Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс ФГОС

Приложение
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский»,
утвержденной приказом
МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский»
от 29.08.2018 г. № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
окружающий мир
1 – 4 класс
(ФГОС)

1

1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Окружающий мир»
В результате изучения учебного предмета «Окружающий мир» при получении
начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные,
регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как
основа умения учиться.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия
образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно­познавательные и внешние мотивы;
– учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других
людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
2

– установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и
поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме
хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и
иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве сети Интернет;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
– использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

3

– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь
текстов);
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда
или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
– строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно­следственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том
числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и
видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
4

– адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от
собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и
позиций всех участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на при получении
начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с
содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту
литературных, учебных, научно­познавательных текстов, инструкций. Выпускники
научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса,
освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками
чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт
работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск
информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи
информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте
идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут
использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления
несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования
утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать
поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к
получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и
имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
– определять тему и главную мысль текста;
– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
– вычленять
содержащиеся
в
тексте
основные
события
и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному
основанию;
– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—
3 существенных признака;

5

– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в
тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать
явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде
таблицы, схемы, диаграммы;
– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и
на жанр, структуру, выразительные средства текста;
– использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для
поиска нужной информации;
– работать с несколькими источниками информации;
– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
– соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не
показанные в тексте напрямую;
– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод;
– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
– составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание,
отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
– делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего
использования;
– составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
– оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять
место и роль иллюстративного ряда в тексте;
– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
– сопоставлять различные точки зрения;
– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
– в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную
(противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ­компетентности обучающихся (метапредметные
результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального
общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и
работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт
работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, нагляднографические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения,
звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью
6

телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационнокоммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные
принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для
использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей
культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи
средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук,
изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать
медиасообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для
решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять
возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору
источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых
учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для
решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач,
охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут
формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и
специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в
средней и старшей школе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
– использовать
безопасные
для
органов
зрения,
нервной
системы,
опорно­двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими
средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);
– организовывать систему папок для хранения собственной информации в
компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука,
изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
– вводить информацию в компьютер с использованием различных технических
средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию,
набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном
языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
– рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;
– сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться использовать программу
распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
- подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат
видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
- описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать
аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
- собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах,
используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе
опроса людей;
- редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с
коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек
изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
7

- пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора,
использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать,
добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам
оформления текста;
- искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках,
базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера;
составлять список используемых информационных источников (в том числе с
использованием ссылок);
- заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при
поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять
найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника
информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать,
оформлять и сохранять их;
- создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности
слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план
презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для
презентации;
- создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
- создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями
компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
- размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной
организации;
- пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде,
фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
– представлять данные;
– создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и
музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и
«музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
– создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых
средах (создание простейших роботов);
– определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции
(простые
алгоритмы)
в
несколько
действий,
строить
программы
для компьютерного исполнителя с использованием конструкций
последовательного
выполнения и повторения;
– планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
– проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной
деятельности и деятельности группы:
– моделировать объекты и процессы реального мира.
Предметные результаты
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального
общего образования:
8

- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные
представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого
мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и
обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю,
осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей
многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических
ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской
идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру
природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных
наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению
личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более
понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем
окружении;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рациональнонаучного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с
людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному
мнению, истории и культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут
осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и
понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность
его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале
природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками
адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска
информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать
сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие
презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения,
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и
культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила
поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят
элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в
окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и
неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или
известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных
объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя
простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать
инструкциям
и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
9

использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в
том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации,
ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных
высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию,
определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и
компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или
описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного
отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры
влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного
поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека
для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и
видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие
презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием
виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее
сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор
мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения
здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной
гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде,
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания
окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира
Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события
с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте
времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных
носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к
образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний
отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах
(семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств,
доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств
других людей и сопереживания им;
10

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую
литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы,
объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными
группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и
настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство
исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации,
социума, этноса, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности
и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной
обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в
информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения;
договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
2. Содержание учебного предмета
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая
природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры
явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени
суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар,
вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с
веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего
живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус
как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,
расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района.
Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена
года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина
смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).
Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление,
условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края
(краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.
Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,
человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для
живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к
полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
11

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста
растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные
растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе
наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода,
тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных
животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые,
рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни
людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия,
краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода,
почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе:
растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян
растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3
примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на
природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и
эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни
природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы,
поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том
числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана
природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного
мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга
России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за
сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их
роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры
тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние
своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение
к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны
друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и
культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как
складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление
о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.
Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями
разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи,
умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о
человеческих свойствах и качествах.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в
семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о
детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная.
12

Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи.
Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.
Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный
коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и
других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо
владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей
обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая
ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность
человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный
транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон,
электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность
при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного
здоровья.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание
понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России:
Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн
России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон
Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы
государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и
упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год,
Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и
труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День
Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или
стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности
Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных
исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля
и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник
Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца
России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий,
связанных с ним.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи,
характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России:
православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим
народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе
традиционных детских игр народов своего края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область,
край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры,
спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные
13

особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края.
Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события
общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь,
Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины
быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические
времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории
и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность
историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий
на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями):
название,
расположение
на
политической
карте,
столица,
главные
достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего
физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая
помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на
водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила
обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
Содержание программы
1 класс
66 часов (33 недели по 2 часа),
их них экскурсий – 4ч, практических работ – 11ч, проектов – 3ч.
Вводный урок (1ч).
Задавайте вопросы.
Кто? и Что? (20ч)
Что такое Родина. Что мы знаем о народах России. Что мы знаем о Москве. Кто такие
насекомые. Кто такие рыбы. Кто такие птицы. Кто такие звери. Что нас окружает дома. Что
вокруг нас может быть опасным.
Экскурсии: «Что у нас над головой», «Что у нас под ногами», «Что умеет компьютер».
Практические работы: Что общего у разных растений. Что растёт на подоконнике. Что
растёт на клумбе. Что это за листья. Что такое хвоинки. На что похожа наша планета.
Проект «Моя малая Родина»
Как, откуда и куда? (12ч)
Как живёт семья. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит. Откуда в наш дом
приходит электричество. Как путешествует письмо.
Куда текут реки. Как живут растения. Как живут животные. Откуда берётся и куда
девается мусор.
Практические работы: Как зимой помочь птицам. Откуда берутся снег и лёд. Откуда в
снежках грязь.
Где и когда? (11ч)
Когда учиться интересно. Когда придет суббота. Когда наступит лето. Где живут белые
медведи. Где живут слоны. Где зимуют птицы. Когда появилась одежда. Когда изобрели
велосипед. Когда мы станем взрослыми.
Проект «Мой класс и моя школа».
14

Почему и зачем? (22ч)
Почему солнце светит днём, а звёзды ночью. Почему Луна бывает разной. Почему идёт
дождь, дует ветер. Почему мы любим кошек и собак. Почему не нужно рвать цветы, ловить
бабочек. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Зачем мы спим ночью. Почему нужно есть
много овощей и фруктов. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем нам телефон и
телевизор. Зачем нужны автомобили. Зачем нужны поезда. Зачем строят корабли. Зачем
строят самолёты. Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности.
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности. Зачем люди
осваивают космос.
Проект «Мои домашние питомцы».
Практические работы: «Почему звенит звонок», «Почему радуга разноцветная»
Экскурсия: «Почему мы часто слышим слово «экология»
Практические занятия
Практические работы:
1. Что общего у разных растений
2. Что растёт на подоконнике
3. Что растёт на клумбе
4. Что это за листья
5. Что такое хвоинки
6. На что похожа наша планета
7. Откуда берутся снег и лёд
8. Как зимой помочь птицам
9. Откуда в снежках грязь
10. Почему звенит звонок
11. Почему радуга разноцветная
Проект: «Моя малая Родина», «Мой класс и моя школа». «Мои домашние питомцы».
Экскурсии: «Что у нас над головой», «Что у нас под ногами», «Что умеет компьютер»,
«Почему мы часто слышим слово «экология».

2 класс
68 часов (34 недели по 2 часа), из них
практических работ – 5 ч., экскурсий – 3,
проектов – 6ч., оценка достижений – 6 ч.
Где мы живем (4 ч.)
Твой адрес в мире. Что нас окружает. Государственная символика России. Наше
отношение к окружающему.
Природа (20ч.)
Неживая и живая природа. Связь между живой и неживой природы. Явление природы.
Как изменяют температуру? Что такое погода? В гости к осени. Звездное небо.
Заглянем в кладовые Земли. Про воздух… …И про воду.
Какие бывают растения? Какие бывают животные?
Невидимые нити.
Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные.
Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак.
Красная книга. Будь природе другом!
Жизнь города и села (10 ч.)
Город и село. Что такое экономика? Из чего что сделано? Как построить новый дом?
Какой бывает транспорт. За покупками. Культура и образование. Все профессии
важны.
В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу.
Здоровье и безопасность (9 ч.)
Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Поговорим о болезнях. Берегись
автомобиля! Домашние опасности. Пожар! Лесные опасности. Как нужно купаться?
15

Очень подозрительный тип…
Общение (7 ч.)
Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. День рождения. Мы – зрители и
пассажиры.
Путешествия (18 ч.)
Посмотри вокруг… Для чего нужен компас? Формы земной поверхности. Водоемы.
В гости к весне. Путешествие по родной стране. Что такое карта и как ее читать?
Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по Оке.
Путешествие по планете. Страны мира. Путешествие в космос. Впереди лето.
Практические работы: «Как измерить температуру», «Заглянем в кладовые Земли»,
«Комнатные растения», «Школа пешехода», «Ориентирование на местности».
Экскурсии: в осенний лес с целью наблюдения за природой,в зимний лес с целью
наблюдения за природой,в весенний лес с целью наблюдения за природой.
Проекты:«Родное село», «Красная книга, или возьмем под защиту», «Профессии»,
«Родословная», «Города России», «Страны мира».
3 класс
68 часов (34 недели по 2 часа), из них
практических работ - 11, проверочных работ – 6, проектов - 6
Как устроен мир(7ч.)
Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!
Проект «Богатства, отданные людям»
Эта удивительная природа (19 ч.)
Тема, вещества, частицы. Разнообразие вещества. Воздух и его охрана. Вода.
Превращение и круговорот воды в природе. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что
такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и
развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что ест? Размножение и
развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.
Практические работы: «Свойства воды», «Состав почвы»,«Плоды путешествуют»
Проект «Разнообразие природы родного края»
Мы и наше здоровье (10 ч.)
Организм человека. Органы чувств. Надёжная защита организма. Опора тела и
движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни.
Здоровый образ жизни
Практические работы: «Знакомство с внешним строением кожи», «Изучение
содержания питательных веществ в различных продуктах», «Подсчёт ударов пульса»
Проект «Школа кулинаров»
Наша безопасность (8 ч.)
Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места.
Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.
Практическая работа «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для
очистки воды»
Проект «Кто нас защищает»
Чему учит экономика (12 ч.)
Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики.
Полезные
ископаемые.
Растениеводство.
Животноводство.
Какая
бывает
промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет.
Экономика и экология
Практические работы: «Рассматривание и определение образцов полезных
ископаемых», «Знакомство с культурными растениями», «Знакомство с современными
российскими монетами»
16

Проект «Экономика родного края»
Путешествие по городам и странам (11ч.)
Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое
Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По
знаменитым местам мира.
Проект «Музей путешествий»
Практические работы: «Свойства воды», «Состав почвы», «Плоды путешествуют»,
«Знакомство с внешним строением кожи», «Изучение содержания питательных веществ в
различных продуктах», «Подсчёт ударов пульса», «Знакомство с устройством и работой
бытового фильтра для очистки воды», «Рассматривание и определение образцов полезных
ископаемых», «Знакомство с культурными растениями», «Знакомство с современными
российскими монетами».
Проекты: «Богатства, отданные людям». «Разнообразие природы родного края».
«Школа кулинаров». «Кто нас защищает». «Экономика родного края». «Музей
путешествий»
4 класс
68 часов (34 недели по 2 часа), из них
практических работ – 3ч., экскурсий – 2ч., проверочных работ – 6ч., проектов – 2ч.
Земля и человечество (9)
Введение. Мир глазами астронома. Мир глазами географа. Мир глазами историка.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Сокровища земли под охраной человечества.
Природа России (11ч.)
Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Зона Арктических пустынь.
Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Чёрного моря.
Экологическое равновесие.
Родной край - часть большой страны (12 ч.)
Наш край. Наши подземные богатства. Земля
кормилица. Леса, луга и пресные
водоёмы нашего края. Растениеводство и животноводство в нашем крае.
Страницы всемирной истории (6ч.)
Начало истории человечества. Мир древности: далёкий и близкий. Средние века: время
рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история
продолжается сегодня.
Страницы истории России (21 ч.)
Жизнь древних славян. Во времена древней Руси. Грудные времена на Русской земле.
Русь расправляет крылья. Путешествие в древнюю Москву. Пётр Великий. Михаил
Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 г. Страницы
истории XIX века. Россия вступает в XX век. Страницы истории 20 - 30-х г.г. Великая
война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.
Современная Россия (9ч.)
Основной закон России. Мы граждане России. Славные символы России. Такие разные
праздники. Путешествие по России.
Практические работы:Моделирование движения Земли вокруг своей оси и вокруг
Солнца, «Определение полезных ископаемых», «Определение полевых культур в
гербарии».
Экскурсии: в школьный краеведческий музей, «Поверхность нашего края».
Проекты: по выбору.

17

1 класс

Тематическое планирование
№
урока
1
Задавайте вопросы!
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41

Тема, раздел темы

Что и кто? (23 ч)
Экскурсия «Что такое наша школа?»
Экскурсия «Что у нас на школьном дворе?»
Экскурсия: «Что мы знаем о правилах дорожного движения?»
Что такое Родина?
Что мы знаем о народах России?
Что мы знаем о Москве?
Входная контрольная работа. Проект «Моя малая Родина».
Что у нас над головой?
Что у нас под ногами?
Что общего у разных растений?
Что растёт на подоконнике?
Что растёт на клумбе?
Что это за листья?
Что такое хвоинки?
Кто такие насекомые?
Кто такие рыбы?
Кто такие птицы?
Кто такие звери?
Что окружает нас дома?
Что умеет компьютер?
Что вокруг нас может быть опасным?
На что похожа наша планета?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и
кто?»
Как, откуда и куда? (12 ч)
Как живёт семья? Проект «Моя семья».
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Откуда в наш дом приходит электричество?
Как путешествует письмо?
Куда текут реки?
Откуда берутся снег и лёд?
Как живут растения?
Как живут животные?
Как зимой помочь птицам?
Откуда берётся и куда девается мусор?
Откуда в снежках грязь?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как,
откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».
Где и когда (11 ч)
Когда учиться интересно?
Проект «Мой класс и моя школа».
Когда придёт суббота?
Когда наступит лето?
Где живут белые медведи?
18

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66

Где живут слоны?
Где зимуют птицы?
Когда появилась одежда?
Когда изобрели велосипед?
Когда мы станем взрослыми?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и
когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа»
Почему и зачем? (19 ч)
Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?
Почему Луна бывает разной?
Почему идёт дождь и дует ветер?
Почему звенит звонок?
Почему радуга разноцветная?
Почему мы любим кошек и собак?
Проект «Мои домашние питомцы»
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в
лесу мы будем соблюдать тишину?
Зачем мы спим ночью?
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Зачем нам телефон и телевизор?
Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда?
Зачем строят корабли? Зачем строят самолёты?
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила
безопасности?
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила
безопасности?
Зачем люди осваивают космос?
Почему мы часто слышим слово «экология»?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и
зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы».

Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
66

19

2 класс

Календарно-тематическое планирование.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19

20
21

22

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Тема урока

ЧАСЫ

Родная страна.
Город и село.
Природа и рукотворный мир.

1ч
1ч
1ч

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы
живем»
Живая и неживая природа.
Явления природы.
Что такое погода?
Практическая работа № 1.
В гости к осени. Экскурсия № 1.
В гости к осени.
Неживая природа осенью.
Живая природа осенью. Перелётные птицы.
Звёздное небо.
Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа № 2
«Знакомство с горными породами и минералами».
Про воздух.
Вода в жизни человека.
Какие бывают растения?
Практическая работа №3 «Распознавание деревьев, кустарников
и трав».
Какие бывают животные? Проверочная работа.
Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и
животного мира.
Дикорастущие и культурные растения.
Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями
дикорастущих и культурных растений».
Дикие и домашние животные.
Комнатные растения.
Практическая работа №5 «Отработка приёмов ухода за
комнатными растениями».
Животные живого уголка. Про кошек и собак.
Практическая работа №6
«Отработка приёмов ухода за животными живого уголка».
Красная книга
Будь природе другом.
Обобщающий урок по теме «Природа». Тест №1.
Город и село. Наш дом. Проект «Родной город».
Что такое экономика?
Что из чего сделано? За покупками.
Строительство и транспорт. Виды транспорта.
Промежуточная диагностическая работа.
Культура и образование. Все профессии важны.
В гости к зиме. Сезонные изменения в природе.
Экскурсия № 2.

1ч

20

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53

54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65

Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц.
Невидимые нити в лесу.
Обобщающий урок по теме «Жизнь города и села». Тест №2.
Строение тела человека.
Если хочешь быть здоров.
Поговорим о болезнях.
Правила дорожного движения. Берегись автомобиля!
Практическая работа № 7 «Отработка правил перехода улиц».
Домашние опасности.
Пожар.
Лесные опасности.
Как нужно купаться?
Очень подозрительный тип.
Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность». Тест №3.
Наша дружная семья.
В школе.
Правила вежливости.
День рождения. Практическая работа № 8 «Отработка основных
правил этикета».
Мы – зрители и пассажиры. Проверочная работа.
Обобщающий урок по теме «Общение». Тест №4.
Посмотрите вокруг.
Для чего нужен компас?
Практическая работа № 9 «Определение сторон горизонта по
компасу».
Формы земной поверхности.
Водоёмы.
В гости к весне. Экскурсия №3.
Путешествие по родной стране.
Что такое карта и как её читать? Практическая работа № 10
«Освоение основных приёмов чтения карты».
Путешествие по Москве. Московский Кремль.
Город на Неве.
Путешествие по Оке.
Путешествие по планете.
Страны мира.
Путешествие в космос. Тест № 5 за учебный год.
Обобщающий урок по теме «Путешествие».
Итоговая диагностическая работа.
Впереди лето.
Резерв.

66
67
68
ИТОГО:

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
68

21

3 класс
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Тема урока
Как устроен мир-7 часов
Природа. Ценность природы для человека
Человек
Наши проекты «Богатства, отданные людям»
Общество
Что такое экология
Природа в опасности! Охрана природы
Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа»

Эта удивительная природа-19 часов
Тела, вещества, частицы
Разнообразие веществ
Воздух и его охрана
Вода
Превращение и круговорот воды
Берегите воду!
Что такое почва
Разнообразие растений
Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений
Размножение и развитие растений
Охрана растений
Разнообразие животных
Кто что ест
Наши проекты «Разнообразие природы родного края»
Размножение и развитие животных
Охрана животных
В царстве грибов
Великий круговорот жизни
Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная
работа.

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Мы и наше здоровье-10 ч
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Организм человека
Органы чувств
Надёжная защита организма
Опора тела и движения
Наше питание.
Наши проекты «Школа кулинаров»
Дыхание и кровообращение
Умей предупреждать болезни
Здоровый образ жизни

1
1
1
1
1

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа
Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы
родного края», «Школа кулинаров»

1
1
1
1
1

Наша безопасность- 8 часов
37

Огонь, вода и газ

1
22

38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
61
62
63
64
65
66
67
68

Чтобы путь был счастливым
Дорожные знаки
Наши проекты «Кто нас защитит»
Опасные места
Природа и наша безопасность
Экологическая безопасность
Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа.

Чему учит экономика-12 часов
Для чего нужна экономика
Природные богатства и труд людей -основа экономики
Полезные ископаемые
Растениеводство
Животноводство
Какая бывает промышленность
Наши проекты: «Экономика родного края»
Что такое деньги
Государственный бюджет
Семейный бюджет
Экономика и экология

1
1
1
1
1
1
1

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика» Проверочная работа

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Путешествие по городам и странам-11 часов
Золотое кольцо России

1

Наши проекты «Музей путешествий»
Наши ближайшие соседи
На севере Европы
Что такое Бенилюкс
В центре Европы
По Франции и Великобритании
На юге Европы
По знаменитым местам мира
Проверочная работа.
Итого

1
2
1
1
1
1
1
1
1
68

23

№

1
2

3
4

5
6
7
8*
9
10

11

12

13

14

15

16

17*

4 класс
Тема урока
1 четверть (18 часов)
Раздел «Земля и человечество»(9 часов)
+ природная экскурсия из раздела «Родной край-часть большой
страны» (по усмотрению учителя)
Мир глазами астронома. Стартовая диагностика
Планеты Солнечной системы.
Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и
вокруг Солнца»
Звёздное небо – Великая книга Природы.
Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира»
Мир глазами географа.
Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на
глобусе и географической карте»
Мир глазами историка
Когда и где? Практическая работа №4 «Знакомство с
историческими картами»
Мир глазами эколога
Природное сообщество «Водоем». Экскурсия №1
Сокровища Земли под охраной человечества.
Всемирное наследие
Сокровища Земли под охраной человечества.
Международная Красная книга.
Тест № 1
Раздел «Природа России» (10 часов)
+ 1 природная экскурсия из раздела «Родной край – часть большой
страны» (по усмотрению учителя*)
Равнины и горы России.
Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте
равнин и гор России»
Моря, озёра и реки России.
Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте
морей, озёр и рек России»
Природные зоны России.
Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны
России»
Зона арктических пустынь.
Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров
растений, выявление признаков их приспособленности к условиям
жизни в Арктике»
Тундра.
Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров
растений, выявление признаков их приспособленности к условиям
жизни в тундре»
Леса России.
Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных
экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к
условиям жизни в зоне лесов»
Растения и животные леса. Экскурсия № 2
24

Кол-во часов

1
1

1
1

1
1
1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

18

19

20

21

Лес и человек.
Проверочная работа №1
2 четверть (14 часов)
Зона степей.
Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных
экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к
условиям жизни в зоне степей»
Пустыни.
Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных
экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к
условиям жизни в зоне пустынь»
У Чёрного моря.
Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных
экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к
условиям жизни в зоне субтропиков». Тест № 2

1

1

1

1

Раздел «Родной край – часть большой страны» (15 часов)
( + 2 часа две экскурсии проведены ранее в соответствии с климатическими условиями
региона*)
22 Родной край – часть большой страны. Экскурсия №3
1
23 Наш край.
1
Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края»
24 Поверхность нашего края
1
25 Водные богатства нашего края
1
26 Наши подземные богатства.
1
Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных
ископаемых, определение их свойств»
27 Земля - кормилица
1
28 Жизнь леса.
1
Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных
1экземпляров растений леса и их распознавание»
29 Жизнь луга.Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных
1
экземпляров растений луга и их распознавание»
30 Жизнь в пресных водах.
1
Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных
экземпляров растений пресных вод и их распознавание»
31 Растениеводство в нашем крае.
1
Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных
экземпляров полевых культур и их распознавание»
32 Проверим себя и оценим свои достижения.
1
Промежуточная диагностическая работа
3 четверть (20 часов)
33 Животноводство в нашем крае
1
34 Презентация проектов.Тест № 3
1
Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 часов)
35 Начало истории человечества
1
36 Мир древности: далёкий и близкий
1
37 Средние века: время рыцарей и замков
1
38 Новое время: встреча Европы и Америки
1
39 Новейшее время: история продолжается сегодня.Тест № 4
1
Раздел «Страницы истории России» (20 часов)
25

40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Жизнь древних славян
Во времена Древней Руси
Страна городов
Из книжной сокровищницы Древней Руси
Трудные времена на Русской земле
Русь расправляет крылья
Куликовская битва
Иван Третий
Мастера печатных дел
Патриоты России
Пётр Великий
Михаил Васильевич Ломоносов
Екатерина Великая.Проверочная работа №2
4 четверть (16 часов)
Отечественная война 1812 года
Страницы истории XIX века
Россия вступает в XX век
Страницы истории 1920 – 1930-х годов
Великая война и великая Победа
Великая война и великая Победа
Страна, открывшая путь в космос.Тест № 5
Раздел «Современная Россия» (9 часов)
Основной закон России и права человека
Мы – граждане России
Славные символы России
Такие разные праздники
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.
Итоговая диагностическая работа
Путешествие по России
(по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)
Путешествие по России
(по Уралу, по северу европейской России)
Путешествие по России(по Волге, по югу России)
Презентация проектов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Итого

68

26

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».