Приложение №4 к Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский», утвержденной приказом МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский» от 29.08.2018 г. № 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение на русском родном языке» 1 – 4 класс (ФГОС) Содержание. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на русском родном языке». 2. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на русском родном языке». 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РУССКОМ РОДНОМ ЯЗЫКЕ» Основные задачи реализация содержания предметной области «Литературное чтение на русском родном языке». Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке. Личностные результаты У выпускника будут сформированы: – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – способность к оценке своей учебной деятельности; –основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; – ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; – развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; – установка на здоровый образ жизни; – основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; – чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования: – внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; – адекватного понимания причин успешности, не успешности учебной деятельности; – положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; – компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; – морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим\ требованиям; – установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках; – осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия; – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Выпускник получит возможность научиться: – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; – самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет; – осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; – использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; – основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; – обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; – осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; – устанавливать аналогии; – владеть рядом общих приемов решения задач. Выпускник получит возможность научиться: – осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; – создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; – осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; – осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; – произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; – задавать вопросы; – контролировать действия партнера; – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: – учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; – учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; – понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; – аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; – с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. Предметные результаты - понимание родной литературы как одной из основных национально – культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; - осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации; - использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; - достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; - осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Виды речевой и читательской деятельности Выпускник научится: – осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации; – прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения; – читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; – различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный,\ справочный), опираясь на особенности каждого вида текста; – читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; – использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное, ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); – ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): – для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; – для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; – использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: – для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста; – для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание; – использовать различные формы интерпретации содержания текстов: – для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; – для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста; – ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов); – различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научнопопулярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов); – передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов); – участвовать в обсуждении прослушанного прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов). Выпускник получит возможность научиться: – осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; – осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; – высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; – устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства; – составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание). Круг детского чтения (для всех видов текстов) Выпускник научится: – осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию; – вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и вне учебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения; – составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу. Выпускник получит возможность научиться: – работать с тематическим каталогом; – работать с детской периодикой; – самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме). Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов) Выпускник научится: – распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности); – отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; – различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений; – находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет). Выпускник получит возможность научиться: – воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях; – сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет); – определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста. Творческая деятельность (только для художественных текстов) Выпускник научится: – создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки; – восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями; – составлять устный рассказ по репродукциям картин художников или на основе личного опыта; – составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов). Выпускник получит возможность научиться: – вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета; – писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва; – создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; – создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями; – работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное(прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма). 2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст. Круг детского чтения Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков русской литературы XIX—XX вв., классиков детской русской литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания (русские народные сказки; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины). Основные темы детского чтения: фольклор русского народа, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения. 2 класс Любите книгу. Ценность книги, нравственный смысл стихотворения о книгах. Монологическое высказывание «Моё отношение к книгам». Информация о возникновении книг в научноэнциклопедических словарях, в специальных справочниках. Работа в паре: поиск ответов на вопросы с опорой на текст. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре. Краски осени. Красота родного края в произведениях русской литературы. Монологическое высказывание о красоте своей страны. Выразительное чтение стихотворения. Осень в художественных произведениях К. Бальмонт «Поспевает брусника…» А. Плещеев «Осень наступила …». Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки. Мир народной сказки. Известные русские собиратели сказок. Монологическое высказывание «Моё отношение к сказке». Текст о лисе, на основе опорных слов, прочитанных в произведении. Выборочное и поисковое чтение. Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль. Русская народная «Заячья избушка». Русская народная сказка «Лисичка - сестричка и серый волк». Русская народная сказка «У страха глаза велики». Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Русская народная сказка «Лиса и журавль». Инсценированное сказки. Весёлый хоровод Произведения устного народного творчества для детей. Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши. Б. Кустодиев. Масленица. Устное сочинение по картине. Здравствуй, матушка – зима Красота родного края в произведениях русской литературы. Монологическое высказывание о красоте своей страны. Выразительное чтение стихотворения. Загадки зимы. «Два Мороза». Инсценированное сказки. Весна, весна! И все ей радо! Красота родного края в произведениях русской литературы. Монологическое высказывание о красоте своей страны. Выразительное чтение стихотворения. Весна в произведениях И. Никитина. Весна, А. Плещеева. Весна, И. Шмелева. Ах, весна! Т. Белозерова. Стихи русских поэтов о весне. 3 класс Книги – мои друзья Самое великое чудо на свете. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Б. Горбачевский «Первопечатник Иван Фёдоров». Первая азбука Ивана Фёдорова. Наставления Библии. Устное народное творчество. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Русская народная сказка « Иван – Царевич и серый волк». Русская народная сказка «Сивка – бурка» Поэтическая тетрадь. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором» Ф. Тютчев. Листья. С. Чёрный «Воробей», «Слон». С. Есенин «Черёмуха» Литературные сказки Основные понятия раздела: сказки, присказка, сказочные предметы. В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» Люби живое М.М. Пришвин «Моя Родина» 4класс Книга в мировой культуре Основные понятия раздела. Высказывания о книгах известных людей прошлого и современности. Из повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор. М. Горький. О книгах. Истоки литературного творчества Основные понятия раздела: притчи, былины, мифы. Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов. Библия – главная священная книга христиан. Былины. Особенности былинных текстов. Славянский миф. Особенности мифа. О Родине, о подвигах, о славе Основные понятия раздела: поступок, подвиг. Пословицы о Родине. А. Невский. Подготовка сообщения о святом А. Невском В. Серов. Ледовое побоище. Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом. Д. Донской. Куликовская битва. Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Творческий проект на тему «Нам не нужна война». Великий полководец А.Суворов. Картина К. Штейнбена «А. В. Суворов». Пословицы и поговорки о Родине. Отечественная война 1812 года. М.Илл.Кутузов. Сочинение по репродукции картины Н. Смирнова «1812 год».А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение. Класс Количество часов 1 0 2 17 3 17 4 17 Итого 51 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 2 класс Тематическое планирование по модулю «Литературное чтение на русском родном языке № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Тема Любите книгу – 3 часа. Самое великое чудо на свете. Р.С. Сеф «Читателю». Н. Кончаловская. В монастырской келье… Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре. Краски осени – 2 часа Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной …» К. Бальмонт «Поспевает брусника…» А. Плещеев «Осень наступила …» «Люблю природу русскую! Осень». Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки. Мир народной сказки – 6 часов Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль. Русская народная сказка «Заячья избушка». Пересказ сказки по серии иллюстраций. Русская народная сказка «Лисичка - сестричка и серый волк». Рассказывание сказки на основе картинного плана и рисунков. Восстановление сказки на основе рисунков. Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Чтение по ролям Русская народная сказка «У страха глаза велики». Составление плана сказки. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Анализ сказки. Русская народная сказка « Лиса и журавль». Инсценированное сказки. Веселый хоровод – 2 часа Б. Кустодиев. Масленица. Устное сочинение по картине. Народные приговорки, потешки, перевертыши. 1ч Здравствуй, матушка – зима! – 2 часа Нравится ли вам зима? Зимние загадки. Русская народная сказка Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 17 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Ито го: «Два Мороза».Инсценированное сказки. Весна, весна! И все ей радо!- 2 часа Весна в произведениях И. Никитина. Весна, А. Плещеева. Весна, И. Шмелева. Стихи русских поэтов о весне. 1ч Итого: Тема Любите книгу – 3 часа. Книги из далекого прошлого. Книги из пергамента. Складная книга Древнего Востока. Книги из деревянных дощечек. Рукописные книги Древней Руси. Н. Кончаловская. В монастырской келье… Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре. Краски осени – 2 часа Осень в художественных произведениях А. Пушкина, С. Аксакова. Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки. Мир народной сказки – 6 часов Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль. Русская народная сказка «Заячья избушка». Пересказ сказки по серии иллюстраций. Русская народная сказка «Лисичка - сестричка и серый волк». Рассказывание сказки на основе картинного плана и рисунков. Восстановление сказки на основе рисунков. Русская народная сказка «Зимовье зверей». Чтение по ролям. Русская народная сказка «У страха глаза велики». Составление плана сказки. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Анализ сказки. Русская народная сказка « Лиса и журавль». Инсценирование сказки. Веселый хоровод – 2 часа Б. Кустодиев. Масленица. Устное сочинение по картине. Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши. 1ч Здравствуй, матушка – зима! – 2 часа Праздник рождества Христова. С. Черный. Рождественское. К. Фофанов. Еще те звезды не погасли… Рассказ о празднике. Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки. Весна, весна! И все ей радо!- 2 часа Весна в произведениях И. Никитина. Весна, А. Плещеева. Весна, И. Шмелева. Стихи русских поэтов о весне. 1ч 17 Количе ство часов 3 1 1 1 2 1 1 6 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 17 часов 3 класс № п/п Количест во часов Тема урока Книги – мои друзья Самое великое чудо на свете. (2 урока) Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщений Первопечатник Иван Фёдоров 1 2 1 1 3,4 5,6,7 2 3 8,9 2 10 11,12 1 2 13,14 2 15 16 1 1 17 Итого: 1 17 часов Устное народное творчество. ( 7 уроков) Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Проверка техники чтения. Русская народная сказка «Сивка – бурка» Поэтическая тетрадь. (2 урока) Ф.Ю. Тютчев «Листья» Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором» Литературные сказки (2 урока) В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» Поэтическая тетрадь (2 урока) С. Чёрный «Воробей», «Слон». С. Есенин «Черёмуха» Люби живое (1 урок) М.М. Пришвин «Моя Родина» 4 класс № п/п Тема 1. Книга в мировой культуре-2 часа. Из повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. - 11 Количество часов 1 ч. М. Горький о книгах. Истоки литературного творчества-6ч. Библия-главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых. (Ветхий Завет.) Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по репродукции картины В.Васнецова «Гусляры». Былина «Микула Селянинович и Святогор». 1ч. «Илья Муромец и Калин-царь». «Садко». Славянский миф. Особенности мифа. О Родине, о подвигах, о славе-9ч. Александр Невский. Подготовка сообщения о святом А. Невском. В.Серов .Ледовое побоище. Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом. Жития. Житие Сергия Радонежского. Димитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Д. Донском. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 2ч. 12. 13. 14 - 15. 16. 17. Минин и Пожарский. Их славные дела. Великий полководец А.Суворов. Картина К. Штейнбена «А. В. Суворов». Пословицы и поговорки о Родине. Отечественная война 1812 года. М.Илл.Кутузов. Сочинение по репродукции картины Н. Смирнова «1812 год». Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский. Реквием. А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение. Творческий проект на тему «Нам не нужна война» 1ч. 1ч. 2ч. 1ч. 1 ч. итого 17 часов Отдельной отметки по предмету «Литературное чтение на русском родном языке» не выставляется. Отдельные страницы в журнале по предметам «Литературное чтение на русском родном языке» не заведены. Учебный предмет «Литературное чтение на русском родном языке» интегрируется модулем в учебный предмет «литературное чтение» предметной области «Русский язык и литературное чтение» в целях обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов освоения русского языка как родного и литературного чтения в соответствии с ФГОС НОО.