РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СР-СТ.ГР.

Приложение
к Основной образовательной
программе дошкольного
образования
МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский»,
утвержденной приказом
МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский»
от 31.08.2021 г. № 1
.

Рабочая программа
по освоению детьми основной образовательной программы дошкольного образования
в средне-старшей группе общеразвивающей направленности
(4-6 лет)

г.Полевской
2021 г.

1

Оглавление
Ⅰ. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ................................................................................................................................................................................................................. 4
Пояснительная записка.................................................................................................................................................................................................................. 4
1.1. Цели и задачи рабочей программы ....................................................................................................................................................................................... 5
1.2. Принципы и подходы к формированию программы ........................................................................................................................................................... 6
1.3. Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования ....... 8
1.4. Характеристики, значимые для реализации рабочей программы – образовательной программы дошкольного образования, в том числе
характеристики особенностей развития воспитанников............................................................................................................................................................ 9
1.5. Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие) ........ 10
Ⅱ. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ........................................................................................................................................................................................................... 11
2.1. Организация образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных
областях. ....................................................................................................................................................................................................................................... 11
2.2. Взаимодействие взрослых с детьми в разных видах деятельности, овладение культурными практиками................................................................. 14
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы ............................................................................................................................................... 15
Ⅲ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ........................................................................................................................................................................................................ 17
3.1. Психолого-педагогические условия реализации ООП ДО ............................................................................................................................................... 17
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды.................................................................................................................................... 17
3.3. Описание материально-технического обеспечения рабочей программы. ...................................................................................................... 19
3.4. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания .................................................................................................. 20
3.5. Кадровые условия реализации программы ........................................................................................................................................................................ 23
3.6. Распорядок и режим дня....................................................................................................................................................................................................... 24
3.7. Планирование образовательной деятельности .................................................................................................................................................................. 25
3.7.1 Модель двигательного режима в средне-старшей группе .............................................................................................................................................. 25
3.7.2 Система закаливающих мероприятий ............................................................................................................................................................................... 26
3.7.3. Учебный план реализации ООП ДО в средне-старшей группе на 2021 – 2022 учебный год .................................................................................... 27
2

3.7.4. Расписание непрерывной непосредственно-образовательной деятельности в средне-старшей группе на 2021-2022 уч.г. ................................... 28
3.7.5. Режим занятий с применением электронных средств обучения ................................................................................................................................... 29
3.7.6. Годовое тематическое планирование ............................................................................................................................................................................... 30
3.7.7. Календарный план воспитательной работы средне-старшей группы на 2021-2022 учебный год................................................................... 31
3.8. Партнёрское взаимодействие с социумом .......................................................................................................................................................................... 35

3

Ⅰ. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Рабочая программа для воспитанников средне-старшей группы составлена на основе Основной образовательной программы
дошкольного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа поселка
Зюзельский», которая является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в старшей группе с
учетом и специфики, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения.
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности и обеспечивает разностороннее развитие
детей в возрасте с 4 до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
В основе Программы лежат следующие нормативные документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Методические рекомендации по порядку формирования и ведения региональных информационных систем, указанных в части 14 статьи 98
федерального
закона
"Об образовании в Российской Федерации", в том числе по порядку предоставления родителям (законным представителям) детей сведений из
них.
- Приказ
Министерства
просвещения
РФ
от
15
мая
2020
г.
№
236
"Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования"
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» Раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. № 32 «Об утверждении санитарногоэпидемиологических правил и норм СанПин 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания
населения»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 31.07.2020 г № 373 г. Москва «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования».
4

- Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому
обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования. Письмо Министерства образования и науки
РФ от 01.10. 2013 №08-140
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная
школа п.Зюзельский»;
- Другие локальные акты МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский».
Продолжительность пребывания детей в дошкольных группах ОУ 12-часовое пребывание с 7.00 до 19.00 часов, исключая выходные
и праздничные дни. Режим работы дошкольных групп ОУ установлен в соответствии с потребностью семьи, объемом решаемых задач
образовательной деятельности, возможностей бюджетного финансирования – пятидневная рабочая неделя, выходные дни – суббота и
воскресенье, праздничные дни. Режим посещения ребенком дошкольных групп ОУ может определяться индивидуально (в пределах режима
работы ОУ).
1.1. Цели и задачи рабочей программы
Цели образования ребенка дошкольного возраста:
создание социокультурной среды, обеспечение возможности позитивной социализации ребёнка в микро и макросоциум, его всестороннего личностного
морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей с учетом возрастных, индивидуальных и
психофизиологических особенностей, интересов и способностей детей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности,
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Задачи:
 Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
 Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания,
пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
 Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие
способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
 Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
 Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка;
 Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности
формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
 Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям
детей;
 Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития
и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
5






Воспитание любви к малой Родине, родному краю осознание его многонациональности, многоаспектности. Формирование общей культуры
личности с учетом этнокультурной составляющей образования;
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), родному краю,
культурному наследию своего народа;
Формирование бережного отношения к родной природе, окружающему миру;
Формирование начал культуры здорового образа жизни на основе национально-культурных традиций.

1.2. Принципы и подходы к формированию программы
Программа составлена с учётом основных принципов Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и Конвенции ООН
о правах ребёнка, основных принципов дошкольного образования:
самоценность
детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком
сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических работников и
детей;
знавательной и
исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
условия получения им
образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными
возможностями здоровья;
ий возраст;
овится активным
в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
ошений;

ействий ребенка в различных видах деятельности;
);
принцип природосообразности предполагает учет индивидуальных физических и психических особенностей ребенка, его самодеятельность
(направленность на развитие творческой активности),задачи образования реализуются в определенных природных, кли-матических, географических
условиях, оказывающих существенное влияние на организацию и результативность воспитания и обучения ребенка;

6

принцип культуросообразности предусматривает необходимость учета культурно-исторического опыта, традиций, социально-культурных отношений
и практик, непосредственным образом встраиваемых в образовательный процесс;
принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения сориентацией на
интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;
принцип индивидуализации опирается на то, что позиция ребенка, входящего в мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально
творческая. Ребенок наблюдая за взрослым, подражая ему, учится у него, но при этом выбирает то, чему ему хочется подражать и учиться. Таким образом,
ребенок не является «прямым наследником» (то есть продолжателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые нужно сохранять и целостно
воспроизводить), а творцом, то есть тем, кто может сам что-то создать. Освобождаясь от подражания, творец не свободен от познания, созидания,
самовыражения, самостоятельной деятельности.
Научный подход
Личностно
ориентированный
подход

–

Деятельностный
подход

Культурологический
подход
Ценностно
ориентированный
подход

–

Основные положения
Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирования у ребенка положительной Я-концепции
Под личностно - ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности,
позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы
самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. В данном
определении отражена сущность этого подхода и выделены наиболее важные его аспекты:
- личностно – ориентированный подход является, прежде всего, ориентацией в педагогической деятельности;
- он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;
- данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности ребенка
Деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной образовательной деятельности воспитанника в общем
контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения
и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности ребенка.
Деятельностный подход в своей преимущественной ориентации на становлении субъектности воспитанника как бы сравнивает в
функциональном плане обе сферы образования – обучение и воспитание: при реализации деятельностного подхода они в равной мере
способствуют становлению субъектности ребенка.
Обеспечивает компетентное введение воспитанников в мир культуры, постижение ее смысла и ценности, когда их знакомят с духовными,
интеллектуальными и материальными культурными ценностями, способствует овладению деятельностью по созданию и сохранению
прекрасного, развитие творческих потенциалов личности.
Обеспечивает развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом
образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, образовательного учреждения в целом.
Такой подход обращает образовательное учреждение к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности
и возможности. Цель ОО – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и
свободного развития личности.
Гуманно-личностный подход к ребенку в образовательном процессе – это ключевое звено, коммуника-тивная основа личностно
ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие позиции:
новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;
гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результата в современных условиях;
новую трактовку индивидуального подхода;
формирование положительной Я - концепции

7

Компетентностный
подход

Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у детей компетенций обеспечивающих им возможность
успешной социализации

1.3. Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного
образования.
Планируемые результаты освоения Программы выражены целевыми ориентирами дошкольного образования, к которым относятся социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка.
Дошкольный возраст
обязательная часть
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры,
различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в
котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики,
истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
- ребенок проявляет познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях,
переживать радость открытия нового; умение использовать разнообразные источники получения информации для удовлетворения интересов, получения знаний и
содержательного общения;
- ребенок проявляет интерес к малой родине, родному краю, их истории, необычным памятникам, зданиям; к событиям настоящего и прошлого родного края; к
национальному разнообразию людей своего поселка, края, стремление к знакомству с их культурой; активно включается в проектную деятельность, самостоятельное
исследование, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с прошлым и настоящим родного поселка, края;
- ребенок обладает установкой на толерантность, способностью мириться, уживаться с тем, что является отличным, непохожим, непривычным (например, с чужим
мнением, с человеком, имеющим недостатки физического развития, с людьми других национальностей и др.); с удовольствием рассказывает о своих друзьях других
этносов, высказывает желание расширять круг межэтнического общения;
- ребенок знает некоторые способы налаживания межэтнического общения с детьми других этносов и использует их при решении проблемно-игровых и реальных
ситуаций взаимодействия;
- ребенок обладает чувством разумной осторожности, выполняет выработанные обществом правила поведения (на дороге, в природе, в социальной действительности);
- ребенок ориентирован на сотрудничество, дружелюбен, приязненно расположен к людям, способен участвовать в общих делах, совместных действиях, деятельности с
другими детьми и взрослыми; способен понимать состояния и поступки других людей, выбирать адекватные способы поведения в социальной ситуации и уметь
преобразовывать ее с целью оптимизации общения с окружающими;

8

- ребенок проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного
замысла.
- ребенок обладает креативностью, способностью к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности, способностью выйти за пределы исходной реальной
ситуации в процессе её преобразования создать новый оригинальный продукт.
- ребенок обладает чувством разумной осторожности, выполняет выработанные обществом правила поведения ( на дороге, в природе, в социальной действительности)
- ребенок обладает начальными знаниями о себе, об истории своей семьи, ее родословной; об истории образования родного п. Зюзельский, о том, как люди заботятся о
красоте и чистоте своего города; о богатствах недр Урала; о природно-климатических зонах Урала, о животном и растительном мире; о том, что на Урале живут люди
разных национальностей; о том, что уральцы внесли большой вклад в победу нашей страны над фашистами во время Великой Отечественной войны; о промыслах и
ремеслах.

1.4. Характеристики, значимые для реализации рабочей программы – образовательной программы дошкольного образования, в том числе
характеристики особенностей развития воспитанников.
Индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.
Распределение контингента воспитанников
№
Группа здоровья
Возрастная группа
Всего
группы
1
Средне-старшая группа
21
I
II
III
IV
(4-6 лет)
Мальчики Девочки - 24%
52 %
24%
0%
-9
12
(5 чел.)
( 11 чел.)
(5 чел.)
В соответствии с анализом результатов освоения воспитанниками детского сада ООП ДО в 2020-2021 уч. году, особое внимание необходимо обратить
на:
В физическом развитии обратить внимание:
• • на выносливость, на усидчивость, волевые усилия, силу тонуса, синхронную работу обеих рук, гибкость, продолжить работу по формированию
графо-моторных навыков;
• • усилить внимание к организации образовательного процесса по отношению к детям со второй, третьей группой здоровья и формирования у детей
ценностного отношения к своему здоровью;
• • продолжить работу по предупреждению и профилактике нарушений функций опорно-двигательного аппарата (плоскостопие).
В речевом развитии:
• • на развитие звуковой культуры речи;
• • создать условия для обогащения среды развития речи;
В познавательном развитии:
• на развитие познавательных действий, способность детей самостоятельно принимать решения;
• создать условия для обогащения среды развития познания, (формирования познавательной активности и познавательных действий);
В социально-коммуникативном развитии:
й;

9

В художественно-эстетическом развитии:
на становление эстетического отношения к окружающему миру.

1.5. Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и
другие)
Образовательные отношения в дошкольном учреждении осуществляются с учётом социально-экономических, климатических условий, демографической
ситуации и национально-культурных традиций.
В качестве значимых характеристик образовательной программы выступают территориальные особенности Уральского региона:
1. Демографическая ситуация
При организации образовательного процесса учитываются реальные потребности детей различной этнической принадлежности, которые
воспитываются в семьях с разными национальными и культурными традициями.
2. Климатические условия
При организации режимных моментов, проведении оздоровительных мероприятий учитываются особенности климата и природные условия
Среднего Урала.
Процесс воспитания и развития является непрерывным и строится с выделением двух периодов:
 Холодный период (образовательный) – сентябрь-май.
 Теплый период (оздоровительный) – июнь-август.
3. Национально-культурные традиции
П. Зюзельский - многонационален, поэтому учитываются культура и традиции коренных народов. Осуществляется отбор произведений
национальных писателей и поэтов, образцы национального фольклора, народные художественные промыслы, народные игры.

10

Ⅱ. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Организация образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти
образовательных областях.
Технологии, используемые в группе:
, лего)
-творческого развития детей
Содержание и формы образовательной деятельности детей 4 – 6 лет
Образовательная обл.

Содержание

Физическое развитие

1) Двигательная
деятельность.
1. Порядковые движения.
Построения и
перестроения.
2. Основные движения:
-ходьба; бег; катание,
бросание, метание, ловля;
ползание, лазание;
музыкально-ритмические
и спортивные упражнения
3.Общеразвивающие
упражнения
4.Подвижные игры
5.Спортивные игры
2) Становление у детей
ценностей здорового
образа жизни

Задачи

Совместная деятельность
тика

осознанного, активного, с
должным мышечным
напряжением выполнения
всех видов упражнений
(основных движений,
ОРУ, спортивных
упражнений);

деятельность в зале, на
улице, логоритмика

Самостоятельная
деятельность
ая
активность на прогулке и
в совместной
деятельности в группе
(подвижные игры,
физические упражнения).

Взаимодействие с семьей

подвижных игр

упражнения
упражнения
подвижных игр

физические качества:
координацию, гибкость,
общую выносливость,
быстроту реакции,
скорость одиночных
движений, максимальную
частоту движений, силу.

дневного сна

иллюстраций,
отражающих различные
виды спорта.

осознанную потребность в
двигательной активности
и физическом
совершенствовании,
развивать устойчивый
интерес к правилам и

11

нормам здорового образа
жизни.
Речевое развитие

1. Владение речью как
средством общения и
культуры.
2. Развитие связной,
грамматически
правильной
диалогической и
монологической речи.
3. Развитие речевого
творчества.
4. Обогащение активного
словаря.
5. Формирование
звуковой аналитикосинтетической активности
как предпосылки
обучения грамоте.
6. Знакомство с книжной
культурой, детской
литературой

-печатные
монологические формы
речи, стимулировать
речевое творчество детей.
o обогащать
представления детей о
правилах речевого этикета
и способствовать
осознанному желанию и
умению детей следо-вать
им в процессе общения.

прочитанного

первоначальные
представления об
особенностях литературы:
о родах (фольклор и
авторская литература),
видах (проза и поэзия), о
многообразии жанров.

произведений

игры

театрализованные игры

гимнастика
скороговорок,
чистоговорок

(подгрупповые и
индивидуальные)

письменной речи: читать
отдельные слова и
словосочетания, писать
печатные буквы
Познавательное
развитие

1. Развитие сенсорной
культуры.
2. Формирование
первичных представлений
о себе, других людях,
малой родине и
Отечестве, многообразии
стран и народов мира
3. Ребенок открывает мир
природы.
4. Первые шаги в
математику.

-печатные
аналитическое
восприятие, умение
использовать разные
способы познания:
обследование объектов,
установление связей
между способом
обследования и
познаваемым свойством
предмета.

ситуация

игры

познавательной
литературы

(Танграм, Колумбово
яйцо и т.п.)

игры

наблюдения (в том числе,
экологической
направленности)

загадок, головоломок

тематических альбомов
-

представления о людях,
их нравственных
качествах, гендерных
отличиях, социальных и

тельных фильмов
-исследовательская деятельность

12

профессиональных ролях,
правилах
взаимоотношений
взрослых и детей.

(подгрупповые и
индивидуальные)

стремление узнавать о
других странах и народах
мира.
толерантность по
отношению к людям
разных национальностей.
Социальнокоммуникативное
развитие

1. Дошкольник входит в
мир социальных
отношений.
2. Формирование основ
безопасного поведения в
быту, социуме, природе.
3. Развиваем ценностное
отношение к труду

положительной
самооценки, уверенности
в себе, чувства
собственного
достоинства, желания
следовать социальноодобряемым нормам
поведения, осознание
роста своих возможностей
и стремление к новым
достижениям.

литературы;

иллюстраций с
изображением различных
опасных ситуаций дома и
на улице;

инспектора ГИБДД
развлечения
листовки

«Улица»
сотрудниками ГИБДД,
пожарной части
-ролевые игры

составлению маршрута
безопасного пути от
детского сада до дома

труд
-ролевые игры

одеваться

самостоятельности и
инициативы в труде.
формировать
представления об опасных
для человека ситуациях в
быту, в природе и
способах правильного
поведения; о правилах
безопасности дорожного
движения в качестве
пешехода и пассажира
транспортного средства.

13

Художественноэстетическое развитие

1. Изобразительное
искусство.
2. Художественная
литература.
3. Музыка.

представления об
жанрово-видовом
разнообразии искусства,
способствовать освоению
детьми языка
изобразительного
искусства и
художественной
деятельности,
формировать опыт
восприятия
разнообразных
эстетических объектов и
произведений искусства.
Развивать
первоначальные
представления об
особенностях литературы:
о родах (фольклор и
авторская литература),
видах (проза и поэзия), о
многообразии жанров и
их некоторых
специфических
признаках.

театральная гостиная

творчества

творчества
выставочный зал
ситуации

репродукций, картин,
тематичес-ких альбомов

детского творчества

музицирование
Выполнение
танцевальных движений

помещений, праздникам

проектов
дидактические игры

нные представления

ки, развлечения

опыт детей при
знакомстве с основными
жанрами музыки.

2.2. Взаимодействие взрослых с детьми в разных видах деятельности, овладение культурными практиками.
Развитие ребенка в образовательном процессе группы осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. Особенностью организации
образовательной деятельности в ДОУ является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация,
т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных
задач развития, воспитания и обучения. Разнообразные культурные практики организуются во второй половине дня. Они ориентированы на проявление
детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора,
творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Формы образовательной деятельности в режимных моментах

Количество культурных практик в неделю

14

Общение

Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления
положительного социально-эмоционального опыта

Беседы и разговоры с детьми по их интересам
Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру
с правилами и другие виды игр

Индивидуальные игры с детьми (сюжетно-ролевая,
режиссерская, игра-драматизация, строительноконструктивные игры)
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительноконструктивные игры)
Детская студия (театрализованные игры)
Досуг здоровья и подвижных игр
Подвижные игры
Познавательная и исследовательская деятельность
Сенсорный игровой и интеллектуальный тренинг
(«Школа мышления»).
Опыты, эксперименты, наблюдения (в том числе, экологической направленности
Наблюдения за природой (на прогулке)
Формы творческой активности, обеспечивающей
Музыкально-театральная гостиная
художественно-эстетическое развитие детей
Творческая мастерская (рисование, лепка, художественный труд по интересам)
Творческая мастерская (конструирование)
Чтение литературных произведений
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Самообслуживание
Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами)
Трудовые поручения (общий и совместный труд)
Коррекционная деятельность
Речевые минутки

ежедневно
ежедневно
3 раза в неделю
2 раза в неделю
1 раз в 2 недели
1 раз в 2 недели
ежедневно
1 раз в 2 недели
1 раз в 2 недели
ежедневно
1 раз в неделю
1 раз в неделю
ежедневно
ежедневно
ежедневно
1 раз в 2 недели
2-3 раза в неделю

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы.
Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка,
является главным условием развития и поддержки детской инициативы.
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Все виды деятельности ребенка в детском саду
могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:
-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;
вающие и логические игры;

ятельные опыты и эксперименты и др.

15

группа
старшая
группа

потребность
потребность в
самоутверждении и
признании со стороны
взрослых

способы поддержки инициативы
- Воспитатель помогает детям осознать и эмоционально прочувствовать свое новое положение в детском саду. Такие мотивы,
как: «Мы заботимся о малышах», «Мы - помощники воспитателя», «Мы хотим узнать новое о мире и многому научиться»,
«Мы готовимся к школе», направляют активность старших дошкольников на решение новых, значимых для их развития задач.
- постоянно создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более
сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает
на поиск новых, творческих решений.
- Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению;
если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие
вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт.
- использование средств, помогающих дошкольникам планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные
схемы, наглядные модели, пооперационные карты.
- создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде,
словесное творчество.
- появляются предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры
и материалы таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке,
зашифрованные записи, посылки из космоса и т. П.
- обращение к книгам, вместе с детьми воспитатель находит в книгах решение проблем. Хорошо иллюстрированная книга
становится источником новых интересов дошкольников и пробуждает в них стремление к овладению чтением

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Формы взаимодействия:
Информационный стенд,
консультации,
родительские собрания,
индивидуальные беседы,
игровая гостиная,
совместные мероприятия.
Подробные особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьей описаны в годовом планировании.

16

Ⅲ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Психолого-педагогические условия реализации ООП ДО
Для успешной реализации ООП ДО обеспечиваются следующие психолого-педагогические условия:
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку
предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и
жизненных навыков.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих
достижений ребенка, стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому,
художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт)
деятельности.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Для обеспечения качества образовательного
процесса в детском саду созданы условия:
 соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
 соответствие правилам пожарной безопасности;
 средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
 оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
 учебно-методический комплект, оборудование, оснащение методической литературой.
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды.






соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
соответствие правилам пожарной безопасности;
средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
учебно-методический комплект, оборудование, оснащение методической литературой.

Развивающие уголки и их насыщенность
Образ.
область

Развивающий уголок

Насыщенность уголка

Задачи деятельности уголка

17

Физическое
развитие

Уголок двигательной
деятельности

Коврики массажные (для профилактики
плоскостопия), палки гимнастические, мячи,
кегли, мешочки с грузом; кольцеброс, обручи,
пластмассовые гантели, скакалки, мягкие
модули, флажки, платочки, кубики, туннель

Речевое развитие

Речевой уголок

Игры на поддувание, картотека
артикуляционной гимнастики, картинки для
пересказа, картотека загадок.
детская художественная литература,
иллюстрации к художественным
произведениям, портреты детских писателей

Книжный уголок

Познавательное
развитие

Математический уголок

Уголок конструирования

Природный уголок
Уголок
экспериментирования
Социальнокоммуникативное

Уголок уединения
(психологической
разгрузки)

Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики
Никитиных, дидактические игры, мольберт,
раздаточный материал в наборах
(геометрические фигуры, цифры, счётные
палочки, линейка)
конструкторы типа Лего, конструктор
деревянный, конструктор Тико, напольный
деревянный конструктор, нетрадиционные
материалы для создания построек
(пластиковые стаканчики, коробки)
Стенд-календарь наблюдений за погодой,
альбомы о мире животных, растений, по
сезонам года, макеты
Предметы для экспериментирования с
природными материалами, коллекция
предметов из разных материалов, картотека
опытов, центр игры с водой и песком
Полупрозрачный занавес с оборудованным
мягкими подушками уголком, игрушкиантистресс

- Удовлетворение потребности детей в двигательной
активности.
- Организация самостоятельной двигательной активности на
основе использования накопленных знаний, средств и методов
в области физической культуры.
- Профилактика негативных эмоций. Формирование
способности контролировать свои эмоции в движении.
Формирование умений передавать ощущения, эмоции в речи.
- Ознакомление с нормами и правилами безопасности в
двигательной деятельности.
- Владение речью, как средством общения и культуры;
- Владение связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речью.
- Обогащение активного словаря
- Развивать интерес к детской литературе.
- Вызвать желание производить текст по иллюстрациям
прослушанным произведениям, участвовать в театральных играх и
постановках.
- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения, творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего
мира, о малой Родине.

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и
сверстниками;

18

Художественноэстетическое

Уголок сюжетноролевых игр

Оборудование для СРИ: «Магазин»,
«Больница», «Дом», «Гараж», мягкие модули,
ширмы.

Уголок безопасности

Открытки, книги, сюжетные картинки с
ситуациями по безопасности, набор
модельных машин служб МЧС, макет дороги,
предметы для игр (машинки, дорожные знаки,
элементы костюмов служб МЧС).
Кисти, краски, карандаши, пластилин,
восковые мелки, раскраски, схемы для
рисования.
Варежковый театр, пальчиковый театр,
перчаточный театр, сюжетный картинки.

ИЗО - уголок
Театральный уголок

Краеведение

Музыкальный уголок

Музыкальные и шумовые инструменты,
портреты композиторов

Патриотический уголок

Картинки с видами родного города, альбомы
семье, открытки с видами родного города,
городов России. столицы России – Москвы,
изображения герба города, России, флаг РФ.

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной
деятельности со сверстниками;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
- поддерживать проявления самостоятельности, инициативности,
индивидуальности, рефлексии, активизировать творческие проявления
детей;
- Совершенствовать компоненты изобразительной деятельности,
технические и изобразительно-выразительные умения;
- развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и
познавательные способности.
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего
мира, о малой Родине

3.3. Описание материально-технического обеспечения рабочей программы.
Функциональная направленность
Сохранение и укрепление здоровья детей.
Безопасность.
Образование, развитие детей

Вид помещения
Спальное помещение:
• Дневной сон.
• Игровая деятельность.
• Гимнастика после сна.
Групповые комнаты:
• Социально-коммуникативное развитие.
• Физическое развитие.
• •Познавательное развитие.
• Речевое развитие.
• Художественно-эстетическое развитие.

Оснащение. Оборудование, в том числе ТСО
после сна: ребристая дорожка, массажные коврики
и мячи.
математике, развитию речи,

материалов с изображением животных, птиц,
насекомых, обитателей морей и рек, рептилий.
Информационно- просветительская работа

Раздевальная комната:
Информационно-просветительская работа с
родителями.

19

-информационный материал для
родителей.

3.4. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Образовательная область
Примерная основная
Парциальные программы
Методические пособия
образовательная
программа
В.Г. Алямовская «Как воспитывать здорового ребенка
Примерная основная
Физическое развитие
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей
общеобразовательная
программа с учетом
дошкольного возраста (3-7 лет). — М.: Мозаика-Синтез, 2008
программа
специфики национальных,
Е. А. Синкевич. Физкультура для малышей. / СПб.: 2001
дошкольного
социокультурных и иных
Л.И.Пензулаева. Физкультурные занятия с детьми 2 – 7 лет.
условий «Мы живем на
образования «От
Программа и методические рекомендации/ М, Мозаика – Синтез,
Урале» Екатеринбург:
рождения до школы»
2009
Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду.
ГАОУ ДПО СО «ИРО».
под редакцией Н.Е.
Средняя группа, Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Вераксы , Т.С.
Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания. — М.,
Комаровой, М.А.
2005.
Васильевой..
Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. — М.:

Познавательное развитие

Образовательная
программа с учетом
специфики национальных,
социокультурных и иных
условий «Мы живем на
Урале» Екатеринбург:
ГАОУ ДПО СО «ИРО».

Мозаика-Синтез, 2008
Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе
жизни у дошкольников. — М.; Мозаика-Синтез, 2010.
Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет.
— М.: Мозаика-Синтез, 2010.
«Формирование элементарных математических представлений»
И.А.Помораева, В.А.Позина. Москва Мозаика синтез 2012г.
«Методика экологического воспитания в детском саду»
С.Н.Николаева М.: Просвещение 2004г
«Программа экологического воспитания детей дошкольного
возраста» под редакцией С.Н.Николаевой.
«Конструирование и художественный труд в детском саду» под
редакцией Л.В.Куцаковой.
«Занятия по ознакомлению с окружающим миром» О.В.Дыбина
Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду.
—М.:Мозаика-Синтез,2005
Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных
экологических представлений старшей группе детского сада. —
М.: Мозаика-Синтез, 2010.

20

Речевое развитие

Социально-коммуникативное
развитие

Соломенникова О. А Занятия по формированию элементарных
экологических представлений. —М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней, старшей
группе детского сада.-М.: Мозаика-Синтез, 2019.
Гербова В. В. Развитие речи в разновозрастной группе детского
сада. Старшая разновозрастная группа. — М.: Мозаика-Синтез,
2009-2010.
Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.;
Мозаика-Синтез. 2005-2010.
Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи
дошкольников,— М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010
Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. —
М., 2005.
М.Г.Борисенко Конспекты комплексных занятий по сказкам с
детьми 2-7 лет, -С-Пб «Паритет» 2006г.
Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 лет /
Сост. В. В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. — М., 2005.
Г.Глинка Буду говорить, читать и писать правильно. СПб.:
Питер, 2010.
«Программа по развитию речи в детском саду» О.С.Ушакова,
А.Г.Арушанова, 2010г.Мозаика-Синтез.
Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина «Социальнокоммуникативное развитие» Детство-Пресс, 2009
Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, «Трудовое воспитание в детском
саду.» Мозаика-синтез 2005
Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам
русской народной культур.» С-П, «Детство – Пресс»,1998г.
Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и
социальной действительностью»
Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление
дошкольников с правилами дорожного движения. Для детей 5-7 лет.
М. Мозаика-Синтез.2005.
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во
старшей группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. –
128с.
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во
средней группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Краснощекова Н.В
Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М.:
Мозаика-Синтез 2010.

21

Художественно-эстетическое
развитие

Программа музыкального
воспитания детей
дошкольного возраста
"Ладушки", авторы
И.Каплунова, И.
Новоскольцева.
эстетического воспитания,
обучения и развития
"Цветные ладошки", автор
И.А.Лыкова

И.АЛыкова «Изобразительная деятельность в детском
саду»М.2014г.
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в
средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.:
Мозаика-Синтез, 200S-2010.
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в
старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.:
Мозаика-Синтез, 200S-2010.
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. —
М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.
Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.:
Мозаика-Синтез, |К-2010.
Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. — М.:
Мозаика-Синтез,
Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество
дошкольников. М., 2005.
Комарова Т. С, Филлипс О. Ю. Эстетическая развивающая
среда. — М., 2005
Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С.
Комаровой. - М, 2005.
Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей
5-7 лет с народным
искусством. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Чалезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.
Б. Зацепиной . М., 2005
Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском
саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005
Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском
саду. — М.:-Мозаика-Синтез, 2010.
Каплунова, И., И.Новооскольцева, И., Алексеева, И., «Топ-топ,
каблучок» Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2005 –
84 с.

22

3.5. Кадровые условия реализации программы
Ф.И.О
должность
Феденёва Лариса
Геннадьевна
Сметанина Маргарита
Сергеевна
Зыкова Надежда
Николаевна
Храмцова Лариса
Владимировна

Воспитатель
Воспитатель

образование

Кв.категория

Средне-профессиональное,
дошкольное
Высшее, дошкольное

1 КК

Курсы повышения
квалификации
2021 г.

СЗД

2020 г.

Мл. воспитатель
Муз. руководитель

средне-профессиональное,
музыкально-педагогическое

ВКК

2021 г.

23

3.6. Распорядок и режим дня

Непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей является
правильный режим. Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное
чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом
правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим
особенностям детей.
В ДОУ используется гибкий режим дня, в него могут вноситься изменения исходя из
особенностей сезона, индивидуальных особенностей детей, состояния здоровья. На гибкость режима
влияет и окружающий социум.
Режим дня средне-старшей группы (4-6 лет)
Холодный период года
Мероприятия

Время проведения

Дома
Подъем, утренний туалет

06.30 (07.00)-07.30

В дошкольном учреждении
Прием и осмотр детей, игры, общественно полезный труд

07.00-08.15

Утренняя гимнастика

08.15-08.25

Подготовка к завтраку, завтрак

08.25-08.50

Самостоятельная деятельность, игры, общественно полезный труд.

08.50-09.00

1. Непосредственно образовательная деятельность

9.00-9.25

Перерыв (физкультминутки)
2. Непосредственно образовательная деятельность

09.35-10.00

Подготовка ко 2 завтраку, завтрак

10.00. - 10.15

Двигательная деятельность, игры, подготовка к прогулке

10.15 - 10.30

Прогулка, (игры, наблюдения, труд, двигательная деятельность)

10.30 - 12.10

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду

12.10 - 12.20

Обед

12.20 - 12.45

Подготовка ко сну, закаливание, дневной сон

12.45 -15.15

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры

15.15-15.25

Полдник

15.25-15.35

Игра, самостоятельная деятельность, двигательная деятельность

15.35-17.00

Подготовка к приему пищи. Ужин

17.00-17.30

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, самостоятельная деятельность, 17.30-19.00
уход детей домой
Дома
Прогулка

19.00-20.00

Возвращение с прогулки, общественно полезный труд, спокойные
игры, гигиенические процедуры

20.00-20.40(21.00)

Подготовка ко сну, закаливание, ночной сон

20.40 (21.00)-6.30(07.00)

Режим дня средне-старшей группы (4-6 лет)
Теплый период года

24

Мероприятия

Время проведения

Дома
Подъем, утренний туалет

06.30 (07.00)-07.30

В дошкольном упреждении
Прием детей, игры, общественно полезный труд

07.00-08.25

Утренняя гимнастика

08.25-8.35

Подготовка к завтраку, завтрак

08.25-08.50

Подготовка к прогулке

08.50-09.05

Прогулка: игры, наблюдения, занятия, самостоятельная деятельность
09.05-10.30
детей, воздушные и солнечные процедуры, общественно полезный труд
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры

10.20-12.10

Подготовка к обеду, обед

12.10 - 12.45

Подготовка ко сну, закаливание, дневной сон

12.45 -15.15

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры

15.15-15.25

Полдник

15.25-15.35

Игра, самостоятельная деятельность, двигательная деятельность

15.35-17.00

Подготовка к приему пищи. Ужин

17.00-17.30

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, самостоятельная деятельность, 17.30-19.00
уход детей домой
Дома
Прогулка

19.00-20.00

Возвращение с прогулки, общественно полезный труд, спокойные игры, 20.00-20.40(21.00)
гигиенические процедуры
Подготовка ко сну, закаливание, ночной сон

20.40 (21.00)-6.30(07.00)

3.7. Планирование образовательной деятельности
3.7.1 Модель двигательного режима в средне-старшей группе
Режимные моменты
1. Прием детей, самостоятельная двигательная деятельность
2. Утренняя гимнастика
3. Физкультурные занятия в зале
4. Физкультурное занятие на свежем воздухе
5. Физкультминутки во время занятий
6. Музыкальные занятия
7. Прогулка в течение дня
8. Прогулка за пределы участка
9. Дыхательная гимнастика после сна. Закаливающие процедуры.
10. Самостоятельная двигательная активность, подвижные игры
вечером
11. Физкультурный досуг
12. Игры и физические упражнения на прогулке
13. Спортивный праздник

Старшая группа
Ежедневно 30 — 40 мин
Ежедневно 8-10 мин. мин из 6-8 ОРУ
2 раза в неделю по 25 мин.
1 раз в неделю по 25 мин.
1-3 мин.
2 раза в неделю
3-4 часа
25-30 мин, до 1,5 – 2 км
ежедневно 5-10 мин.
30 - 40 мин ежедневно, индивидуально
1 раз в квартал 20 мин.
ежедневно 15 - 20 мин.
2 раза в год до 1 часа.

25

3.7.2 Система закаливающих мероприятий
Форма закаливания
Утренняя гимнастика
(в теплую погоду – на улице)
Пребывание ребенка в облегченной одежде при
комфортной температуре в помещении
Подвижные, спортивные игры, физические
упражнения и другие виды двигательной
активности
(в помещении)
Подвижные, спортивные игры, физические
упражнения и другие виды двигательной
активности (на улице)
Прогулка в первой и второй половине дня
Дневной сон без маек
Физические упражнения после дневного сна
Закаливание после дневного сна

Закаливающее воздействие
сочетание воздушной ванны с физическими
упражнениями
воздушная ванна

Длительность (мин. в день)
8-10

сочетание воздушной ванны с физическими
упражнениями;
босохождение с использованием ребристой
доски, массажных ковриков, каната и т.п.
сочетание световоздушной ванны с
физическими упражнениями

до 20-25

сочетание световоздушной ванны с
физическими упражнениями

2 раза в день– 2 часа

воздушная ванна с учетом сезона года,
региональных климатических особенностей и
индивидуальных особенностей ребенка
сочетание воздушной ванны с физическими
упражнениями
(контрастная воздушная ванна)
воздушная ванна и водные процедуры

Индивидуально

до 20-25

с учетом погодных условий
В соответствии с действующими СанПиН

5-7

5-15

26

3.7.3. Учебный план реализации ООП ДО в средне-старшей группе на 2021 – 2022 учебный год
Вид деятельности
Обязательная часть
Двигательная

Познавательноисследовательск
ая

С 4-5 лет

с 5 - 6 лет

«Физическое развитие»
60 мин (3)

75 мин(3)

20 мин (1)

25 мин(1)

ФЭМП

20 мин (1)

25 мин(1)

Конструктивномоделирующая

20 мин (1)

25 мин(1)

20 мин (1)

25мин (1)

20 мин (1)
20 мин(0,5)

25мин (1)
25мин (0,5)

20 мин(0,5)

25мин (0,5)

ежедневно

ежедневно

40 мин (2)

50 мин(2)

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ФЦКМ

Коммуникативная
Изобразительная

Образовательная область

«Познавательное
развитие»

«Речевое развитие»
Рисование
Аппликация
Лепка

Игровая
Музыкальная деятельность
(Часть, формируемая участниками
образовательных отношений)
Самообслуживание и элементарный
бытовой труд

«Художественноэстетическое развитие»
«Социальнокоммуникативное
развитие»
«Художественноэстетическое развитие»

«Социальнокоммуникативное
развитие»
Восприятие художественной
«Художественнолитературы и фольклора
эстетическое развитие»
Общая продолжительность НОД в неделю
(в мин.)
по обязательной части Программы
Общая продолжительность НОД в неделю
(в %)
по обязательной части Программы

240 мин
(12)

60%

Формы работы с детьми
Основные движения. Общеразвивающие упражнения.
Спортивные упражнения Спортивные игры.
Подвижная игра. Спортивные праздники,
физкультурные досуги.
Экспериментирование, наблюдение
Чтение художественной литературы. Беседа.
Дидактическая игра. Проект.
Формирование элементарных математических
представлений
Ручной труд, выставки из разного материала, включая
конструкторы, модули, коллекции.
Дидактические игры, проект. Составление сказок,
рассказов. Пересказ
Выставка, Рисование. Лепка. Аппликация. Коллаж.
Проект. Ознакомление с художниками.
Коллекционирование.
Развивающая, музыкально-дидактическая
Театрализованная игра
Дидактическая, подвижная игра
Выставка.
Праздник, развлечение.
Драматизация, чтение наизусть
Хозяйственно-бытовой, самообслуживание, труд в
природе

300 мин
(12)
60%

27

Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
(в %)

ежедневно

ежедневно

40%
40%
реализуется в ходе образовательной
деятельности с детьми в режимных моментах
и самостоятельной деятельности детей.

Экскурсии, выставки, коллекции, посещение музея,
встречи с интересными людьми, рассматривание
иллюстраций, подвижные и народные игры.

3.7.4. Расписание непрерывной непосредственно-образовательной деятельности в средне-старшей группе на 2021-2022 уч.г.
День недели
Группа
Средне-старшая
группа
(4-6 л) № 3

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Познавательноисследовательская
деятельность (ФЦКМ)
09.00-09.25

Коммуникативная
деятельность
09.00-09.25

Познавательная
деятельность (ФЭМП)
09.00-09.25

Двигательная
деятельность /в
помещении
9.00-9.25

Продуктивная
деятельность
(рисование)
09.40-10.05

Музыкальная
деятельность
9.35-10.00

Продуктивная
деятельность
(рисование)
09.40-10.05

Конструктивномоделирующая
деятельность
9.40-10.05

Продуктивная
деятельность
(лепка/аппликация)
15.30-15.55

Двигательная
деятельность
/на улице
10.40-11.05

Двигательная
деятельность/в
помещении
15.30-15.55

Музыкальная
деятельность
15.15-15.40

28

3.7.5. Режим занятий с применением электронных средств обучения
Занятия с использованием электронных средств обучения проводятся с детьми 5-6 лет.
Непрерывная и суммарная продолжительность использования различных типов ЭСО на занятиях составляет:
Продолжительность, мин., не более
Электронное средство обучения

Возраст воспитанника
На одном занятии

В день

Интерактивная доска

5-7

7

20

Интерактивная панель

5-7

5

10

Персональный компьютер, ноутбук

6-7

15

20

Планшет

6-7

10

10

Для воспитанников 5-7 лет продолжительность непрерывного использования:




экрана с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками,
составляет 5–7 минут;
наушников составляет не более часа. Уровень громкости устанавливается до 60 процентов от максимальной.
Во время занятий с использованием электронных средств обучения воспитатели проводят гимнастику для глаз.

29

3.7.6. Годовое тематическое планирование

Месяц
Сентябрь

Старший дошкольный возраст
Тема месяца
«Осенние краски»

Октябрь

*«Край, в котором мы живем»
Тематический день, посвященный дню пожилого
человека

Ноябрь

Декабрь

*«Нет милее дружка, чем родная матушка»
День народного единства*
Тематический день – 20.11. – Всемирный день
ребёнка
«Пришла волшебница зима»

Январь

«Месяц январь – зимы государь»

Февраль

День защитников Отечества

Март

Международный женский день

Апрель

«В Солнечном царстве Космическом государстве»

Тема недели
1.«День знаний»*
2. «Граматей-ка»
3 «Безопасность»
4. «Урожай»*
5. Диагностика
1.«Животный мир»
2.«Я – Человек»»
3.«Народная культура и традиции»
4.«Наш быт»
1.«День народного единства»
2.«Транспорт»
3.«Здоровейка»
4.«Кто как готовится к зиме»
1.«Здравствуй, зимушка-зима!»
2. «Книжкина неделя»
3. «Город мастеров»
4–5. «Новогодний калейдоскоп»* - подготовка к Новому
году.

Итоговое мероприятие
Выставка поделок «Дары осени»

1.«В гостях у сказки»
2.«Этикет»
3. «Бажовская неделя»
1.«Моя семья»
2.«Азбука безопасности»
3.«Наши защитники»
4.«Маленькие исследователи»

Рождественские посиделки
Развлечение, посвящённое дню рождения
П.П.Бажова
Утренник, посвященный 23 февраля
Утренник, посвященный 23 февраля
День защитников Отечества
ВСП «Зарничка»
28.02-06.03. Масленичная неделя
Утренник
«День весенний, мимозный!»
Выставка детских работ «При солнышке –
тепло! А при матушке – добро!»
Фестиваль чтецов
Выставка детских работ «Этот
фантастический Космос…»

1.«Женский день»*
2.«Миром правит доброта»
3.«Быть здоровыми хотим»*
4.«Весна шагает по планете»*
5.»Неделя поэзии»
1.«Весенняя планета
2.«Встречаем птиц»

«Праздник царицы Осени»

Праздник «День матери»
Фотовыставка на тему: «Семь Я»
Новогодний утренник

30

Май

«День Победы»

3.«Космос»
4.«Волшебница вода»
1. .«День Победы»*
2. «Мы-изобретатели»
3. Диагностика
4. «Мир путешествий»*

Концерт для ветеранов, посвященный Дню
Победы

3.7.7. Календарный план воспитательной работы средне-старшей группы на 2021-2022 учебный год
Срок
проведения
Сентябрь

РК

Модуль «Трудовое
воспитание и ранняя
профориентация»
«Разговор о
профессиях»

Сюжетно – ролевая игра
«Моя семья»
Виртуальная экскурсия «С
чего начинается Родина?»
Развлечение «Праздник
дружной семьи».

Модуль «Конкурсное
движение»
Фото-конкурс «Как я
провел лето»

Выставка рисунков
«Мои родители на
работе»

Октябрь

Труд в уголке природы

РК

«Угадай по описанию»

Ноябрь

Модуль
«Патриотическое
воспитание»

Наблюдение за трудом
повара

Дидактическая игра «Мой
адрес»
Виртуальная экскурсия в
краеведческий музей
Беседы «Мой город –
Полевской», «Памятники и
достопримечательности
родного города»
Народные игры, фольклор
Оформление
фотовыставки «Мои бабушка
и дедушка» к
Международному Дню
пожилого человека
Фестиваль творчества «Мы
едины- и непобедимы»

Конкурс детского
творчества «Осенняя
фантазия»

Модуль «Экологическое
воспитание»
НОД «Растения леса», целевая
прогулка «Деревья осенью»

Сезонные выставки творческих
работ «Что нам осень
принесла?», «Урожай у нас
хорош», «Зимняя мастерская
Деда Мороза», «Весенняя
капель», «Прилетели птицы»,
«Удивительные насекомые»
Изготовление подарков из
природных материалов к
празднику «День пожилого
человека»
Дидактические игры: «Чем я
могу помочь…», «Что было бы,
если бы», «Хорошо-плохо»

Модуль «Основы здорового
образа жизни»
Беседа «Я и моѐ тело»
Беседа «Личная гигиена»

Игровая ситуация «Как
привести себя в порядок»,
Сюжетно-ролевая игра
«Аптека»
Подвижные игры
«Красный,желтый,зеленый», «К
своим знакам»

Игровая ситуация «Едем в
автобусе»

Конкурс чтецов «В
единстве наша сила»

Театрализованное развлечение
«День птиц»

Спортивное развлечение «Мама,
папа, я - спортивная семья!»

31

РК

Декабрь

Чудесный мешочек
«Кому что нужно для работы»

СРИ «Магазин»

(декламация, вокал, рисунки)
(дистанционно)
«Моя Родина – Россия»
Оформление экспозиции
рисунков и фотографий
«Сердце матери лучше
солнца греет»
Мини-музей «Русский
народный костюм»
Дидактическая игра
«Украсим костюм»
«Культура и традиции
русского народа»
«Праздники на Руси»
Народные игры, фольклор

Беседа «Братья наши меньшие»

Изготовление кормушки для
птиц

Конкурс на лучшую
новогоднююигрушку
«Мастерская ДедаМороза»

РК

Январь

РК

Экскурсия в магазин

Чтение «А что у вас?»
(С.Михалков»), Про ленивого
Федота», стих-й о профессиях,
заучивание «Пчёлка и
червячок»
Игровая ситуация «Покажем
малышам,как ухаживать за
растениями»

Февраль

Встреча с интересными
людьми «Есть такая профессия
– Родинузащищать»

Фотовыставка о
проведении новогодних
праздников.

Мини-музей
«История игрушки»
«День знаний о
промыслах России»
Оформление выставки
«Мастера земли русской»
Путешествие по
карте «Народы
нашей страны»,
«Цветик-

Фестиваль
конструирования

Конкурс изобретений
«Очумелые ручки»

Сюжетно-ролевая игра
«Фельдшерский пункт»

Спортивное развлечение «Мама,
папа, я - спортивная семья!»

Чтение экологических сказок о
воде: История одной
Капли (грустная сказка о воде),
Как Тучка была в
пустыне (сказка о месте, где
нет воды), Сила Дождя и
Дружбы (сказка о живительной
силе воды), История
Маленького
Лягушонка (добрая сказка о
круговороте воды в природе),
Все живое нуждается в
воде (Экологическая сказка),
Сказка о воде, самом чудесном
чуде на Земле (Экологическая
сказка).
Акция «Покорми птиц»

Экскурсия в ФАП
Чтение художественной
литературы: К. Чуковский
«Доктор Айболит», Е. Шкловский
«Как лечили мишку», Т. Волгина
«Два друга»

Наблюдение «Какие птицы на
кормушку прилетают?»
Экспериментирование со
снегом и льдом

Чтение художественной
литературы: русская народная
сказка «Волк и семеро козлят», А.
Толстой «Буратино», С. Маршак
«Сказка о глупом мышонке», К.
Чуковский «Котауси и Мауси»

Чтение сказок:
История
одной Елочки (Экологическая
сказка), Сказка о маленьком
кедре (Экологическая сказка).

Проектная
деятельность «Где хранятся
витамины?»

Игровая ситуация
«Поведение с незнакомыми
людьми», «Один дома»

32

Акция «Помогаем папе»

РК

Тематическое мероприятие
«Кафе для любимых женщин»

Март

РК

Апрель

РК

Май

Фото-выставка «Помогаем
маме (бабушке)», выставка
декоративно-прикладного
творчества «Мамины и
бабушкины руки»
«Калейдоскоппрофессий»,
Навигатум

Театрализованная деятельность
«Парад профессий»

Деловая игра «Город мастеров»

семицветик»
Беседа о разных
странах и их
жителях.
Дидактические игры:
«Народы России», «Кто в
какой стране живет»
Праздник «Наша Армия
родная» стихи, песни,
фотографии, военнопатриотическая игра
«Зарничка» (взаимодействие
со школой)
«Наши мамы и
бабушки»
Изготовление
альбомаСтихи,
песни
Праздник 8 Марта
Фотовыставка «Люби и
знай роднойсвой край»
Викторина «Назови сказки»

Выставка «Мамины руки»

Конкурс семейных
проектов
«Россия – родина моя»

Развлечение «День
космонавтики»

Конкурс семейных проектов
«Россия – родина моя»

«Праздник «День Победы»,
Беседа «Их подвигам
гордятся внуки»,
Литературные чтения,
«Панорамы боевыхдействий»
- моделирование,
«Бессмертный полк»,

Выставка семейных
стенгазет
«КосмоSTAR»

Конкурс открытки «Май.
Весна.Победа»
Конкурс песни о Великой
Победе.

Беседа «Что такое лес?»

Просмотр мультфильмов
Смешарики «Азбука здоровья»
серия «Правильное питание»
ОЭД «Посадкалука»

Акция «Берегите лес» Чтение
художественной литературы:
Е.И. Чарушин
«Никитаохотник», Почему у
земли платье зеленое А.
Лопатина, Кто землю украшает
А. Лопатина, Могучая травинка
М. Скребцова
Изготовление листовок
«Берегите воду!» (22 марта
Всемирный день воды)

Беседа «От чего происходят
пожары?» Игровая ситуация
«Если
возник
пожар?»

Акция «Каждую соринку – в
корзинку!»

Чтение художественной
литературы: С. Маршак «Кошкин
дом», Г. Цыферов «Жил был на
свете слоненок»

Акции «Посади дерево»,
тематическое занятие «День
Земли»
Беседа «Как беречь природу?»
Цикл наблюдений за
цветущими растениями на
территории детского сада

Инсценировка произведения
С.Маршака «Кошкин дом»

День Здоровья Экскурсия на
школьный стадион
Просмотр мультфильма
«Смешарики», «Азбука
безопасности» Викторина
«Правила дорожные детям знать
положено»

33

РК

Июнь

Чтение художественной
литературы: С. Михалков «А
что у вас?», Джанни Родари
«Чем пахнут ремесла?»,
И. Крылов «Стрекоза и
муравей», К. Чуковский
«Айболит», «Федориногоре»,
русские народные сказки
«Крошечка-Хаврошечка», Ю.
Тувим «Всѐ для всех», сказы
П.Бажова, рассказы
Д.Н.Мамина Сибиряка.
Игровая ситуация «Пекарня»

РК

Трудовые действия «Наш
огород»

Июль

Поручения «Уборка на участке»

РК

Целевая автобусная экскурсия в
музей
«Северская домна»

Август

Создание лэпбука
«Профессии моего
города»

РК

Поручения «Собираем урожай»

Викторина «Люди,
прославившиеРоссию»,
изготовление лэп-бука «День
Победы»

Спортивное развлечение
«ДеньРоссии»
Конкурс рисунков на
асфальте
«Разноцветные ладошки»

Праздник «День семьи»,
выставка детского
творчества «День города»
автобусная экскурсия по
городу

Конкурс шляп

Выставка совместного
творчества «Флаг России»
Конкурс «Лучшая
групповая комната»
акция «Мы гордимся своей
страной!»

Чтение экологических сказок о
мусоре: Зайчик и
Медвежонок (Экологическая
сказка), Маша и
Медведь (Экологическая
сказка), Нет места
мусору (Экологическая сказка),
Сказка про хламищеокаянище (Экологическая
сказка).

Чтение художественной
литературы Г. Георгиев
«Светофор», А. Северный
«Светофор», О. Тарутин
«Переход», С. Михалков «Дядя
Степа милиционер»

Экологооздоровительный
праздник. Развлечения на темы
«Зоопарк», «Наш огород»,
«Домашние животные» и др
Участие в семейном флэшмобе
«Зеленое лето»

Спортивный праздник
«Здравствуй, лето!»

Участие в проекте «Эколятадошколята»

Сбор листьев с деревьев и
кустарников, изготовление
гербария, сбор семян цветущих
клумбовых растений.

Дидактическая игра
«Съедобное - несъедобное»
Интерактивная игра «Как вести
себя наприроде?»
Летняя школа
безопасности «Осторожно,
насекомые!»
Дидактическая игра
«Съедобное - несъедобное»
Интерактивная игра «Как вести
себя наприроде?»
Конкурс рисунков «Школа
светофорных наук»
Экскурсия к
перекрёстку

34

3.8. Партнёрское взаимодействие с социумом
Детский сад – это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг. Новые задачи, встающие перед дошкольным
учреждением, находящимся в посёлке городского типа предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с социальными
партнерами.
Сотрудничество с каждым учреждением осуществляется на основе плана мероприятий, который предусматривает разные формы организации
детей, педагогов и родителей. Связь между детским садом и данными учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития
интересов, потребностей, индивидуальных возможностей воспитанников.
Социальный партнер
МБОУ ПГО «СОШ п.
Зюзельский»

Библиотека
п. Зюзельский
Дом культуры «Горняк»
МАУ ДО ПГО «Центр развития
творчества им. П.П. Бажова»
Отдел ГИБДД по Полевскому
городскому округу

Пожарная часть
№ 64 г. Полевского
Фельдшерско-аптечный пункт
п. Зюзельский
Центр психолого-педагогической
диагностики и коррекции «Ладо»
Краеведческий музей
г. Полевского

Задачи, решаемые в совместной работе
Создание единого образовательного процесса и
обеспечение преемственности в содержании образования.
Профилактика трудностей школьной дезадаптации.
Повышение уровня готовности дошкольников к обучению
в школе.
Развитие и поддержка интереса и любви детей к книге,
как источнику знаний. Расширение кругозора и
познавательной сферы детей.
Развитие творческих способностей детей
Развитие творческих способностей детей
Повышение эффективности работы по предупреждению
детского дорожно-транспортного травматизма.
Формирование устойчивых знаний и прочных навыков
культурного и безопасного поведения детей на улице и в
транспорте.
Повышение эффективности работы по предупреждению
пожаров. Формирование устойчивых знаний и навыков
поведения детей в чрезвычайных ситуациях.

Формы работы с детьми
- родительские собрания,
- взаимопосещение уроков в школе и занятий в детском саду,
- педсоветы,
- консультации,
- посещение детьми школы развития.
- экскурсия в библиотеку,
- знакомство с правилами пользования библиотекой.
- занятия с детьми, конкурсы,
- тематические викторины.
Участие в концертных программах
Дополнительное образование детей

Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников
ДОУ.
Оказание лечебно-профилактической помощи.
Выявление и консультирование родителей по работе с
детьми «группы риска».

- участие в конкурсах детского творчества:
рисунков, поделок и т.д.
- проведение театрализованных представлений по безопасности
дорожного движения.
- встреча с инспектором для практических занятий.
- проведение конкурсов детского творчества: рисунков, поделок и т.д.
- проведение театрализованных представлений по теме
- экскурсия пожарную часть
- просмотр мультфильмов на пожарную тематику.
-организация своевременного осмотра детей.
- сбор и анализ основных медицинских данных о состоянии здоровья
детей, проведение профилактических прививок.
- индивидуально - коррекционные занятия с детьми
- консультативная помощь.

Знакомство детей с историей родного края,

занятия по краеведению

35

Население

Работа консультативного пункта для неорганизованных
детей.
- проведение консультаций старшим воспитателем,
музыкальным руководителем.
- дополнительная информированность и просвещенность
родителей о работе ДОУ через Интернет – сайт.

Организация социокультурной связи между детским садом и этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития
интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и
уровень реализации образовательных стандартов дошкольного образования.
Основными принципами сотрудничества являются:

Установление интересов каждого из партнера.

Совместное формирование целей и задач деятельности в интересах гармоничного развития ребенка.

Осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблем.

Выработка четких правил действий в процессе сотрудничества.

Значимость социального партнерства для каждой из сторон.
Условиями эффективного взаимодействия ОО с социальными партнерами выступают:
- Открытость ОО.
- Установление доверительных и деловых контактов.
- Использование образовательного и творческого потенциала социума.
- Реализация активных форм и методов общения.
Приоритетным направлением сотрудничества является: создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ базовой культуры личности, творческого потенциала воспитанников; подготовка ребенка
к жизни в современном обществе.
Основные формы организации социального партнерства:
 Совместные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формирования здорового образа жизни: «День здоровья»,
спортивные праздники, конкурс знатоков правил дорожного движения, участие в конкурсе «Я – пешеход» и т.д..
 Коллективно-творческие мероприятия: участие в выставках детского творчества, в различных конкурсах.
 Информационно-просветительские мероприятия: проведение мероприятий с родителями с привлечением специалистов ГИБДД, культуры,
здравоохранения, трансляция положительного имиджа ОО через средства массовой информации.
 Организация кружковой и секционной работы вне ОО. Эта форма социального партнерства способствует решению проблемы организации работы
с одаренными детьми, развитию их творческого потенциала.
Взаимодействие с социальными партнерами создает благоприятные возможности для обогащения деятельности в ОО, расширяет спектр
возможностей по осуществлению сотрудничества с социокультурными учреждениями в рамках разностороннего развития воспитанников.

36

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».