Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс ФГОС

Приложение
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский»,
утвержденной приказом
МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский»
от 29.08.2018 г. № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Литературное чтение
начальное общее образование
1-4 классы
(ФГОС)

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литературное чтение»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной
программы начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность их мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки
обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными
понятиями;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета
«Литературное чтение» опыт специфической для данной предметной области, деятельности
по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему
основополагающих элементов научного знания, лежащей в основе современной научной
картины мира.
Планируемые личностные результаты
Освоение предмета «Литературное чтение» вносит существенный вклад в достижение
личностных результатов начального общего образования, а именно:
1) формирует основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирует ценности многонационального российского общества;
участвует в становлении гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирует целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирует уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) способствует овладению начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) способствует принятию и освоению социальной роли обучающегося, развитию мотивов
учебной деятельности и формированию личностного смысла учения;
6) развивает самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирует эстетические потребности, ценности и чувства;
8) развивает этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную
отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
9) развивает навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирует установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Планируемые метапредметные результаты
Изучение предмета «Литературное чтение» играет значительную роль в достижении
метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить
текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые
величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной
избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии
с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в
соответствии с содержанием учебного предмета «Литературное чтение»;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Литературное чтение»; формирование начального уровня культуры пользования
словарями в системе универсальных учебных действий.
Планируемые предметные результаты
Планируемые предметные результаты, приводятся в двух блоках к каждому разделу учебной
программы. Они ориентируют в том, какой уровень освоения опорного учебного материала
ожидается от выпускников.
Первый блок «Выпускник научится». Критериями отбора данных результатов служат: их
значимость для решения основных задач образования на данном уровне, необходимость для
последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством
обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность
обучающихся. Иными словами, в эту группу включается такая система знаний и учебных
3

действий, которая, во­первых, принципиально необходима для успешного обучения в
начальной и основной школе и, во­вторых, при наличии специальной целенаправленной
работы учителя может быть освоена подавляющим большинством детей.
Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая
может осуществляться как в ходе освоения данной программы посредством накопительной
системы оценки (например, портфеля достижений), так и по итогам ее освоения (с помощью
итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем
исполнительскую компетентность обучающихся, ведется с помощью заданий базового
уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, — с помощью
заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового
уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о
возможности перехода на следующий уровень обучения.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений,
навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как
пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты,
описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит
возможность научиться» к каждому разделу программы учебного предмета «Литературное
чтение» и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым
результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся,
имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике
обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в
силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной
сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данном уровне
обучения. Оценка достижения этих целей ведется преимущественно в ходе процедур,
допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной
информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы
планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля.
Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся
продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями
достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных
обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых
ведется оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является
препятствием для перехода на следующий уровень обучения. В ряде случаев учет
достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и
промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством
накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при
определении итоговой оценки.
Подобная структура представления планируемых результатов подчеркивает тот факт, что
при организации образовательной деятельности, направленной на реализацию и достижение
планируемых результатов, требуется использование таких педагогических технологий,
которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.
При изучении предмета «Литературное чтение» достигаются следующие предметные
результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире,
российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре
и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование
потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное,
изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
4

обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про
себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных,
научно-популярных
и
учебных
текстов
с
использованием
элементарных
литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать
чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель
чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов
и суждений, аргументации, иной информации;
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору,
жанру и осознавать цель чтения;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный),
опираясь на особенности каждого вида текста;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и
декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное,
выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех
видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста,
понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения;
воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни,
изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое
отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их
последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста;
находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания),
заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них,
подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с
использованием словарей и другой справочной литературы;
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать
текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте
требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов),
заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них,
подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с
использованием словарей и другой справочной литературы;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами,
поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание
текста;
для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами,
событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста,
опираясь на его содержание;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании
текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на
некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи,
5

отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки
героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте;
устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять
явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы,
соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных
текстов);
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный),
опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде
пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы,
высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и
правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать суждение;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать собственное суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении,
доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других
видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной
тематике или по собственному желанию;
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной
деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой;
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на
примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать
на
практическом
уровне
прозаический
текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка,
пословица), приводить примеры этих произведений;
находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры
проявления художественного вымысла в произведениях;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд
литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста,
герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора,
олицетворение, сравнение, эпитет);
6

определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного
текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного
опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной
задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного
произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное
литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного
предмета;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного
(прослушанного) произведения;
создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и
пояснениями;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное
самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного
продукта (мультфильма).

2. Содержание учебного предмета
Элементы содержания учебного предмета «Литературное чтение», относящиеся к
разделу, которые учащиеся «получат возможность научиться» выделены курсивом.
Обучение грамоте
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей
речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение
основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для
эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической
формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь
внимание, умение слышать, реагировать на реплики, выражать собственное мнение и
аргументировать его. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в
соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение
нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие,
прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических
норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого
материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование
простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и
обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых
особенностей и структуры текста.
Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный
звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей
индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и
коротких текстов. чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и
стихотворений.
7

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под
диктовку и при списывании.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при
его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по
серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по
содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному,
научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми
словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения),
постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп
беглости, позволяющий ему осознать текст.
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.
Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передачи их с
помощью интонирования.
Чтение «про себя»
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру
произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое,
выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание
особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и чтение
диалогов.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном
- и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного
текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование
содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на
смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,
слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура.
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на
Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная,
справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация,
иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние
показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским
книгам
в
библиотеке.
Алфавитный
каталог.
Самостоятельное
пользование
соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
8

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств
языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение
общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения
героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознания понятия «родина»,
представления о проявлении любви к Родине в литературе татарского, ненецкого народов
России. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное
воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное
воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения
лексики (по вопросам учителя), пересказ, рассказ по иллюстрациям.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных
средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Нахождение в тексте слов и
выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) поступка
персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.
Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён
героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и
речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и
краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение «опорных»
или «ключевых» слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на
части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой
части и всего текста, составление плана – в виде назывных предложений из текста, в виде
вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя
произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое),
описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное
описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений
по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.
Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации).
Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских
рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами
анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение
главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или
опорные слова. Построение
алгоритма деятельности по воспроизведению текста.
Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ
текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы,
отвечать и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая,
собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому
произведению
(учебному,
научно-познавательному,
художественному
тексту).
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт.
Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с
особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность),
целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
9

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание
небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме)
ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания
прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и
художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного
произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение,
повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и
использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом
особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных
линий, короткий рассказ по рисункам, либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места
действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств
языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание,
рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России (загадки, сказы,
пословицы, поговорки, скороговорки; русские народные песни «Березонька», «Я с горы на
гору шлa..». Былины. «Как Илья из Мурома богатырем стал», «Три поездки Ильи Муpoмцa»,
«Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Добрыня и Змей». Русская народная песня
«Котик». «Лис и мышонок» Русские народные сказки «Терёшечка», «Чудо чудное, диво
дивное», «Шабарша», «Хаврошечка», «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Лисичка-сестричка и
волк», «Журавль и цапля», «Белые перышки», «Сивка бурка», «Морозко». Нанайская сказка
«Айога», татарская сказка «Три сестры»; ненецкая сказка «Хозяин ветров»; чукотская сказка
«Девушка и Месяц».
Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв. И.А. Крылов. Басни
«Лиса и виноград», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Щука и Рак». А.С. Пушкин. Сказки:
«Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке», отрывок из поэмы «Руслан и
Людмила» «У лукоморья дуб зелёный...». Стихотворения: «Вот север, тучи нагоняя...»,
«Зимний вечер», «Няне», «Уж небо осенью дышало...», «Гонимы вешними лучами...»,
«Зимнее утро», «Зимняя дорога». К.Булычев «Скороговорка», Ф.И. Тютчев, стихи «Есть в
осени первоначальной...», «Чародейкою зимою...» «Зима недаром злится». А.Н. Майков,
стихи: «Осень», «Колыбельная песня». А.А. Фет, стихи: «Мама! Глянь-ка из окошка…»,
«Кот поёт, глаза прищуря...». С.Баруздин «Весёлые рассказы». Л.Н.Толстой. Рассказы:
«Косточка», «Прыжок», «Необыкновенный учитель», «Игры», «Волк и собак», «Лучше
всех», «Отец и сыновья»; басни: «Страшный зверь», «Белка и волк», сказки: «Солнце и
ветер», «Два брата», былина «Как боролся русский богатырь». Н.А. Некрасов, стихи:
«Крестьянские дети» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень...»,
«Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»), «Саша». А.П. Чехов, рассказы:
«Ванька», «Степь», «Весной», «Игры», «Волк и собака», «Белолобый ». И.С. Никитин, стихи:
«Русь», «Утро». И.З. Суриков «Детство». С.Д. Дрожжин, стихи: «Привет», «Зимний день».
Д.Н. Мамина-Сибиряк: рассказ «Приёмыш», сказка «Умнее всех», «Сказка про Воробья
Воробеича и Ерша Ершовича», «Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про
мохнатого Мишу - короткий хвост». А.И. Куприн: легенда «Синяя звезда», рассказ «Барбос и
Жулька». «Скворцы». К.Г. Паустовский, сказка «Стальное колечко», «Кот-ворюга», очерк
«Об Аркадии Петровиче Гайдаре». С.А.Есенин, стихи: «Стихи о Родине » (отрывки), «Я
покинул родимый дом…», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Берёза», «Бабушкины сказки».
С.Я. Маршак, стихи: «Апрель», «Урок родного языка», «Ландыш», «Декабрь», «Весенняя
песенка». Л. Пантелеев, рассказы: «Честное слово», «Камилл и учитель», «Две лягушки».
А.П. Гайдар, рассказ «Горячий камень», повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы),
«Елка в тайге», «Дым в лесу». М.М. Пришвин, рассказы: «Лесная капель», «Ёжик», «Норка и
10

Жулька», «Выскочка», «Жаркий час», «Старый гриб», «Золотой луч», «Ребята и утята», очерк
«Моя Родина». (К.И. Чуковский: «Мужичок с ноготок», «Загадка», «Радость», «О стихах
Н.А. Некрасова». В.Осеева: «Кто наказал его?», «Потерянный день», «Три товарища»,
«Печенье», «Кто хозяин?», «На катке», «Сыновья». И.Соколов-Микитов «Русский лес». Н.
Носов «Заплатка». Г. Сапгир «Рабочие руки». К.Ушинский «Играющие собаки».
И.Северянин «Ее питомцы». М. Зощенко «Самое главное». А.Барто: «Я - лишний», «Жук»,
«Катя», «Апрель», «Воробей», «Весна, весна на улице», «На заставе». Г. Скребицкий:
«Самые быстрые крылья», «Мать», «Осень», «Весна-художник», «Жаворонок», «Чир
Чирыч». С.Михалков: «Аисты и лягушки», стихотворение «Аркадий Гайдар», «В снегу
стояла елочка», «Быль для детей». Е. Чарушин: «Томкины сны», «Томка и корова»,
«Большие и маленькие». Е.Пермяк: «Бумажный змей», «Самое страшное», «Торопливый
ножик», «Смородинка», «Случай с кошельком». В.Берестов: «Сережа и гвозди»: «Выводок».
Н.Сладков: «На одном бревне», «Снег и ветер», «Скворец-молодец», «Апрельские шутки»,
«Весенний гам».
Произведения зарубежной литературы: Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес», Ш. Перро,
сказки: «Подарки феи», «Кот в сапогах». Ц. Топелиус: «Солнечный Луч в ноябре», Джек
Лондон «Бурый волк». Э. Сетон-Томпсон «Чинк». Братья Гримм, сказки: «Маленькие
человечки», «Семеро храбрецов», «Бременские музыканты», «Король-лягушонок, или
Железный Генрих». Х.-К. Андерсен, сказки: «Пятеро из одного стручка», «Штопальная
игла», «Гадкий утёнок», Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн».
Произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков (И.А. Крылова,
А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета, Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова, А.П.
Чехова, И.С. Никитина, И.З. Сурикова, С.Д. Дрожжина, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.И.
Куприна, С.А. Есенина, К.Г. Паустовского, С.Я. Маршака, Л. Пантелеева, А.П. Гайдара,
М.М. Пришвина, Ш. Перро, Ц. Топелиуса, Джека Лондона, Э. Сетона-Томпсона, братьев
Гримм, Х.-К. Андерсена, Дж. Чиарди).
Произведения отечественных и зарубежных писателей: художественные, научнопопулярные, исторические и фантастические рассказы (К.Г. Паустовского «Какие бывают
дожди», Л.Н. Толстого: «Лебеди», «Зайцы»., Л. Пантелеева, М.М. Пришвина).
Научно-популярные рассказы: очерки и воспоминания (К.Г. Паустовский «Сказки Пушкина»;
К.И. Чуковский «О стихах Н.А. Некрасова»; Н. Шер «О рассказах А.П. Чехова»; В. Чалмаев
«Воспоминания о М.М. Пришвине»).
Работа с художественными, научно-популярными, историческими книгами для детей, с
книгами о приключениях и фантастике, а также справочной книгой.
Детские периодические журналы («Непоседа», «Первоклассная газета»). Электронные
периодические издания («Детская газета», «Антошка»).
Детские газеты («Читайка», «Шапокляк», «Мурзилка»).
Представленность разных видов книг: историческая (А.Барнов «Неукротимый партизан»,
Е.Холмогорова «Великодушный русский воин», А.Дорофеев «Корабельные пути»),
приключенческая (Дж.Р.Р.Толкиен «Хоббит, или туда и обратно»), фантастическая (Джеймс
Барри «Питер Пэн»), научно-популярная (В.В.Бианки, Э.Ю.Шим, Н.И.Сладков,
А.А.Ливеровский
«Вести
из
леса»),
справочно-энциклопедическая
литература
(Универсальный энциклопедический словарь. Биографии).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине,
природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя)
средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный
образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема. Герой произведения: его портрет,
речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
11

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов
рассказывания: повествование (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения
(монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей
стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни,
потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного
смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок:
лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и
выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся:
чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с
различными способами работы с деформированным текстом и использование их
(установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение
поэтапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание
собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии),
репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе
личного опыта.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы
1 класс
Тематическое планирование
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Добукварный период 13 часов
Послебукварный период 52 часа
Знакомство с учебником «Русская Азбука»
Предложение.
Слово.
Слог. Деление слов на слоги.
Ударение.
Повторение и обобщение изученного.
Умение пользоваться схемами предложений и слов.
Звуки речи Гласные и согласные звуки.
Звуки речи Гласные и согласные звуки.
Слияние согласного звука с гласным.
Слияние согласного звука с гласным.
Обобщение и закрепление изученного материала.
Первоначально представление об алфавите.
Букварный период 67 часов
Звук [а]. Буквы А, а.
Звук [а]. Буквы А, а.
Звук [о]. Буквы О, о.
Звук [и]. Буквы И, и.
Звук [и]. Буквы И, и.
Звук [ы]. Буква ы.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Звук [у]. Буквы У, у.
Звук [у]. Буквы У, у.
Звуки [н], [н']. Буквы Н, н.
Звуки [н], [н']. Буквы Н, н.
Звуки [с], [с']. Буквы С, с.
Звуки [к], [к']. Буквы К, к.
Звуки [к], [к']. Буквы К, к.
Звуки [т], [т']. Буквы Т, т.
Звуки [т], [т']. Буквы Т, т.
Звуки [л], [л']. Буквы Л, л.
Звуки [л], [л']. Буквы Л, л.
Звуки [р], [р']. Буквы Р, р.
Звуки [р], [р']. Буквы Р, р.
Звуки [в], [в']. Буквы В, в.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

34. Звуки [в], [в']. Буквы В, в.
35. Буквы Е,е.
36. Обозначение буквами Е,е гласного звука [э] после мягких согласных в
слиянии.
37. Звуки [п], [п']. Буквы П, п.
38. Звуки [п], [п']. Буквы П, п.
39. Звуки [м], [м']. Буквы М, м.
40. Звуки [м], [м']. Буквы М, м.
41. Звуки [з], [з']. Буквы З, з.
42. Звуки [з], [з']. Буквы З, з.
43. Звуки [б], [б']. Буквы Б, б.
44. Звуки [б], [б']. Буквы Б, б.
45. Звуки [д], [д']. Буквы Д, д.
46. Звуки [д], [д']. Буквы Д, д.
47. Буква Я и её звуковое наполнение.
48. Буква Я и её звуковое наполнение.
49. Звуки [г], [г']. Буквы Г, г.
50. Звуки [г], [г']. Буквы Г, г.
51. Звук [ч']. Буквы Ч, ч.
52. Звук [ч']. Буквы Ч, ч.
53. Буква мягкий знак (ь) для обозначения мягкости предшествующих
согласных звуков.
54. Буква мягкий знак (ь) для обозначения мягкости предшествующих
согласных звуков.
55. Звук [ш]. Буквы Ш, ш.
56. Звук [ш]. Буквы Ш, ш.
57. Чтение слов и предложений с изученными буквами.
58. Звук [ж]. Буквы Ж, ж.
59. Звук [ж]. Буквы Ж, ж.

1
1
1

60. Буква Ё и её звуковое наполнение.
61. Буква Ё и её звуковое наполнение.
62. Мягкий согласный звук [й']. Буквы Й, й.
63. Чтение слов и предложений с изученными буквами.

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

13

64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106

Звуки [х], [х']. Буквы Х, х.
Звуки [х], [х']. Буквы Х, х.
Буква Ю и её звуковое наполнение.
Буква Ю и её звуковое наполнение.
Звук [ц]. Буквы Ц, ц.
Звук [ц]. Буквы Ц, ц.
Звук [э]. Буквы Э, э.
Звук [э]. Буквы Э, э.
Чтение слов и предложений с изученными буквами.
Звук [щ']. Буквы Щ, щ.
Чтение слов с буквосочетаниями ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ,
Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф.
Буквы мягкий и твёрдый разделительные знаки (ь,ъ).
С.Маршак «Как хорошо уметь читать», В.Берестов «Читалочка»
Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
К. Ушинский. Наше Отечество
В. Крупин. Первоучители словенские
В. Крупин. Первый букварь
А.С. Пушкин
Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. Рассказа для детей
К.И. Чуковский «Телефон», «Небылица»
В.В. Бианки. Первая охота
С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два
М.М. Пришвин. Предмайское утро. Глоток молока
А.Л. Барто «Помощница», «Зайка», «Игра в слова»
С.В. Михалков «Котята»
Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова
Проверка знаний по разделу «Обучение грамоте» в виде защиты
проекта «Живая Азбука»
Прощание с Азбукой
Литературное чтение (40 ч)
Вводный урок.
Жили-были буквы (7 ч)
В. Данько «Загадочные буквы»
И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»
С. Черный «Живая азбука»; Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б»
нет»
Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И.
Гамазкова «Кто как кричит?»
С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»
Из старинных книг
Урок-обобщение по теме «Жили-были буквы»
Сказки, загадки, небылицы (7 ч)
Е. Чарушин «Теремок»
Русская народная сказка «Рукавичка»
Загадки, песенки
Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы
Матушки Гусыни»
Александр Сергеевич Пушкин
Русская народная сказка «Петух и собака»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14

107

108
109
110
111
112

113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132

Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки,
загадки, небылицы»
Апрель, апрель. Звенит капель… (5 ч)
А. Майков «Весна», «Ласточка промчалась…». А. Плещеев
«Сельская песенка»
Т. Белозеров «Подснежники», С. Маршак «Апрель»
Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Е. Трутневой,
Л.Ульяницкой, Л. Яхнина
Стихотворения В. Берестова, Р.Сефа. произведения из
старинных книг
Обобщение и обобщение по теме «Апрель! Апрель! Звенит
капель…»
И в шутку и всерьез (7 ч)
И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк», Г.
Кружков «Ррры!»
Н. Артюхова «Саша-дразнилка»
К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», О. Григорьев
«Стук»
И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоварова
«Кулинаки-пулинаки», К. И. Чуковский «Телефон»
М. Пляцковский «Помощник»
Из старинных книг
Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьёз»
Я и мои друзья (7 ч)
Ю. Ермолаева «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок»
В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны»
Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов
«Если дружбой дорожить…», И. Пивоварова «Вежливый ослик»,
Я. Аким «Моя родня»
С. Маршак «Хороший день»
М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу»
Из старинных книг. Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки»,
«Находка»
Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья»
О братьях наших меньших (6 ч)
С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак…»
В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите
собаку»
М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка»
В. Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С.
Михалков «Важный совет»
Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и ёж», С. Аксаков
«Гнездо»
Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших» .
Итого:

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
132 часа

2 класс
15

№
п/п
1
2

Тема урока

ЧАСЫ
1ч
1ч

24
25
26
27
28
29

Самое великое чудо на свете. Р.С. Сеф «Читателю».
Русские народные песни.
Вводная диагностическая работа.
Потешки и прибаутки, считалки и
небылицы.
Загадки, пословицы и поговорки.
Сказки. Ю.П. Мориц «Сказка по лесу идёт».
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».
Русская народная сказка «У страха глаза велики».
Составление плана сказки.
Русская народная сказка «Лиса и тетерев».
Проверка техники чтения.
Русская народная сказка «Лиса и журавль».
Инсценированное сказки.
Русская народная сказка «Каша из топора».
Русская народная сказка «Гуси-лебеди».
Чтение по ролям.
А.А. Шибаев «Вспомни сказку».
Обобщающий урок по теме «Устное на-родное творчество». Тест
№1.
Нравится ли вам осень? Осенние загадки.
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной …»
К. Бальмонт «Поспевает брусника…»
А. Плещеев «Осень наступила …»
А. Фет «Ласточки пропали…»
А. Толстой «Осень».
С. Есенин «Закружилась листва золотая».
В. Брюсов «Сухие листья».
И. Токмакова «Опустел скворечник».
В.Д. Берестов
«Хитрые грибы».
М.М. Пришвин «Осеннее утро».
Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Осень».
Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки
Проверочная работа №1.
А.С. Пушкин. Викторина по сказкам поэта.
А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …»
А.С. Пушкин
«Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин торжествуя…»
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
И.А. Крылов. Биография.
И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука».
И.А. Крылов «Стрекоза и муравей».

30
31

Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».
Л.Н. Толстой «Филипок».

1ч
1ч

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

16
17

18
19
20

21
22
23

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

16

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

44

45

46
47
48
49
50

51
52
53
54
55
56
57
58
59

Л.Н. Толстой «Правда всего дороже».
1ч
Л.Н. Толстой «Котёнок».
1ч
Разноцветные страницы.
1ч
Проверка техники чтения.
Обобщающий урок по теме «Русские писатели».
1ч
Контрольная работа № 1.
Н.И. Сладков «Они и мы».
1ч
А.А. Шибаев «Кто кем становится?»
Б. Заходер «Плачет киска …»
1ч
И. Пивоварова «Жила-была собака…»
В. Берестов
1ч
«Кошкин щенок».
М.М. Пришвин
1ч
«Ребята и утята».
Е.И. Чарушин
1ч
«Страшный рассказ».
Б.С. Житков
1ч
«Храбрый утёнок».
В.В. Бианки
1ч
«Музыкант».
В.В. Бианки «Сова».
1ч
Разноцветные
страницы.
Разноцветные
1ч
страницы.
Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши.
Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших». 1ч
Контрольная
работа № 2.
Знакомство с детскими журналами.
1ч
Д. Хармс «Игра».
1ч
Д. Хармс «Вы знаете?..»
1ч
Д. Хармс «Весёлые чижи».
1ч
Д. Хармс
1ч
«Что это было?», «Очень-очень
вкусный пирог».
Ю.Д. Владимиров «Чудаки».
1ч
А.И. Введенский «Учёный Петя».
А.И. Введенский «Лошадка».
1ч
Д. Хармс «Весёлый старичок».
1ч
Обобщающий урок по теме «Из детских журналов».
1ч
Тест № 2.
Нравится ли вам зима? Зимние загадки.
1ч
И.А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…»
1ч
К.Д. Бальмонт «Светло-пушистая…»
Я.Л. Аким «Утром кот принёс на лапах…»
1ч
Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»
С.А. Есенин «Поёт зима, аукает …», «Берёза».
1ч
Русская народная сказка
1ч
«Два Мороза».
Инсценированное сказки.
17

60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87

С.В. Михалков
1ч
«Новогодняя быль».
А.Л. Барто «Дело было в январе …»
1ч
С.Д. Дрожжин «Улицей гуляет …»
Разноцветные страницы.
1ч
Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Зима». 1ч
Контрольная работа №3.
Проверка техники чтения.
1ч
К.И. Чуковский.
1ч
Биография.
К.И. Чуковский
1ч
«Путаница».
К.И. Чуковский
1ч
«Радость».
К.И. Чуковский
1ч
«Федорино горе».
К.И. Чуковский
1ч
«Федорино горе».
К.И. Чуковский
1ч
«Федорино горе».
К.И. Чуковский
1ч
«Федорино горе».
С.Я. Маршак.
1ч
С.Я. Маршак
1ч
«Кот и лодыри».
С.В. Михалков.
1ч
С.В. Михалков
1ч
«Мой секрет».
С.В. Михалков
1ч
«Сила воли».
С.В. Михалков
1ч
«Мой щенок».
А.Л. Барто
1ч
«Верёвочка».
А.Л. Барто «Мы не заметили жука»,
1ч
«В школу».
А.Л. Барто «Вовка – добрая душа».
1ч
Н.Н. Носов
1ч
«Затейники».
Н.Н. Носов
1ч
«Живая шляпа».
Н.Н. Носов
1ч
«На горке».
Скороговорки.
1ч
Обобщающий урок по теме «Писатели – детям».
1ч
Контрольная работа № 4.
Я и мои друзья. Развитие речи.
1ч
В.Д. Берестов
1ч
«За игрой».
Э.Э. Мошковская
«Я ушёл в свою обиду».
18

88
89
90
91
92
93
94
95
96
97

98

99
100
101
102
103
104
105

106
107
108
109
110
111

112
113

114

В.Д. Берестов «Гляжу с высоты».
В.В. Лунин «Я и Вовка».
Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
Н. Булгаков
«Анна, не грусти!»
Ю.И. Ермолаев «Два пирожных».
В.А. Осеева «Волшебное слово». В.А. Осеева
«Хорошее».
Народные приговорки, потешки, перевертыши.

1ч

В.А. Осеева
«Почему?»
В.А. Осеева
«Почему?»
В.А. Осеева
«Почему?»
Е.А. Благинина «Простокваша».
В.Н. Орлов
«На печи».
Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья».
Проверочная
работа №2.
Нравится ли вам весна? Весенние загадки.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды».
Весна в произведениях И. Никитина. Весна, А. Плещеева. Весна, И.
Шмелева.
А.А. Блок «На лугу».
С.Я. Маршак «Снег теперь уже не тот…»
И.А. Бунин «Матери». А.Н. Плещеев «В бурю».
Проверка техники чтения.
Стихи русских поэтов о весне.
Е.А. Благинина
«Посидим в тишине».
Э.Э. Мошковская «Я маму мою обидел».
И.М. Пивоварова «Здравствуй». Обобщающий урок по теме «Люблю
природу русскую! Весна». Проверочная работа №3.
Б. Кустодиев. Масленица. Устное сочинение по картине.

1ч

Б.В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»
Б.В. Заходер. Песенки Винни-Пуха.
Э.Н. Успенский «Чебурашка».
Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль.
Русская народная сказка «Заячья избушка». Пересказ сказки по
серии иллюстраций.
Э.Н. Успенский
«Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память».
В.Д. Берестов
«Знакомый»,
«Путешественники», «Кисточка».
И.П. Токмакова «Плим», «В чудной стране».

1ч
1ч
1ч
1ч

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

1ч
1ч
1ч
19

115
116
117
118

Г.Б. Остер «Будем знакомы».
В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».
Н. Кончаловская. В монастырской келье…
Ю. Тувим «Про пана Трулялянского». Обобщающий урок по теме
«И в шутку, и всерьёз». Проверочная работа №4.

1ч
1ч
1ч
1ч

119

Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о
добре.
Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог».

1ч

Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы».
Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк».
Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети».
Ш. Перро «Кот в сапогах».
Русская народная сказка «Лисичка - сестричка и серый волк».
Рассказывание сказки на основе картинного плана и рисунков.
Восстановление сказки на основе рисунков.
Ш. Перро
«Красная Шапочка».
Г.Х. Андерсен «Принцесса на
горошине».
Э. Хогарт
«Мафин и паук».
Э. Хогарт
«Мафин и паук».
Обобщающий урок по теме «Литература зарубежных стран».
Контрольная работа №5.
Проверка техники чтения.
Итоговая диагностическая работа.
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Анализ сказки.
Резерв.

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

120
121
122
123
124
125

126
127
128
129
130
131
132
133

133136
ИТОГО:
Литературное чтение:
Литературное чтение на русском родном языке:

1ч

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
119 часов
17 часов

20

3 класс (119 ч)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

Тема разделов
Введение. Знакомство с учебником.
Самое великое чудо на свете 4 часа
Знакомство с названием раздела
Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщений
Первопечатник Иван Фёдоров.
Устное народное творчество 14 часов
Урок – путешествие в прошлое. Оценка достижений Тестирование по разделу «Самое
великое чудо на свете»
Знакомство с названием раздела.
Русские народные песни.
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и
богородская игрушка.
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
Проверка техники чтения.

3

Русская народная сказка «Сивка – бурка»

2

Художники – иллюстраторы В.Васнецов и И. Билибин
Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»). Оценка достижений.
Проверочная работа по теме «Устное народное творчество»
Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений (Тестирование «Устное
народное творчество»)
Поэтическая тетрадь 10 часов
Знакомство с названием раздела
Как научиться читать стихи? Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»
Ф. И. Тютчев «Листья»
А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»
А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…»
И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …»
И. С. Никитин «Встреча зимы»
И. З. Суриков «Детство»
И. З. Суриков «Детство»
И. З. Суриков «Зима»
Путешествие в литературную страну. Проверочная работа по теме «Поэтическая
тетрадь 1»
Великие русские писатели 24 часа
Великие русские писатели. Знакомство с названием раздела
А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало-…», «В тот год осенняя погода…»
А.С.Пушкин «Зимнее утро»
А.С.Пушкин «Зимний вечер»

1
1

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

3

И. А. Крылов. «Мартышка и очки»
Диагностика усвоения прочитанного.
И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»
И. А. Крылов «Ворона и Лисица»
Знакомство с названием раздела. Михаил Юрьевич Лермонтов
М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…»

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

21

44
45
46
47
48
49
50
51
52
53

54
55
56
57
58
59

60
61
62
63
64
65
66

67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82

83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93

М. Ю. Лермонтов «Утёс»
М.Ю. Лермонтов «Осень»
Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя)
Л. Н. Толстой «Акула»
Л.Н.Толстой «Прыжок»
Л.Н.Толстой «Лев и собачка»
Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве»
Л.Н.Толстой «Куда девается вода из моря?»
Контрольная работа за 1 полугодие
Обобщающий раздел по теме «Великие русские писатели» Оценка достижений.
Проверочная работа по теме «Великие русские писатели»
Поэтическая тетрадь 6 часов
Знакомство с названием раздела. Н. А. Некрасов «Славная осень!»
Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»
Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы
К.Д.Бальмонт «Золотое слово»
И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…»
Развивающий час по теме «Поэтическая тетрадь 2».
Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 2»
Литературные сказки 7 часов
Знакомство с разделом. Д. Н. Мамин - Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным
сказкам»
Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза,
короткий хвост»
В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

2

Обобщение материала по теме «Литературные сказки».
Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Литературные сказки»
Были – небылицы 10 часов
Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой»
Горький М. «Случай с Евсейкой
Горький М. «Случай с Евсейкой

2

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей

2

А. Куприн «Слон»

3

Урок - путешествие по теме «Были – небылицы»
Поэтическая тетрадь 6 часов
Знакомство с названием раздела. Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?»
Саша Черный «Воробей», «Слон»
А. Блок «Ветхая избушка». «Сны»
А. Блок «Ветхая избушка». «Ворона».
С. А. Есенин «Черёмуха»
Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений. Проверочная
работа по теме «Поэтическая тетрадь 1»
Люби живое 17 часов
Знакомство с названием раздела. М. М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)
И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

1

Диагностика усвоения прочитанного
В. И. Белов «Малька провинилась»
И.В. Белов «Ещё раз про Мальку»

1
1
1

В. В. Бианки «Мышонок Пик»

3

Б. Житков «Про обезьянку»

3

1
1
1
1
1
1

1
1
2

1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
2

22

94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120

121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136

В. П. Астафьев «Капалуха»
В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»
Обобщающий урок по разделу «Люби живое»
Урок-конференция «Земля – наш дом родной».
Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Люби живое»
Поэтическая тетрадь 8 часов
Знакомство с названием раздела. С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой
поляной…»
А. Л. Барто «Разлука»
А.Л.Барто «В театре»
С. В. Михалков «Если»
Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок»
«Крестики-нолики» обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 4».
Оценка достижений. Тест Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 2»
Проекты
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок 13 часов
Знакомство с названием раздела. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
А. П. Платонов «Цветок на земле»

1
1
1
1
1

А. П. Платонов «Ещё мама»

2

М. М. Зощенко «Золотые слова»
М. М. Зощенко «Великие путешественники»

1
1

Н. Н. Носов «Федина задача»

2

Н. Н. Носов «Телефон»

2

Игра-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
Оценка достижений Проверочная работа по теме «Собирай по ягодке – наберёшь
кузовок»
По страницам детских журналов 8 часов
Знакомство с названием раздела. Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
Ю. И. Ермолаев «Проговорился»
Ю. И. Ермолаев «Воспитатели»
Г. Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»

1
1

Диагностика усвоения прочитанного за 4 четверть.
Р. С. Сеф «Весёлые стихи». Читательская конференция «По страницам детских
журналов».
Оценка достижений. Проверочная работа по теме «По страницам детских журналов»
Зарубежная литература
Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции
Миф Древней Греции «Храбрый Персей»
Контрольная работа за 2 полугодие.

1
1

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

2

Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Зарубежная литература»
Подведение итогов года.
Подведение итогов года. Задание на лето

1

Итого
Литературное чтение
Литературное чтение на русском родном языке

1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

1
1
1
2

1
1
1
1

1
119 часов
17 часов

23

Календарно – тематическое планирование
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ) языке:
№
п/п

Кол-во
часов

1
2

1
1

3,4
5,6,7

2
3

8,9

2

10
11
12

1
2
1

13
14

1

15
16

1
1

17

1

№

1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

13

Тема урока
Самое великое чудо на свете (2 урока)
Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщений
Первопечатник Иван Фёдоров
Устное народное творчество (7 уроков)
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
Проверка техники чтения.
Русская народная сказка «Сивка – бурка»
Поэтическая тетрадь (2 урока)
Ф.Ю. Тютчев «Листья»
Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором»
Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
Литературные сказки (2 урока)
Д.Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
Поэтическая тетрадь (2 урока)
С. Чёрный «Воробей», «Слон».
С. Есенин «Черёмуха»
Люби живое (1 урок)
М.М. Пришвин «Моя Родина»

4 класс
Календарно-тематическое планирование.
Тема урока
1 четверть (36 часов)
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час)
Знакомство с учебником по литературному чтению
Летописи, былины, жития (11 часов)
Летописи.
«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».
Стартовая диагностическая работа
«И вспомнил Олег коня своего»
«И вспомнил Олег коня своего»
Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три
поездочки»
«Ильины три поездочки»
«Ильины три поездочки»
«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской
литературы
«Житие Сергия Радонежского»
«Житие Сергия Радонежского».
Тест №1
Проект: «Создание календаря исторических событий»
Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».
Проверка навыка чтения
Чудесный мир классики (22 часа)
П.П. Ершов.
Подготовка сообщения о П.П. Ершове

Количество
часов

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
24

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48

П.П.Ершов «КонёкГорбунок»
П.П. Ершов «КонёкГорбунок»
П.П. Ершов «КонёкГорбунок»
А.С.Пушкин.
Подготовка сообщения о А.С. Пушкине
А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!»
А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
М.Ю. Лермонтов.
Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове
М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»
Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом
Л.Н. Толстой «Детство»
Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал»
А.П. Чехов.Подготовка сообщения о А.П. Чехове
А.П. Чехов «Мальчики».
Тест №2
А.П. Чехов «Мальчики».
Проверка навыка чтения
Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».
Контрольная работа № 1
Поэтическая тетрадь (12 часов)
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и
ярко…»
А.А. Фет. «Весенний дождь»
2 четверть (28 часов)
А.А. Фет. «Бабочка»
Е.А. Баратынский «Весна, весна!
Как воздух чист!..»
Е.А. Баратынский
«Где сладкий шепот...»
А.Н. Плещеев «Дети и птичка»
И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»
Н.А. Некрасов «Школьник»
Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки...»
И.А. Бунин «Листопад».
Тест № 3
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
Контрольная работа № 2
Картины природы
Литературные сказки (16 часов)
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25

49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64

65
66
67
68
69
70
71

72
73
74
75
76
77
78
79

80
81
82
83
84

85

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
П.П. Бажов «Серебряное копытце»
П.П. Бажов «Серебряное копытце»
П.П. Бажов «Серебряное копытце»
П.П. Бажов «Серебряное копытце»
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Диагностическая работа
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Проверка навыка чтения
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
Контрольная работа №3
КВН «Литературные сказки»
Делу время – потехе час (9 часов)
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Е.Л. Шварц
«Сказка о потерянном времени»
3 четверть (40 часов)
В.Ю. Драгунский «Главные реки»
В.Ю. Драгунский «Главные реки»
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»
В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел»
В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел»
Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».
Контрольная работа № 4
Страна детства (8 часов)
Б.С. Житков «Как я ловил человечков»
Б.С. Житков «Как я ловил человечков»
Б.С. Житков «Как я ловил человечков»
К.Г. Паустовский
«Корзина с еловыми шишками»
К.Г. Паустовский
«Корзина с еловыми шишками»
К.Г. Паустовский
«Корзина с еловыми шишками»
М.М. Зощенко «Елка».
Тест № 4
Обобщение по разделу «Страна детства».
Контрольная работа № 5
Поэтическая тетрадь (5 часов)
В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»
С.А. Есенин «Бабушкины сказки»
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»
М.И. Цветаева «Наши царства»
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
Контрольная работа № 6
Природа и мы (12 часов)
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
26

86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96

97
98
99
100
101
102
103
104

105
106
107
108
109
110
111
112

113
114
115
116
117
118
119

120
121
122
123
124
125
126
127

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
А.И. Куприн «Барбос и Жулька»
А.И. Куприн «Барбос и Жулька»
М.М. Пришвин «Выскочка»
М.М. Пришвин «Выскочка»
Е.И. Чарушин «Кабан»
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
Тест № 5
Проект «Природа и мы»
Обобщение по разделу «Природа и мы».
Контрольная работа № 7
Поэтическая тетрадь (8 часов)
Б.Л. Пастернак «Золотая осень»
С.А. Клычков «Весна в лесу»
Д.Б. Кедрин «Бабье лето»
Н.М. Рубцов «Сентябрь»
С.А. Есенин «Лебедушка»
С.А. Есенин «Лебедушка».
Проверка навыка чтения
Путешествие в мир поэзии
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
Контрольная работа № 8
4 четверть (32 часа)
Родина (8 часов)
И.С. Никитин «Русь»
И.С. Никитин«Русь»
С.Д. Дрожжин «Родине»
А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»
Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»
О Родине
Проект: «Они защищали Родину»
Обобщение по разделу «Родина».
Контрольная работа № 9
Страна Фантазия (7 часов)
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»
Кир Булычёв «Путешествие Алисы»
Кир Булычёв «Путешествие Алисы»
Кир Булычёв «Путешествие Алисы»
Обобщение по разделу «Страна Фантазия».
Контрольная работа № 10
Зарубежная литература (17 часов)
Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
Г.Х. Андерсен «Русалочка»
Г. Х. Андерсен «Русалочка»
Г.Х. Андерсен «Русалочка»
Г.Х. Андерсен «Русалочка»
М. Твен «Приключения Тома Сойера»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
27

128
129
130
131
132
133
134
135
136

М. Твен «Приключения Тома Сойера»
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
Проверка навыка чтения
Итоговая диагностическая работа
С. Лагерлеф «Святая ночь»
С. Лагерлеф «Святая ночь»
С. Лагерлеф «В Назарете»
С. Лагерлеф «В Назарете»
Обобщение по разделу «Зарубежная литература»
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
136 часов

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».