Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа п.Зюзельский» (МБОУ ПГО «СОШ п.Зюзельский») _________________________________________________________________________ Утверждаю: Директор МБОУ ПГО «СОШ п.Зюзельский» ______________Е.С. Мустафина « 15» декабря 2020г. ПОЛОЖЕНИЕ Об организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в МБОУ ПГО «СОШ п.Зюзельский» I. Общие положения 1. Настоящее положение устанавливает цели, порядок применения и реализации в МБОУ ПГО «СОШ п.Зюзельский» (ДалееОбразовательная организация) общеобразовательных программ с применением электронного обучения идистанционных образовательных технологий. 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с: - Федеральнымзаконом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации», - Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Обутверждении Порядка применения организациями, осуществляющимиобразовательную деятельность, электронного обучения, дистанционныхобразовательных технологий при реализации образовательных программ», - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2020 № 103 “Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий”(Зарегистрирован 19.03.2020 № 57788) - Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. N ГД-39/04 “О направлении методических рекомендаций” -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373(с изменениями и дополнениями); - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897(с изменениями и дополнениями); - СанПиН «Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» - СанПиН 2.4.2.2821 – 10"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от30.08.2013 г. № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществленияобразовательной деятельности по основным общеобразовательным программам–образовательным программам начального общего, основного общего образования"; - Уставом и другими локальными актами «МБОУ ПГО «СОШ п.Зюзельский». 1.3.Система дистанционного обучения в «МБОУ ПГО «СОШ п.Зюзельский» реализует общеобразовательные программы начального общего, основногообщего образования, на основеиспользования технологий дистанционного обучения для всех категорийобучающихся независимо от места их проживания, возраста, социальногопроисхождения и состояния здоровья. 1.4. В настоящем Положении используются следующие понятия: 1.4.1.Электронное обучение (ЭО) - организация образовательнойдеятельности с применением содержащейся в базах данных и используемойпри реализации образовательных программ информации и обеспечивающихее обработку информационных технологий, технических средств, а такжеинформационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу полиниям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся ипедагогических работников. 1.4.2.Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) -образовательные технологии, реализуемые в основном с применениеминформационных и телекоммуникационных технологий приопосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованномвзаимодействии обучающегося и педагогического работника. 1.5. Образовательная организация вправе использовать ЭО и ДОТ при всех предусмотренных законодательством РФ формах получения общего образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных учебных, лабораторных и практических занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся. Образовательные программы могут реализовываться в смешанном (комбинированном) режиме – в зависимости от специфики образовательных задач и представления учебного материала. Соотношение объема проведённых часов, лабораторных и практических занятий с использованием ЭО и ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется школой в соответствии с образовательными программами с учетом потребностей обучающегося и условий осуществления образовательной деятельности. ЭО и ДОТ могут использоваться при непосредственном взаимодействии педагогического работника обучающимися для решения задач персонализации образовательного процесса. 1.6. Образовательная организация доводит до участников образовательных отношений информация о реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО и ДОТ, обеспечивающую возможность их правильного выбора. 1.7. ЭО и ДОТ обеспечиваютсяприменением совокупности образовательных технологий, при которых частично опосредованное или полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределение во времени на основе педагогически организованный в технологии обучения. 1.8. Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются: - платформа «Дневник.ру»; - образовательные онлайн – платформы; - цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; - видеоконференции; - вебинары; - skype - общение; - электронная почта; - облачные сервисы; - электронные носители мультимедийных приложений к учебникам; - электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности. 1.9.Формы ЭО и ДОТ, используемые в образовательном процессе. В обучение с применением ЭО и ДОТ используются следующие организационные формы учебной деятельности: - чат – занятия – учебные занятия, осществляемые с использованием чат-технологий. Чат – технологии проводят синхронно, т.е. все участники имеют одновременный доступ к чату. - веб – занятия – дистанционные уроки, конференции, лекции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, контрольная работа, практикумы и др. формы учебных занятий. Проводимых с помощью средств коммуникаций и других возможностей Интернета. - консультации – форма индивидуального взаимодействия преподавателя с обучающимися (могутбыть on-lineи заочными off-line),в том числе по телефону; - организация переписки через электронную почту с целью индивидуального и группового общения; -самостоятельное изучение учебного материала. Самостоятельное изучение материала составляет основу дистанционного обучения. Время на самостоятельное изучение учебного материала определяется программой обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. - Самостоятельная внеаудиторная работа; - Научно-исследовательская работа. - Проектная работа. 1.10. Самостоятельная работа обучающихся может включать следующие организационные формы (элементы) электронного и дистанционного обучения: - работа с электронным учебником; - просмотр видеолекций; - прослушивание аудиоматериала; - компьютерное тестирование; - изучение печатных и других учебных и методических материалов. 1.11. Сопровождение предметных дистанционных курсов может осуществляться в следующих режимах: - Тестирование онлайн; - Консультация онлайн; - Предоставление методических материалов; - Сопровождение оff- line(проверка тестов, контрольных работ, различные виды текущего контроля и промежуточной аттестации); 2. Цели и задачи. 2.1. Основной целью использования электронного обучения и дистанционных образовательных технология является предоставление обучающимися возможности освоения программ общего образования непосредственно по месту жительства или его временного пребывания (нахождение), а также предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся, обучение по индивидуальному учебному плану при закрепление материала, освоение новых тем по предметам и выполнении внеаудиторной самостоятельной работы. 2.2. 2. Обучение с использованием дистанционных образовательныхтехнологий – одна из форм организации учебного процесса, котораянаправлена на решение следующих задач: - предоставление равного доступа к полноценному образованию разнымкатегориям обучающихся в соответствии с их способностями,индивидуальными склонностями и потребностями; - обеспечение обучающимся возможности выстраиванияиндивидуальной образовательной траектории; - формирование способности к самостоятельной познавательнойдеятельности обучающихся; - развитие профильного образования в рамках образовательногоучреждения на основе использования информационных технологий каккомплекса социально-педагогических преобразований; - повышение качества обучения за счет применения средств современных информационных и коммуникационных технологий; - использование ресурсов сети Интернет для оптимизации учебногопроцесса; - вовлечение обучающихся в единое информационно-образовательноепространство. -повышению качества обучения за счет применения средств современных информационных и коммуникационных технологий; - открытый доступ к различным информационным ресурсам для образовательного процесса в любое удобное для обучающегося времени; - созданию единой образовательной среды школы; - повышению эффективности учебной деятельности, интенсификации самостоятельной работы обучающихся; - повышение эффективности организации учебного процесса. 2.3. Основными принципами применения ЭО и ДОТ являются: - Принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем обучающимся возможности освоения программ общего образования непосредственно по месту жительства или временного пребывания; - Принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося; - Принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды; - Принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствуют сочетанию разных дидактических моделей проведения учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения; - Принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работы с необходимым для них темпе и в удобное для себя время; - Принцип модульности, позволяющий использовать обучающимся и педагогическим работникам необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося; - Принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся. 2.4. Основными направлениями деятельности являются: - Обеспечение возможности применения в учебной деятельности ЭО и ДОТ; - Обеспечение возможности эффективной подготовки к текущему контроля и промежуточной аттестации по ряду учебных дисциплин; - Обеспечение исследовательской и проектной деятельности обучающихся; - Обеспечение подготовки участие в дистанционных конференциях, олимпиадах, конкурсах. 3. Участники образовательного процесса с использованием ЭО ДОТ. 3.1. Участниками образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ являются: обучающиеся, педагогические, административные и учебно-вспомогательные работники школы, родители (законные представители)обучающихся. 3.2.Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ организуется дляобучающихся по основным направлениям учебной деятельности. 3.3. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ осуществляют педагогические работники, прошедшие соответствующую подготовку. 3.4. Педагогическим работникам, обучающимся, осуществляющим обучение с использованием ЭО и ДОТ, предоставляется авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам. 3.5. Педагогические работники, осуществляющие обучение с использованием ЭО и ДОТ, вправе применять имеющиеся электронные средства обучения или создавать собственные. Разработанные курсы должны соответствовать содержанию ФГОС НОО и ООО. 3.6. Обучающийся должен владеть базовыми навыками работы с компьютерной техникой и программным обеспечением, базовыми навыками работы со средствами телекоммуникаций (системами навигации в сети интернет, навыками поиска информации в сети интернет, электронной почтой и т. п.). 3.7. Обучающийся должен иметь навыки и опыт обучения и самообучения с использованием цифровых образовательных ресурсов 4. Организация дистанционного и электронного обучения. 4.1. Образовательная организация обеспечивает каждому обучающемуся возможность доступа к средства ЭО и ДОТ, в т.ч. образовательной онлайн-платформе, используемой школой в качестве основного информационного ресурса, в объёме часов учебного плана, необходимом для освоения соответствующей программы, а также осуществляет учебно-методическую помощь обучающимся через консультации преподавателей как при непосредственном взаимодействии педагога с обучающимися, так и не опосредованно 4.2. Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом (индивидуальным образовательным маршрутом), количеством часов, определённых для индивидуального обучение детей на дому, годовым календарным графиком и расписанием занятий. 4.3. В структуру обучения в дистанционном режиме должны быть включены следующие элементы: - ознакомительно-разъяснительная работа (знакомство обучающихся и их родителей (законных представителей) с целями, задачами, особенностями и возможностями дистанционного обучения); - технологическая подготовка (обучение родителей (законных представителей) и учащихся первичными навыками работы в интернете (при необходимости) и работе в оболочке ДО); - информационная поддержка (знакомства обучающихся и их родителей (законных представителей) информационными источниками по конкретным предметом); - изучение курсов (освоение индивидуального образовательного маршрута, самостоятельная работа обучающегося с информационными источниками, консультирование, промежуточной аттестации и контроля текущей Учебной деятельности обучающихся - по мере освоения конкретных тем курса); - текущий контроль знаний (оценка результатов освоения отдельных тем учебных курсов (очный или дистанционной режим)); - промежуточная аттестация (оценка результатов освоения учебных курсов (очной и дистанционный режим)) 4.4. Текущий контроль, промежуточной аттестации обучающихся в дистанционном режиме проводятся при обучении по любой образовательной программы в соответствии с положением о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ ПГО «СОШ п.Зюзельский». 4.5. Результаты обучения обучающихся, в изучении темы, текущий контроль знаний обучающихся в процессе освоения учебных курсов (изученных тем) фиксируются в системе электронного журнала «Дневник.ру» на электронных и бумажных носителях. 4.6. Для организации обучения использованием ЭО и ДОТ и осуществления контроля результатов обучения школа обеспечивает идентификацию личности обучающегося на образовательном онлайн-платформе путем регистрации выдачи персонального пароля. 4.7. При использовании ЭО и ДОТ осуществляются следующие виды учебной деятельности: - Самостоятельное изучение учебного материала; - Учебные занятия (лекционные и практические); - Консультации; - Текущий контроль; - Промежуточная аттестация. 4.8. Организация обучения с использованием ЭО и ДОТ в школе может осуществляться по двум модулям: - Модуль непосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися; - Модель посредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися. 4.9 Модель непосредственное осуществление взаимодействия педагога с обучающимися реализуется с использованием технологии смешанного обучения. Смешанное обучение- современная образовательная технология, в основе которой лежит концепция объединение технологий «классно-урочной системы» и технологии электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами. 4.10. Модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога и обучающимися может быть организована с разными категориями обучающихся: - Обучающиеся, проходящие подготовка к участию в олимпиадах, конкурсах на заключительных этапах; - Обучающиеся высокой степенью успешности освоения программ; - Обучающиеся, пропускающие учебные занятия по уважительной причине (болезнь, участие в соревнованиях, конкурсах). - Обучающиеся по очно-заочной форме обучения. 4.11. Продолжительность непрерывного использования в образовательной деятельности технических средств обучения устанавливается в соответствии с п. 10 СанПиН 2.4.2.282110: Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на занятии Время деятельности в зависимости от класса, мин. Вид непрерывной деятельности 1–2-й класс 3–4-й класс 5–7-й класс 8–11-й класс Просмотр статических изображений на экранах отраженного свечения 10 15 20 25 Просмотр телепередач 15 20 25 30 Просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения 15 20 25 30 Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой 15 15 20 25 Прослушивание аудиозаписи 20 20 25 25 Прослушивание аудиозаписи в наушниках 10 15 20 25 4.12. Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором составляет: для учащихся 1 – 2-х классов – не более 20 минут, для учащихся 3 – 4 классов – не более 25 минут, для учащихся 5 – 6 классов – не более 30 минут, для учащихся 7 – 11 классов – 35 минут. 4.13. Организация обучения по индивидуальному учебному плану определяются соответствующим Положением. 4.14. Образовательная организация ведет учетосуществляет хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями законодательства РФ. 4.14. Учебные и методические материалы могут предоставляться ученикам в виде: - электронных учебников, виртуальных лабораторных практикумов, компьютерных систем контроля занятий с наборами тестов, других электронных материалов на магнитных и оптических носителях; - электронных ресурсов с доступом в Интернет. 5. Заключительное положение 5.1. Данное положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до принятия нового в рамках действующего нормативного законодательного регулирования в области общего образования. 5.2.При необходимости в Положение вносятся изменения, дополнения на основании решения Педагогического совета школы.