Приложение №1 к Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский», утвержденной приказом МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский» от 29.08.2018 г. № 1 Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» начальное общее образование (ФГОС НОО) 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся ксаморазвитию, сформированность их мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности; метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальныеучебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебногопредмета «Основы религиозных культур и светской этики» опыт специфической для данной предметной области, деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащей в основе современной научной картины мира. Планируемые личностные результаты Освоение курса «Основы религиозных культур и светской этики» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального общего образования, а именно: 1) формирует основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирует ценности многонационального российского общества; участвует в становлении гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирует целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирует уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) способствует овладению начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) способствует принятию и освоению социальной роли обучающегося, развитию мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения; 6) развивает самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирует эстетические потребности, ценности и чувства; 8) развивает этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; 9) развивает навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирует установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Планируемые метапредметные результаты Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. Планируемые предметные результаты Планируемые предметные результаты, приводятся в двух блоках к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Первый блок «Выпускник научится». Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данном уровне, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в эту группу включается такая система знаний и учебных действий, которая, вопервых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, вовторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя может быть освоена подавляющим большинством детей. Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы посредством накопительной системы оценки (например, портфеля достижений), так и по итогам ее освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведется с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующий уровень обучения. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу программы учебного предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики» и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данном уровне обучения. Оценка достижения этих целей ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующий уровень обучения. В ряде случаев учет достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки. Подобная структура представления планируемых результатов подчеркивает тот факт, что при организации образовательной деятельности, направленной на реализацию и достижение планируемых результатов, требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся. При изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» достигаются следующие предметные результаты: Общие планируемые результаты. В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится: При изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» достигаются следующие предметные результаты: 1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; 2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; 3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; 4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; 5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; 6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; 7) осознание ценности человеческой жизни. В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится: – понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; – поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях; – осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию; – развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации; – ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести. Планируемые результаты по учебным модулям: Основы православной культуры Выпускник научится: – раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду); – ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России; – на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России; – излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества; – соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали; – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Выпускник получит возможность научиться: – развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей; – устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями; – выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; –акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. Основы исламской культуры Выпускник научится: – раскрывать содержание основных составляющих исламской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, семье, религиозное искусство, отношение к труду); – ориентироваться в истории возникновения исламской религиозной традиции, истории ее формирования в России; – на примере исламской религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России; – излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества; – соотносить нравственные формы поведения с нормами исламской религиозной морали; – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Выпускник получит возможность научиться: – развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей; – устанавливать взаимосвязь между содержанием исламской культуры и поведением людей, общественными явлениями; – выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; – акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. Основы буддийской культуры Выпускник научится: – раскрывать содержание основных составляющих буддийской культуры,духовнойтрадиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду); – ориентироваться в истории возникновения буддийской религиозной традиции,истории ее формирования в России; – на примере буддийской религиозной традиции понимать значение традиционныхрелигий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России; – излагать свое мнение по поводу значения религии,религиозной культуры вжизни людей и общества; – соотносить нравственные формы поведения с нормами буддийской религиознойморали; – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Выпускник получит возможность научиться: – развивать нравственную рефлексию,совершенствовать моральнонравственноесамосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей; – устанавливать взаимосвязь между содержанием буддийской культуры и поведением людей, общественными явлениями; – выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; – акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. Основы иудейской культуры Выпускник научится: – раскрывать содержание основных составляющих иудейской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, семье, религиозное искусство, отношение к труду); – ориентироваться в истории возникновения иудейской религиозной традиции, истории ее формирования в России; – на примере иудейской религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России; – излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества; – соотносить нравственные формы поведения с нормами иудейской религиозной морали; – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Выпускник получит возможность научиться: – развивать нравственную рефлексию,совершенствовать моральнонравственноесамосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей; – устанавливать взаимосвязь между содержанием иудейской культуры и поведением людей, общественными явлениями; – выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; – акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. Основы мировых религиозных культур Выпускник научится: раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур(религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду); – ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия,ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России; – понимать значение традиционных религий,религиозных культур в жизни людей,семей, народов, российского общества, в истории России; – излагать свое мнение по поводу значения религии,религиозной культуры вжизни людей и общества–соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали; – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Выпускник получит возможность научиться: – развивать нравственную рефлексию,совершенствовать моральнонравственноесамосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей; – устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями; – выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; – акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. Основы светской этики Выпускник научится: – раскрывать содержание основных составляющих российской светской(гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет); – на примере российской светской этики понимать значение нравственныхценностей, идеалов в жизни людей, общества; – излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизнилюдей и общества; – соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской(гражданской) этики; – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Выпускник получит возможность научиться: – развивать нравственную рефлексию,совершенствовать моральнонравственноесамосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики; – устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями; – выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; – акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. 2. Содержание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом учебных модулей, один из которых изучается по выбору родителей (законных представителей) обучающихся: «Основы православнойкультуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светскойэтики». Учебный модуль «Основы православной культуры» Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и ее ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Основы исламской культуры Россия – наша Родина. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Во что верят правоверные мусульмане. Добро и зло в исламской традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Основы буддийской культуры Россия – наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды и бодхисаттвы. Семья в буддийской культуре и ее ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Основы иудейской культуры Россия – наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Основы мировых религиозных культур Россия – наша Родина. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Религии России. Культура и религия. История религий России. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Человек в религиозных традициях мира. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Искусство в религиозной культуре. Священные сооружения. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Паломничества и святыни. Праздники и календари в религиях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества, и отношение к ним разных религий.Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Основы светской этики Этика общения Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил-добрые слова и поступки. Каждый интересен. Этикет. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеек нашей речи. Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей. Этика отношений в коллективе. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Простые нравственные истины. Жизнь священна. Человек рожден для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим. Душа обязана трудиться. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков Посеешь поступок – пожнешь характер. Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со-» Судьба и Родина едины. С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек - чело века. Слово, обращенное к себе. 3. Тематическое планирование с указанием часов отводимых на освоение каждой темы Модуль «Основы православной культуры» № урока Тема урока 1 Россия – наша Родина. Количество часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Культура и религия. Человек и Бог в Православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его крест. Христианская семья. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона. Творческая работа (конкурс сочинений по изученным темам «Православная семья», «Совесть и раскаяние», «Милосердие и сострадание», «Как я понимаю золотое правило этики». Подготовка проектов по темам «Я понимаю православную культуру как…», «Соотношение понятий: душа – совесть – покаяние», «Сутьправо-славного поведения для меня со-стоит в следующем…» Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Таинство Причастия (Евхаристия). Монастырь. Отношение христианина к природе. Пасха. Защита Отечества. Христианин в труде. Любовь и уважение к Отечеству. Подготовка творческих работ (темы: «Моя семья», «Мой друг», «МоѐОтечество», «Моё отношение к людям». Выступление обучающихся с творческими работами. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 34 Подготовка творческих проектов (темы:«Православная вера», «С чего начинается Родина?», «Вклад моей семьи в благополучие и процветаниенашей Отчизны», «Мой папа (дедушка) – защитник Родины»). Праздник «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия». 1 1 Основы исламской культуры № урока Тема урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. Россия — наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религия. Гостеприимство в исламской традиции. Мусульмане и их соседи. Ислам. Мусульмане. Ислам о сотворении мира и первых людях. Пророки. Жизнь пророка Мухаммада Коран. Хадисы. Кааба. Запретная мечеть Тема: священные города мусульман. Символика ислама. Мечеть и ее роль в жизни мусульман. Намаз и правила молитвы в исламе. Исламская семья. Женщина в мусульманской семье. Воспитание детей в мусульманской семье Исламский календарь. Главные исламские праздники. Пятница. Распространение ислама в мире. Распространение ислама в мире. Ислам в России. Мусульмане в истории и культуре России. Мусульмане — защитники Отечества. Мусульмане — защитники Отечества. Поведение, достойное мусульманина. Что такое джихад. Как жить по мусульманским заповедям сегодня. Благотворительность и милосердие Законы исламской религии. Подготовка творческих работ (темы: «Моя семья», «Мой друг», «МоѐОтечество», «Моё отношение к людям». Выступление обучающихся с творческими работами. Подготовка творческих проектов (темы:«С чего начинается Родина?»,«Вклад моей семьи в благополучие и процветание нашей Отчизны», «Мой папа (дедушка) – защитник Родины», «Памятники ислама»). Праздник «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия». 32. 33. 34. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31-34 Основы иудейской культуры Тема урока Россия — наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религия. «Золотой город» (Экскурсия в Иерусалим) Евреи. Иудаизм Тора. Мир и человек в иудаизме. Праотец Авраам. Союз с Богом. Патриархи еврейского народа. Моисей. Исход из Египта. Дарование Торы. Скиния и Храм. Царь Соломон. Разрушение Храма. Века рассеяния. О чем говорит еврейский Закон. Ритуалы и обычаи, запреты и разрешения. Традиции. Еврейский костюм. Традиции. Важные события жизни. Еврейский календарь. Традиции. Еврейская семья. Традиционный еврейский дом. Праздники начала года. Основные праздники. Песах и Шавуот. Основные праздники. Ханука и Пурим. Царица Суббота. Синагога. Евреи во времена Древней Руси. Евреи в истории и культуре России. Евреи в СССР и современной России. Иудаизм и другие религии в современном мире. Беседа с раввином. Оценка произведений искусства. Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской ипроектной деятельности учащихся. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Основы буддийской культуры № урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31-34 Тема урока Россия — наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религия. Путешествие начинается. Колесо времени. Представления о мире в буддизме. Будда: рождение и юность. Будда: путь к просветлению. Будда: учение и ученики. Священные писания буддизма. Священные сооружения буддистов. буддизм в Японии и Китае. Буддийский путь познания. образование и наука в буддизме. Милосердие и сострадание. Семья и дружба в буддизме. Буддийский «путь добродетелей». Сансара. Урок самопроверки. Буддийский календарный год. Праздники и торжества. Жизнь буддийских монахов. Три драгоценности буддизма. Махаяна и тхеравада. Тибетский буддизм. Потала — центр тибетского буддизма. Буддизм в России. О Шамбале. Новые друзья Самосовершенствование. Отношение к природе в буддизме. Защита Отечества. Путешествие закончилось. Мудрость Будды. Урок самопроверки. Итоговая презентация результатов учебноисследовательской илипроектной деятельности учащихся. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 Основы мировых религиозных культур № урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Тема урока Россия — наша Родина. Культура. Религия. Культура. Религия. Возникновение религий. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Священные книги религий мира. Хранители в преданиях религий мира. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Храм. Искусство в религиозной культуре. Творческие работы учащихся. Творческие работы учащихся. История религий в России. История религий в России. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Паломничества и святыни. Тема: Праздники и календари. Праздники и календари. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Нравственные заповеди в религиях мира. Семья. Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству. Подготовка творческих работ (темы: «Моя семья», «Мой друг», «Моѐ Отечество», «Моѐ отношение к людям». Выступление обучающихся с творческими работами. Тема: Милосердие, забота о младших и слабых, взаимопомощь Патриотизм многонационального народа в Великой Отечественной войне Подготовка творческих проектов Тема: Праздник «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия». «С чего начинается Родина?», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание нашей Отчизны», «Мой папа (дедушка) – защитник Родины»). Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Модуль «Основы светской этики» №п/п Этика общения (4 часа) 1 Добрым жить на белом свете веселей 2 Правила общения для всех 3 От добрых правил - добрые слова и поступки 4 Каждый интересен Этикет (4 часа) 5 Премудрости этикета 6 Красота этикета 7 Простые школьные и домашние правила этикета 8 Чистый ручеек нашей речи Этика человеческих отношений (4 часа) 9 В развитии добрых чувств – творение души 10 Природа – волшебные двери к добру и доверию 11 Чувство Родины 12 Кол-во часов Тема урока Жизнь протекает среди людей Этика отношений в коллективе (4 часа) 13 Чтобы быть коллективом 14 Коллектив начинается с меня 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 Мой класс – мои друзья 1 16 Ежели душевны вы и к этике не глухи 1 Простые нравственные истины (4 часа) 17 Жизнь священна 18 Человек рожден для добра 19 Милосердие – закон жизни 20 Жить во благо себе и другим Душа обязана трудиться (4 часа) 21 Следовать нравственной установке 22 Достойно жить среди людей 23 Уметь понять и простить 24 Простая этика поступков Посеешь поступок – пожнешь характер (4 часа) 25 Общение и источники преодоления обид 1 1 1 1 1 1 1 1 1 26 Ростки нравственного опыта поведения 27 Доброте сопутствует терпение 28 Действия с приставкой «со-» Судьба и Родина едины (6 часов) 29 С чего начинается Родина 1 1 1 30,31 В тебе рождается патриот и гражданин 1 32 33 34 Человек - чело века Слово, обращенное к себе Обобщение пройденного 1 1 1 1