году в школе функционирует 3 объединения дополнительного образования.
Расписание занятий в объединениях дополнительного образования для обучающихся
составляется с учетом того, что занятия в объединениях являются дополнительной
нагрузкой к основной образовательной программе.
При зачислении в объединение физкультурно-оздоровительной направленности
каждый ребенок должен представить справку от врача о состоянии здоровья.
Ответственность за организацию объединений дополнительного образования и
составление расписания несёт ответственный по воспитательной работе в школе.
Расписание утверждается директором школы. Перенос занятий или изменение расписания
производится только с согласия ответственного по воспитательной работе. В период
школьных каникул занятия проводятся согласно расписанию.
Между основными учебными занятиями в общеобразовательном учреждении
(независимо от обучения) и посещением объединений дополнительного образования
обучающихся перерыв для отдыха должен быть не менее 30 минут. Начало занятий в
объединениях дополнительного образования не ранее 12.00 ч., а окончание — не позднее
16.00 ч.
Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются
дополнительной образовательной программой педагога, а также требованиями,
предъявляемыми к режиму деятельности детей в образовательном учреждении
дополнительного образования детей. Продолжительность занятий детей в объединениях
дополнительного образования — 40 минут. Перерыв между занятиями 10 минут для
отдыха обучающихся и проветривания помещения.
В соответствии с программой педагог может использовать различные формы
образовательно-воспитательной
деятельности:
аудиторные
занятия,
семинары,
практикумы, экскурсии, экспедиции, соревнования, турниры и др. Занятия могут
проводиться как со всем составом группы, так и индивидуально.
Организация образовательного процесса характеризуется следующими
особенностями:

 обучающиеся занимаются в объединениях в свободное от основной учебы время; 
обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
 обучение ведется на русском языке;
 занятия в объединениях проводиться по дополнительным общеобразовательным
программам следующих направленностей: физкультурно-спортивной, социальногуманитарной;
 каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их в
течение года;
 численный состав учебных групп определяется педагогом в соответствии с характером
деятельности, возрастом обучающихся, площади кабинета и дополнительной
общеобразовательной программой, утверждается приказом директора;
 детям предоставляются возможности сочетать различные формы обучения;
 деятельность обучающихся осуществляется в одновозрастных и разновозрастных
объединениях;
 образовательный процесс организуется как с целой группой, так и по подгруппам, а
также могут быть организованы индивидуальные занятия в течение всего учебного года;
 в работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут
участвовать совместно с несовершеннолетними обучающимися их родители (законные
представители) без включения в основной состав;
 при реализации дополнительных общеобразовательных программ могут
организовываться и проводиться массовые мероприятия, а также создаваться
необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха обучающихся, родителей
(законных представителей);
 при приеме в спортивные объединения необходимо медицинское заключение о
состоянии здоровья ребенка;
 учреждение самостоятельно в выборе оценок, периодичности и форм аттестации
обучающихся.
Расписание занятий
Расписание занятий составлено с учетом:
 санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного
образования детей (СанПиН 2.4.4.1251-03);
 целесообразности организации образовательно-воспитательного процесса;
 создания необходимых условий для воспитанников разных возрастных групп.
Учебный план дополнительного образования

Название

Возраст

Год обучения

Учебная
нагрузка
ч/нед

Учебная
нагрузка
ч/год

Времен
связующая
нить
Кикбоксинг
Служу
Отечеству
ИТОГО

11-13 лет

1

1

34

6-14 лет
11-15 лет

1
2

4
4

136
136

9

306

Календарный учебный график объединений дополнительного образования
Продолжительность учебного года:
Начало учебного года – 01.09.2020г.
Продолжительность учебного года 33 недели в 1 классе, 34 для обучающихся 2-9 классов.
Название
Этапы
Год
Продолжительн Продолжительн Итогова Окончан
образовате обучен
ость учебного
ость занятия
я
ие
льного
ия
года
аттестац учебного
процесса
ия
года
Кикбоксинг
Начало
2
34 недели
40 мин
20-25.05
31.05
учебного
года 1
сентября
Служу
Начало
1
34 недели
40 мин
20-25.05
31.05
Отечеству
учебного
года 1
сентября
Времен
Начало
1
34 недели
40 мин
20-25.05
31.05
связующая
учебного
нить
года 1
сентября

Регламент образовательного процесса:
 Продолжительность учебной недели – 6 дней.
 Для первого года обучения детей школьного возраста не более 4 часов в неделю
 В спортивных секциях– не более 6 часов.
 Для второго и третьего годов обучения не более 6 часов неделю.
 Для четвертого и последующих годов обучения не более 8 часов в неделю.
Режим занятий
Продолжительность занятий учитывается в академических часах и составляет 40 минут,
перерыв между занятиями составляет – 10-15 минут(СанПиН 2.4.4.1251-03 - санитарноэпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образованиядетей).
Начало учебных занятий – не ранее12.00ч, окончание учебных занятий-не позднее
16.00часов.
Режим работы учреждения в период школьных каникул:
В каникулярное время занятия в объединениях дополнительного образования
проводятся по расписанию занятий, а также при необходимости по временному
утвержденному расписанию, составленному на период каникул, с постоянным или
переменным составом, в соответствии с календарно-тематическими планами. Допускается
изменение форм занятий: экскурсии, походы, соревнования, учебно -тренировочные
сборы и др.
Расписание работы объединений дополнительного образования
название
Возраст
Дни занятий Время занятий
Кикбоксинг
6-14 лет
Вт, чт.
15.00
Служу
11-15 лет
Пн, пт.
14.00
Отечеству
Времен
11-13 лет
Ср.
14.00
связующая
нить

Информационные сведения о реализуемых образовательных программах
В целом, образовательная программа способствует реализации индивидуальных
образовательных потребностей заказчиков, которыми являются дети и их родители.
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам
направлена на:
 формирование и развитие творческих способностей учащихся;
 удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в нравственном
интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
 формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья учащихся;
 выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
 создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития;
 социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
 формирование общей культуры учащихся;  удовлетворение иных
образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих
законодательству Российской Федерации.
Краткая характеристика дополнительных общеобразовательных программ:
1.Физкультурно - спортивная направленность. «Кикбоксинг» 1-9 классы, 4 часа в неделю.
Цель программы: Организация здорового образа жизни, развитие физических качеств,
формирование положительного отношения к спортивной деятельности и умению
трудиться, обучение взаимоотношениям в коллективе со сверстниками и с другими
участниками образовательного процесса, укрепление здоровья через занятия
кикбоксингом.
Задачи:
а) обучающие:
- получение знаний в области кикбоксинга и усвоение правил борьбы;
-овладение основным арсеналом технических приемов и тактическими действиями по
кикбоксингу;
- приобретение опыта участия в соревнованиях;
- усвоение элементарных знаний по личной гигиене;
-всесторонняя физическая подготовка с преимущественным развитием быстроты,
ловкости, координации движений, скоростно-силовых качеств и общей выносливости;
б) развивающие:
- развитие самодисциплины и самоконтроля;
- развитие волевых качеств спортсмена;
- повышение общего уровня культуры;
- укрепление здоровья и закаливание организма;
- физическое совершенствование;
в) воспитательные:
- воспитание патриотизма и трудолюбия;
-ориентация на общечеловеческие ценности и поведение в соответствии с моральноэстетическими нормами и правилами;
- воспитание чувства коллективизма
2.Физкультурно - спортивная направленность. «Служу Отечеству» 5-9 классы, 4
часа в неделю.
Цель:
Реализация потребностей подростков в интеллектуальном, культурном, физическом и
нравственном развитии, получении первичных знаний и навыков военного дела,
необходимых для прохождения военной службы по призыву и контракту, выбора
профессии и продолжения дальнейшего обучения.
1. Обучающая.

Обучить детей основам теории стрельбы; материальной части современного
стрелкового и спортивного оружия; истории создания и развития стрелкового оружия
России; мерам безопасности при обращении с оружием и боеприпасами во время учебных
стрельб и соревнований; основам судейства соревнований по стрельбе. Научить
обучающихся разбираться в современном стрелковом и спортивном оружии и метко
стрелять
2. Воспитательная.
Воспитывать любовь к военно-прикладным видам спорта; уважение к Вооружённым
Силам России и их истории; уважение к Российскому оружию и его истории.
Сформировать у обучающихся целеустремлённость, терпеливость, настойчивость,
самоотверженность, коллективизм и коммуникативность. Формировать навыки меткой
стрельбы из пневматической винтовки на различные расстояния из различных положений.
Воспитание патриотизма, уважения к героическим традициям русской армии.
Воспитывать любовь к оружию, терпение и настойчивость в достижении
мастерства пулевой стрельбы.
Воспитание у обучающихся чувства патриотизма, готовности к защите Отечества,
коллективизма и товарищества.
3. Развивающая.
Совершенствовать физическую подготовку обучающихся. Развивать у обучающихся
внимание, усидчивость, глазомер, память, внимательность. Укрепление здоровья.
Выявлять наиболее способных учащихся школы и создать сборную команды школы по
стрелковому спорту.
3.Социально - гуманитарная направленность. «Времен связующая нить…»
Программа имеет духовно-нравственную направленность
Данная программа ставит главной целью – увлечь учащихся музейной
работой, носит ознакомительный характер. Отличительными особенностями
программы в данный период является то, что рассматривается именно школьный
музей - самостоятельный, цельный культурно- исторический организм, со своей
неповторимой судьбой и характером, который является призмой, через которую
воспитанник получает возможность узнать прошлое своих предков, оценить свое
настоящее и приступить к проекции и реализации своего будущего.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее
время наблюдается повышенный интерес к изучению истоков, истории своего
родного края. Знакомство с музейной работой может служить одним из основных
источников обогащения воспитанников знаниями о родном крае, воспитание
любви к нему, формирование гражданских позиций и патриотизма.
Цель программы: ознакомление воспитанников с основами музееведения,
формирования социальной активности учащихся, воспитание ученика-патриота,
любящего и знающего свой край. Интеллектуального развития путем вовлечения
их в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность через
разнообразные формы музейной работы, развитие творческой активности и
самодеятельности детей.
Задачи программы:
 получить представление об основах музейного дела;
 сформировать практические навыки работы в музее;
 привлечь учащихся к работе по организации поиска материалов для
формирования и пополнения музейного фонда;
 воспитывать патриотизм и чувства сострадания к землякам и людям,
живущим рядом, посредством изучения их традиций, обычаев и религии;
 публично представить результаты своей работы.
Формы и методы, используемые при реализации программы
1. Ознакомительная работа: знакомство с основами музейного дела, с
фондами школьного музея, историей создания музея.

2. Поисковая работа предполагает изучение имеющего материала в
библиотекахсела,
школы для формирования и пополнения фондов музея.
3. Аналитическая работа предполагает анализ полученных сведений с
последующим их систематизированием и осмыслением.
4. Составление научно-исследовательских работ для участия
краеведческих конференциях, конкурсах, олимпиадах по определенной
тематике.

в


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».