Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс ФГОС

Приложение
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский»,
утвержденной приказом
МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский»
от 29.08.2018 г. № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По русскому языку
начальное общее образование
1-4 классы
(ФГОС)

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Русский язык»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной
образовательной программы начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность их мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые
установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской
идентичности;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными
понятиями;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного
предмета «Русский язык» опыт специфической для данной предметной области,
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также
систему основополагающих элементов научного знания, лежащей в основе современной
научной картины мира.
Планируемые личностные результаты
Освоение предмета «Русский язык» вносит существенный вклад в достижение
личностных результатов начального общего образования, а именно:
1) формирует основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирует ценности многонационального российского
общества; участвует в становлении гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
2) формирует целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирует уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) способствует овладению начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире;
5) способствует принятию и освоению социальной роли обучающегося, развитию мотивов
учебной деятельности и формированию личностного смысла учения;
6) развивает самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирует эстетические потребности, ценности и чувства;
8) развивает этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную
отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
9) развивает навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирует установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Планируемые метапредметные результаты
Изучение предмета «Русский язык» играет значительную роль
метапредметных результатов начального образования, таких как:

в

достижении

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи
и
интерпретации
информации
в соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в
соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Русский язык»; формирование начального уровня культуры пользования
словарями в системе универсальных учебных действий.

Планируемые предметные результаты
Планируемые предметные результаты, приводятся в двух блоках к каждому разделу
учебной программы. Они ориентируют в том, какой уровень освоения опорного учебного
материала ожидается от выпускников.
Первый блок «Выпускник научится». Критериями отбора данных результатов служат:
их значимость для решения основных задач образования на данном уровне,
необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их
достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем
исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в эту группу
включается такая система знаний и
учебных
действий,
которая,
во­первых,
принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и,
во­вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя может быть
освоена подавляющим большинством детей.
Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку,
которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы посредством
накопительной системы оценки (например, портфеля достижений), так и по итогам ее
освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на
уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведется с
помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне
ближайшего развития, — с помощью заданий
повышенного уровня. Успешное
выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием
для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующий уровень
обучения.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений,
навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как
пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты,
описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит
возможность научиться» к каждому разделу программы учебного предмета «Русский
язык» и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым
результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся,
имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике
обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как
в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу
повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на
данном уровне обучения. Оценка достижения этих целей ведется преимущественно в
ходе процедур,
допускающих предоставление и использование исключительно
неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку
достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы
итогового контроля.
Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся
продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями
достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных
обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых
ведется оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является
препятствием для перехода на следующий уровень обучения. В ряде случаев учет
достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего
и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством
накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать
при определении итоговой оценки.
Подобная структура представления планируемых результатов подчеркивает тот факт,
что при организации образовательной деятельности, направленной на реализацию и
достижение планируемых результатов, требуется использование таких педагогических

технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке
обучающихся.
При изучении предмета «Русский язык» достигаются следующие предметные
результаты:
1) сформированность первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского
языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального
общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи
как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) владение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических,
лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в
целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства
для успешного решения коммуникативных задач;
5) владение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания
для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные
твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие,
парные/непарные звонкие и глухие;
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для
упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и
справочниках.
Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на
основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска
необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать
соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике
материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова
ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощьюк учителю,
родителям.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку,
суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником
алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения
орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»

Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые
случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает,
как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена
существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных,
глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения
морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги
вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся,
союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании
и предложении;
классифицировать
предложения
по
цели
высказывания,
находить
повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать
второстепенные
члены
предложения −определения,
дополнения,
обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого
предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность
разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объеме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объемом 80 − 90 слов;
писать под диктовку тексты объемом 75 − 80 слов в соответствии с изученными
правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и
пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;

при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы
избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы
действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
оценивать
правильность
(уместность)
выбора
языковых
и
неязыковых
средств
устного
общения
на
уроке,
в
школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
(умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для
конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи:
описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений,
находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями
и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность
выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений)
и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых
текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении
(sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

2. Содержание учебного предмета «Русский язык»
Элементы содержания учебного предмета «Русский язык», относящиеся к результатам,
которые учащиеся «получат возможность научиться», выделены курсивом.
Содержание, расширяющее основное содержание, выделено жирным начертанием.
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие
звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте,
определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для
эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической
формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь
внимание, выразить свою точку зрения. Практическое овладение устными
монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание,
повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного
и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с
просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения
необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.

Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка
содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения
грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических
требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в
соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания
прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших
собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений,
литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин
художников, просмотра фрагмента видеозаписи.
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения.
Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных
твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение
места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным
способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости –
мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую
гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью,
соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в
соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения
на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под
диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики
пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве
листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо
букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм.
Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и
предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов
и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака
переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их
порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с
заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;

знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и
при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера
по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове
ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков,
определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение
звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости
согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный –
согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный –
непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги.
Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое)
ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения.
Ударение,
произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного
русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости
согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол,
конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми
согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака
переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение
которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение
значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных
словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах,
фразеологизмах. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Работа с
разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова».
Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение
однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки,
суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении
суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и
приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием
согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена
собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и
«что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода.
Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного.
Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено
имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов.
Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению.
Словообразование имен
существительных.
Морфологический разбор имен
существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по
родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость
формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная

форма имени
прилагательного. Словообразование имен прилагательных.
Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и
употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и
множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в
речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение
глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по
временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение).
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы.
Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов:
образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов
от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и
различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации):
восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение
главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи
смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Предложения распространенные и нераспространенные. Синтаксический анализ
простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без
союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с
однородными членами. Нахождение в предложении обращения (в начале, середине или
конце предложения).
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование
разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове.
Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи –ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
сочетания чк – чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
соединительные о и е в сложных словах (самолет, вездеход);
е и и в суффиксах имен существительных (ключик-ключика, замочек-замочка);
безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных
на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);

безударные окончания имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с именами существительными;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа
(пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный
знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
запятая при обращении в предложениях;
запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит
общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения,
его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать,
поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, отстаивать свою точку зрения).
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе
при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения
с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную
тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка
предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по
предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах
синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений):
изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения;
сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

Тема, раздел темы

Количество
часов

Добукварный период 16 часов
1. История возникновения письма. История русского алфавита
2. Знакомство с новым предметом. Русский язык – родной язык русского

1
1

народа.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Гигиенические правила письма.
Знакомство с рабочей строкой.
Рабочая строка.
Письмо наклонных прямых линий.
Письмо наклонных прямых линий с закруглением внизу.
Письмо наклонных прямых линий с закруглением внизу.
Письмо наклонных прямых линий с закруглением вверху.
Письмо наклонных прямых линий с закруглением вверху.

1
1
1
1
1
1
1
1

11.
12.
13.
14.
15.

Письмо наклонных прямых линий с закруглением внизу и вверху.
Письмо удлинённой петли вверху.
Письмо удлинённой петли внизу.
Письмо левых полуовалов.
Письмо правых полуовалов.

1
1
1
1
1

16. Письмо левых и правых полуовалов.

Букварный период 83 часа
17.
18.
19.
20.

Строчная буква «а».
Прописная буква «А».
Строчная буква «о».
Прописная буква «О»

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.

Строчная буква «и».
Прописная буква «И».
Письменная буква «ы».
Закрепление изученных букв.
Строчная буква «у».
Прописная буква «У».
Строчная буква «н».
Прописная буква «Н».
Строчная буква «с».
Прописная буква «С».
Строчная буква «к».
Прописная буква «К».
Строчная буква «т».
Прописная буква «Т».
Письмо изученных букв.
Строчная буква «л».
Прописная буква «Л».
Строчная буква «р».
Прописная буква «Р».
Письмо изученных букв.
Строчная буква «в».
Прописная буква «В».
Строчная буква «е».
Прописная буква «Е».
Письмо изученных букв.
Строчная буква «п».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

47. Прописная буква «П».
48. Строчная буква «м».
49. Письмо изученных букв.
50. Прописная буква «М».
51. Строчная буква «з».
52. Прописная буква «З».
53. Строчная буква «б».
54. Письмо изученных букв.
55. Прописная буква «Б».
56. Строчная буква «д».
57. Прописная буква «Д».
58. Строчная буква «я».
59. Письмо изученных букв
60. Строчная буква «я»
61. Прописная буква «Я»
62. Строчная буква «г».
63. Прописная буква «Г».
64. Письмо изученных букв.
65. Строчная буква «ч».
66. Прописная буква «Ч».
67. Письмо слов с буквосочетаниями ЧА, ЧУ, ЧК, ЧН.
68. Письмо буквы «ь»
69. Письмо слов и предложений с изученными буквами
70. Письмо слов с буквой «ь» в середине.
71. Строчная буква «ш».
72. Прописная буква «Ш».
73. Строчная и прописная буквы «ш,Ш».
74. Слова с сочетаниями ши
75. Строчная буква «ж».
76. Прописная буква «Ж».
77. Строчная буква «ё».
78. Прописная буква «Ё».
79. Письмо слов с буквосочетаниями жи,ши.
80. Строчная буква «й».
81. Письмо слов и предложений с изученными буквами.
82. Строчная буква «х».
83. Прописная буква «Х».
84. Строчная и прописная буквы «х,Х».
85. Строчная буква «ю».
86. Прописная буква «Ю».
87. Строчная буква «ц».
88. Строчная и прописная буква «Ц».
89. Строчная и прописная буквы «ц,Ц».
90. Строчная буква «э».
91. Прописная буква «Э».
91. Письмо слов и предложений
92. Строчная и прописная буквы «щ».

93. Письмо слов с буквосочетаниями ЩА, ЩУ.
94. Прописная буква «Щ».
95. Письмо слов и предложений с изученными буквами.
96. Строчная буква «ф».
97. Прописная буква «Ф».

1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

98. Письмо слов с буквами «ъ», «ь».
99. Алфавит. Звуки и буквы
100.
Обобщение и закрепление изученного материала.
Послебукварный период 15 часов
101.
Оформление предложений в тексте
Установление связи слов в предложении
102.
Правописание сочетаний жи, ши
103.
Правописание сочетаний ча, ща
104.
Правописание сочетаний чу, щу
105.
Правописание сочетаний ЧК, чн, нщ
106.
Ударение
107.
Слова отвечающие на вопрос кто? Что?
108.
Слова отвечающие на вопросы что делать? Что сделать?
109.
Слова отвечающие на вопрос какой? Какая? Какое?
110.
Слова отвечающие на вопрос какой? Какая? Какие?
111.
Правописание безударных гласных в корне слова
112.
Правописание звонких и глухих согласных в конце слова.
113.
Заглавная буква в именах собственных
114.
Закрепление изученного
115.
Диктант
Русский язык (50 ч)
Наша речь (2 ч)
116.
Язык и речь, их значение в жизни людей.
117.
Русский язык — родной язык русского народа.
Текст, предложение, диалог (3 ч)
118.
Текст и предложение
119.
Предложение
120.
Диалог
Слова, слова, слова… (4 ч)
121.
Роль слов в речи
Слова-названия предметов, признаков предметов, действий
122.
предметов
123.
«Вежливые» слова
Однозначные
и
многозначные
слова.
Близкие
и
124.
противоположные по значению слова
Слово и слог. Ударение (6 ч)
125.
Слог как минимальная произносительная единица
126.
Деление слов на слоги
127.
Перенос слов
128.
129.
Ударение (общее представление)
130.
Ударные и безударные слоги
Звуки и буквы (35 ч)
131.
Звуки и буквы
132.
133.
Русский алфавит, или Азбука
134.
Гласные звуки и буквы
135.
136.
Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах
137.
Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
2
1
1
1

138.
139.
140.
141.
142.
143.
144.
145.
146.
147.
148.
149.
150.
151.
152.
153.
154.
155.
156.
157.
158.
159.
160.
161.
162.
163.
164.
165.
Итого:

Обозначение ударного гласного буквой на письме
Особенности проверяемых и проверочных слов
Правописание гласных в ударных и безударных слогах
Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного
звука
Согласные звуки и буквы
Слова с удвоенными согласными
Слова с буквой И и Й
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки

1
1
2
1
1
1
1
1
2

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком
Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.
Перенос слов с мягким знаком
Восстановление текста с нарушенным порядком предложений
Глухие и звонкие согласные звуки
Парные глухие и звонкие согласные звуки
Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков в конце
слов
Правописание парных согласных звуков на конце слов

1

Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки»
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ

1

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Контрольная работа
Заглавная буква в словах

1
1

Проект «Сказочная страничка»
Повторение и обобщение изученного материала

1
1
1
1
1
2

2

2
1
1
165 часов

2 класс
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка во 2 классе
№
1.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

Содержание (тема)
Знакомство с учебником. Какая бывает речь?
Что можно узнать о человеке по его речи?
Как отличить диалог от монолога?
Контрольное списывание
Что такое текст?
Что такое тема и главная мысль текста?
Части текста. Типы текстов.
Диктант.
Работа над ошибками.
Что такое предложение?
Как из слов составить предложение?
Контрольное списывание. Записка как вид текста, ее особенности.
Что такое главные члены предложения?
Что такое второстепенные члены предложения?
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Что такое распространённые и нераспространённые члены
предложения?
Как установить связь слов в предложении?
Развитие речи. Обучающее сочинение по картине.
Анализ сочинений.
Письмо как вид текста, требования к его написанию.
Контрольный диктант.
Работа над ошибками.
Что такое лексическое значение слова?
Что такое лексическое значение слова?
Что рассказало слово. Этимология слова.
Что такое однозначные и многозначные слова?

Кол-во часов
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?
Что такое синонимы?
Что такое антонимы?
Контрольный диктант.
Работа над ошибками.
Что такое родственные слова?
Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч

Какие бывают слоги?
Как определять ударный слог?
Как переносить слова с одной строки на другую?
Как переносить слова с одной строки на другую?
Обучающее сочинение по серии картинок.
Проверочная работа.
Контрольный диктант.
Работа над ошибками.
Как различать звуки и буквы?
Как мы используем алфавит?

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч

44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91

Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Как определить гласные звуки?
Контрольный диктант.
Работа над ошибками.

1ч
1ч
1ч
1ч

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

3ч

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками
в корне.
Развитие речи. Обучающее сочинение.
Диктант.
Работа над ошибками
Как определить согласные звуки?
Согласный звук [Й] и буква И краткое.

2ч

Слова с удвоенными согласными.

2ч

Обучающее изложение «Лось».
Проверочная работа
Наши проекты. И в шутку, и в серьёз.

1ч
1ч
1ч

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

3ч

Как обозначить мягкость согласного звука на письме?

2ч

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими
согласными.
Проверочная работа
Контрольный диктант
Работа над ошибками.
Наши проекты. Пишем письмо.
Обобщающий урок
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.
Развитие речи. Обучающее изложение.
Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные».
Наши проекты. Рифма.

2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

3ч

Проверь себя «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Как отличить звонкие согласные от глухих?

1ч
2ч

Диктант
Закрепление знаний. Работа над ошибками.
Проверка парных согласных в корне слова.
Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных
согласных.
Изложение повествовательного текста.

1ч
1ч
1ч
1ч

1ч
1ч
1ч
1ч
2ч

1ч

92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

3ч

Изложение повествовательного текста.

1ч

Проверка знаний.
Диктант.
Работа над ошибками. Обобщение изученного материала.

1ч
1ч
1ч

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

3ч

Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала.
Контрольное списывание.
Обучающее сочинение «Зимние забавы
Слово и предложение.
Обобщение изученного материала
Что такое части речи?

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч

Что такое имя существительное?
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная
буква в именах, отчествах и фамилиях людей.
Главный помощник в общении – родной язык.
Заглавная буква в написаниях кличек животных. Развитие речи.
Заглавная буква в географических названиях.
Обучающее изложение.
Богатства языка.
Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.
Диктант.
Работа над ошибками.
Единственное и множественное число имён существительных.

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2 ч

Мир общения. Собеседники.
Обучающее изложение.
Проверка знаний.
Диктант.
Работа над ошибками.
Что такое глагол?

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч

Словесные средства создания художественного образа
Единственное и множественное число глаголов.
Правописание частицы НЕ с глаголами.

1ч
1ч
2ч

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».
Контрольное списывание
Что такое текст-повествование?
Приглашение как вид текста, его особенности.
Проверка знаний.
Что такое имя прилагательное?
Связь имени прилагательного с именем существительным.
Прилагательные близкие и противоположные по значению.

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170

Контрольное списывание
Единственное и множественное число имён прилагательных.
Что такое текст – описание?
Проверка знаний.
Общее понятие о предлоге.
Раздельное написание предлогов со словами.
Восстановление предложений.
Слово, предложение и текст в речевом общении.
Диктант.
Работа над ошибками.
Что такое местоимение?
Что такое текст – рассуждение?
Условия письменного сообщения.
Контрольный диктант.
Работа над ошибками.
Повторение по теме «Текст»
Сочинение по картине.
Повторение по теме «Предложение».
Основные свойства текста.
Повторение по теме «Слово и его значение».
Повторение по теме «Части речи».
Повторение по теме «Звуки и буквы».
Повторение по теме «Правила правописания».
Последовательность предложений в тексте.
Контрольное списывание.

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

Повторение и закрепление изученного материала.

4ч

Типы текстов.
Обобщение знаний по курсу русского языка 2 класс
ИТОГО:
Русский язык:
Родной язык русский:

1ч
1ч
153 часа
17 часов

3 класс
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Тема урока
Язык и речь – 2 часа
Наша речь. Виды речи. Её назначение.
Наш язык. Значение родного языка в нашей жизни.
Текст. Предложение. Словосочетание. – 13 ч.
Признаки текста
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение.
Предложение. (повторение и углубление представлений)
Виды предложений по цели высказывания
Виды предложений по интонации
Предложение с обращением. Составление предложений с обращениями.
Обучающее изложение.
Главные и второстепенные члены предложения
Распространённые и нераспространённые члены предложения. Разбор
предложения по членам.
Простое и сложное предложение. Общее представление. Упражнение в
составлении сложных предложений.
Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном
предложении.
Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Определение в
словосочетании главного и зависимого слова.
Контрольный диктант по теме «Предложение»
Слово в языке и речи-20 ч.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
Антонимы и синонимы. Работа со словарём синонимов, антонимов.
Омонимы. Общее представление. Работа со словарём омонимов.
Слово и словосочетание.
Значение и использование фразеологизмов. Работа со словарём
фразеологизмов.
Р.р. Подробное изложение текста. Осенняя ёлочка.
Части речи и их значение. Имя существительное
Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных
Глагол. Р.р. Составление предложений и текста по репродукции
картины.
Имя числительное. Упражнение в различии в тексте имён сущ, глаголов,
имён прилагательных
Контрольное списывание по теме: «Слово и его лексическое значение»
Однокоренные слова
Гласные звуки и буквы для их обозначения.
Р.р.Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции
картины В.Д.Поленова «Золотая осень»
Согласные звуки и буквы для их обозначения
Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча–ща, чу–щу и безударными
гласными в корне.
Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.

Разделительный ь знак.
Обучающее изложение «Как медведь сам себя напугал»
Проверочный диктант по теме: Слово в языке и речи.
Состав слова -17 ч.
Корень слова. Однокоренные слова.
Как найти в слове корень
Сложные слова
Окончание. Определение окончания в словах
Как найти в слове окончание?
Что такое приставка. Моделирование однокоренных слов с приставкой
Как найти в слове приставку? Значение приставок
Р.р. Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом
просторе».
Что такое суффикс. Упражнение в образовании слов с суффиксами
Как найти в слове суффикс. Значение суффиксов
Р/р Подробное изложение повествовательного текста с языковым
анализом. Обогащение словарного запаса глаголами.
Что такое основа слова. Значение приставок и суффиксов в слове.
Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу.
Контрольный диктант по теме «Состав слова»
Обобщение знаний о составе слова. Проверь себя
Проект «Семья слов»
Обобщение знаний о составе слова.
Правописание частей слова- 25 ч.
В каких значимых частях слова есть орфограммы?
Правописание слов с безударными гласными в корне
Правописание слов с безударными гласными в корне
Правописание слов с безударными гласными в корне. Подбор
проверочных слов.
Правописание слов с безударными гласными в корне
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
Подбор проверочных слов.
Р.р. Обучающее изложение повествовательного деформированного
текста по самостоятельно составленному плану.
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова.
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова.
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова.
Правописание слов с удвоенными согласными
Составление словаря слов с определённой орфограммой.
Правописание слов с удвоенными согласными
Р.р. Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка»
Правописание суффиксов и приставок
Правописание суффиксов и приставок
Правописание суффиксов и приставок
Р.р. Составление объявления.
Правописание приставок и предлогов
Контрольный диктант за I полугодие
Правописание приставок и предлогов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

75.
76.
77.
78.
79.

80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.

Правописание слов с разделительным ъ знаком
Правописание слов с разделительным ъ знаком
Перенос слов с разделительным ъ знаком
Наши проекты. Составляем орфографический словарь»
Обобщение по теме «Правописание частей слова»
Части речи – 76 ч.: имя существительное -31ч., имя прилагательное -18 ч.,
местоимение – 5 ч., глагол-22ч.
Имя существительное-31 ч.
Части речи.
Имя существительное и его роль в речи.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Р.р. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.
Собственные и нарицательные имена существительные
Проект «Тайна имени»
Число имён существительных
Число имён существительных
Род имён существительных
Род имён существительных
Р.р. Подробное изложение повествовательного текста.
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Падеж имён существительных.
Падеж имён существительных.
Упражнение в определении падежа имён существительных
Р.р. Составление рассказа по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван
– царевич и лягушка – квакушка»
Именительный падеж
Родительный падеж
Дательный падеж
Винительный падеж
Творительный падеж
Предложный падеж
Р.р. Составление сочинения по репродукции картины К.Ф.Юона
«Конец зимы. Полдень»
Все падежи. Обобщение знаний
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Обобщение изученного
Р.р. Подробное изложение текста повествовательного характера.
Закрепление изученного
Проект «Зимняя страничка»
Имя прилагательное -18 часов
Значение и употребление имён прилагательных в речи.
Роль прилагательных в тексте.
Текст – описание. Обогащение словарного запаса именами
прилагательными.
Р.р. Сопоставление содержания и выразительных средств в
искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А. Врубеля
«Царевна-лебедь»

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.
137.
138.
139.
140.
141.
142.
143.
144.
145.
146.
147.
148.
149.
150.
151.
152.
153.
154.
155.
156.
157.
158.
159.

Род имён прилагательных
Изменение имён прилагательных по родам
Изменение имён прилагательных по родам.
Число имён прилагательных
Число имён прилагательных
Изменение имён прилагательных по падежам
Изменение имён прилагательных по падежам
Обобщение изученного
Обобщение изученного
Р.р. Сочинение - отзыв по репродукции картины А.А. Серого «Девочка с
персиками»
Обобщение изученного
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Проект «Имя прилагательное в загадках»
Обобщение изученного
Местоимение – 5 часов.
Личные местоимения
Изменение личных местоимений по родам
Местоимение.
Местоимение
Р.р. Составление письма
Глагол-22 час
Значение и употребление глаголов в речи
Значение и употребление глаголов в речи
Неопределённая форма глаголов
Неопределённая форма глаголов
Число глаголов
Число глаголов
Время глаголов
Время глаголов. 2-е лицо глаголов
Изменение глаголов по временам
Изменение глаголов по временам
Изменение глаголов по временам
Род глаголов в прошедшем времени.
Род глаголов в прошедшем времени.
Правописание частицы НЕ с глаголами
Правописание частицы НЕ с глаголами
Р.р. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по
опорным словам и самостоятельно составленному плану
Звукосочетание (ца) на конце глаголов. Правописание .
Морфологический разбор глагола.
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Повторение и углубление представлений о глаголе.
Обобщение знаний
Р.р. «Конференция» на тему «Части речи в русском языке»
Повторение – 17часов
Части речи
Части речи
Р.р. Изложение повествовательного текста.
Обобщение изученного о слове, предложении

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

160.
161.
162.
163.
164.
165.
166.
167.
168.
169.
170.

№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Правописание окончаний имён прилагательных
Правописание приставок и предлогов
Правописание безударных гласных
Правописание значимых частей слова
Итоговый контрольный диктант
Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова.
Тестирование
Р.р. Изложение повествовательного текста.
Морфологический разбор частей речи.
Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул?»
Обобщение знаний
Итого
Русский язык
Родной язык русский

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
153
17

Тематическое планирование по модулю «Родной язык» (русский).
Кол-во
Тема
часов
1
Наш язык. Значение родного языка в жизни людей.
1
Предложение с обращением. Составление предложений с обращениями
1
Простое и сложное предложение. Общее представление. Упражнение в
составлении сложных предложений.
1
Антонимы и синонимы. Работа со словарём синонимов, антонимов.
1
Значение и использование фразеологизмов. Работа со словарём
фразеологизмов.
1
Имя числительное. Упражнение в различии в тексте имён сущ., глаголов,
имён прилагательных.
1
Что такое приставки Моделирование однокоренных слов.
1
Что такое суффиксы. Упражнение в образовании слов с суффиксами.
1
Что такое основа слова. Значение приставок и суффиксов.
1
Правописание слов с безударными гласными. Подбор проверочных слов
при проверке безударных гласных
1
Правописание слов с глухими и звонкими согласными. Подбор
проверочных слов при проверке парных глухих и звонких согласных
1
Наши проекты «Составляем орфографический словарь»
1
Имя существительное и его роль в речи
1
Падеж имён существительных. Упражнение в определении падежа имён
существительных
1
Текст - описание. Обогащение словарного запаса именами
прилагательными
1
Значение и употребление глаголов в речи
1

Обобщение изученного о слове, предложении

4 класс
Календарно - тематическое планирование.
№

1

2
3
4

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20

21
22
23
24

25

Тема урока
1 четверть.
Повторение изученного в 1-3 классах (11 часов)
Наша речь и наш язык.
Развитие речи.
Составление текста по рисунку с включением в него диалога
Текст. План текста
Развитие речи.
Изложение повествовательного текста
Типы текстов.
Развитие речи.
Составление устного рассказа на выбранную тему
Предложение как единица речи.
Входная диагностическая работа
Виды предложений по цели высказывания и по интонации
Обращение
Главные и второстепенные члены предложения.
Основа предложения
Распространённые и нераспространённые предложения.
Проверочная работа №1 по теме «Повторение»
Словосочетание.
Развитие речи. Восстановление деформированного текста
Контрольный диктант №1
Предложение (9 часов)
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.
Однородные члены предложения (общее понятие)
Связь однородных членов в предложении с помощью интонации
перечисления
Связь однородных членов в предложении с помощью союзов
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Словарный диктант №1
Обобщение знаний об однородных членах предложения.
Развитие речи.
Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая
осень»
Простые и сложные предложения
Знаки препинания в сложном предложении
Знаки препинания в сложном предложении
Развитие речи.
Изложение повествовательного текста.
Проверочная работа №2 по теме «Предложение»
Слово в языке и речи (21 час)
Лексическое значение слова
Заимствованные слова. Устаревшие слова. Многозначные слова
Синонимы. Антонимы. Омонимы
Фразеологизмы.
Развитие речи.
Составление текста по рисунку и фразеологизму
Части речи

Ко-во часов

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1

26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38

39
40

41
42
43
44
45

46
47
48
49

50
51
52
53
54

55

56
57

Части речи
Части речи
Контрольное списывание №1
Наречие
Наречие
Наречие.
Проверочная работа №3 по теме «Части речи»
Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова
Состав слова. Суффиксы и приставки
Разбор слова по составу
Правописание гласных и согласных в корнях слов
Правописание гласных и согласных в корнях слов
Упражнение в написании приставок и суффиксов
Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и
суффиксе.
Словарный диктант №2
Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.
Развитие речи. Составление объявления
Развитие речи.
Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иванцаревич на Сером волке»
Контрольный диктант №2
Имя существительное (43 часа)
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.
Изменение по падежам
Признаки падежных форм имён существительных
Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании
падежей
Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании
падежей
2 четверть (35 часов)
Несклоняемые имена существительные
Три склонения имён существительных.
1-е склонение имён существительных
Падежные окончания имён существительных 1-го склонения
Развитие речи.
Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова
«Первый снег»
2-е склонение имён существительных
Падежные окончания имён существительных 2-го склонения
3-е склонение имён существительных
Падежные окончания имён существительных 3-го склонения
Развитие речи.
Сочинение отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина
«Кружевница»
Падежные окончания имен существительных единственного числа 1,
2, 3 – го склонения.
Способы проверки безударных падежных окончаний имён
существительных
Именительный и винительный падежи
Родительный падеж

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1

1

1
1

58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72

73

74
75

76
77
78
79
80

81
82

83

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в
родительном падеже
Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых
имён существительных
Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых
имён существительных
Дательный падеж
Упражнение в правописании окончаний имен существительных в
дательном падеже
Упражнение в правописании окончаний имен существительных в
дательном падеже
Творительный падеж
Упражнение в правописании окончаний имен существительных в
творительном падеже
Предложный падеж
Упражнение в правописании окончаний имен существительных в
предложном падеже
Правописание безударных окончаний имен существительных во всех
падежах
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён
существительных
Упражнение в правописании безударных окончаний имён
существительных в родительном, дательном и предложном падежах
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён
существительных
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён
существительных.
Словарный диктант №3
Развитие речи.
Изложение повествовательного текста по самостоятельно
составленному плану
Контрольный диктант №3
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.
Общее представление о склонении имён существительных во
множественном числе
Промежуточная диагностическая работа
Именительный падеж множественного числа
Родительный падеж множественного числа
Винительный падеж множественного числа одушевлённых имён
существительных
Развитие речи.
Изложение повествовательного текста по самостоятельно
составленному плану
3 четверть (50 часов)
Дательный, творительный, предложный падежи множественного
числа
Проверочная работа №4 по теме «Имя существительное».
Развитие речи.
Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному
началу
Проект «Говорите правильно!»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1

1
1
1
1
1

1
1

1

84
85

86
87

88
89
90

91
92
93
94
95
96
97
98

99

100
101
102
103
104
105
106

107

Контрольный диктант №4
Имя прилагательное (30 часов)
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.
Значение и употребление в речи.
Словообразование имён прилагательных
Род и число имён прилагательных
Род и число имён прилагательных.
Развитие речи.
Сочинение описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая
игрушка»
Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке»
А.С.Пушкина»
Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе
Склонение имён прилагательных.
Развитие речи.
Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова
«Мика Морозов»
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в
единственном числе
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в
единственном числе
Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода
Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.
Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода
Именительный, винительный, родительный падежи имён
прилагательных мужского и среднего рода
Именительный, винительный, родительный падежи имён
прилагательных мужского и среднего рода
Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского
и среднего рода
Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и
среднего рода
Развитие речи.
Выборочное изложение повествовательного текста с элементами
описания
Контрольное списывание №2
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных
женского рода в единственном числе
Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского
рода
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён
прилагательных женского рода
Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского
рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах
Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского
рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах
Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского
рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах
Словарный диктант №4
Развитие речи.
Составление сообщения о достопримечательностях своего города

1
1

1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1

108

109
110
111

112
113

114
115
116
117

118
119

120
121

122
123
124
125
126
127
128
129
130

(посёлка), обобщать её и составлять сообщение
Склонение имён прилагательных во множественном числе.
Развитие речи.
Составление текста по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские
гости»
Именительный и винительный падежи имён прилагательных
множественного числа
Родительный и предложный падежи имён прилагательных
множественного числа
Дательный и творительный падежи имён прилагательных
множественного числа.
Развитие речи
Изложение повествовательного текста
Обобщение знаний об имени прилагательном
Проверочная работа №5 по теме «Имя прилагательное».
Развитие речи.
Составление сообщения о своих впечатлениях, связанных с
восприятием репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»
Контрольный диктант №5
Личные местоимения (7 часов)
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.
Роль местоимений в речи
Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица
Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и
множественного числа.
Развитие речи.
Составление высказываний по рисунку с использованием в них
диалога
Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и
множественного числа
Упражнение в правописании местоимений и правильном
употреблении их в речи.
Развитие речи
Составление поздравительной открытки
Развитие речи.
Изложение повествовательного текста
Морфологический разбор местоимений.
Проверочная работа №6 по теме «Личные местоимения»
Глагол (34 часа)
Глагол как часть речи (повторение)
Время глагола
Изменение глаголов по временам
Неопределённая форма глагола
Контрольный диктант №6
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.
Неопределённая форма глагола
Неопределенная форма глагола. Образование временных форм от
глагола в неопределенной форме
Упражнение в образовании форм глаголов
Развитие речи.
Изложение по самостоятельно составленному плану

1

1
1
1

1
1

1
1
1
1

1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

131
132
133
134

135
136
137
138
139
140
141

142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155

156
157
158
159

4 четверть (40 часов)
Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и
числам (спряжение)
2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего
времени
Упражнение в правописании глаголов во 2-ом лице единственного
числа и правописании не с глаголами
Развитие речи.
Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая
вода»
Ι и ΙΙ спряжения глаголов.
Спряжение глаголов в настоящем времени
Спряжение глаголов в будущем времени
Личные окончания глаголов I и II спряжений
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и
в будущем времени
Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной
форме
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и
в будущем времени
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и
в будущем времени.
Словарный диктант № 5
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и
в будущем времени
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и
в будущем времени
Контрольное списывание № 3
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и
в будущем времени
Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени
Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени
Развитие речи.
Изложение деформированного повествовательного текста
Правописание глаголов в прошедшем времени
Правописание глаголов в прошедшем времени
Проверочная работа № 7 по теме «Глагол»
Развитие речи.
Составление текста на спортивную тему
Обобщение по теме «Глагол».
Морфологический разбор глагола
Контрольный диктант №7
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.
Развитие речи.
Изложение повествовательного текста
Повторение (15 часов)
Повторение по теме «Наша речь и наш язык»
Развитие речи.
Повторение по теме «Текст»
Повторение по теме «Предложение»
Контрольный диктант № 8

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.
Повторение по теме «Имя существительное»
Итоговая диагностическая работа
Орфограммы в значимых частях слова
Орфограммы в значимых частях слова
Развитие речи.
Изложение повествовательного текста
Обобщение знаний по курсу «Русский язык»
Обобщение знаний по курсу «Русский язык»
Обобщение знаний по курсу «Русский язык
Обобщение знаний по курсу «Русский язык»
Развитие речи.
Изложение повествовательного текста
Игра «Родное слово»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».