Рабочая программа по физике 7-8 класс ФГОС

Приложение № 13
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский»,
утвержденной приказом
МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский»
от 29.08.2018 г. № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета

«Физика»
7 – 8 класс
(ФГОС)

Предметные результаты изучения предметной области «Физика» должны отражать:
1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы,
об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других
естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения
основ строения материи и фундаментальных законов физики;
2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы
(механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле),
движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомномолекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики;
овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических
явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных
измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание
неизбежности погрешностей любых измерений;
4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств
передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов,
влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и
экологических катастроф;
5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для
рационального природопользования;
6) овладение основами безопасного использования естественных и искусственных
электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и
искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на
окружающую среду и организм человека;
7) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением
полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений
с целью сбережения здоровья;
8) формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и
энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого
общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу
общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и
практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и
возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностноориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и
изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей
деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными
действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной
проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную
информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание
прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для решения
познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими
методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты обучения физике в основной школе представлены в
содержании курса по темам.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

7 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Введение (6 ч)

Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и
описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины,
времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и
погрешность измерений. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа
1. Определение цены деления измерительного прибора.
Предметными результатамиобучения по данной теме являются:
понимание физических терминов: тело, вещество, материя;
умение проводить наблюдения физических явлений;
измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;
владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления
шкалы прибора и погрешности измерения;
понимание роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на
технический и социальный прогресс.

Первоначальные сведения о строении вещества (5,5 ч)

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение
атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел,
жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярнокинетических представлений.
Фронтальная лабораторная работа
2. Определение размеров малых тел.
3. Измерение объема тела.
Предметными результатамиобучения по данной теме являются:
понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая
сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых
тел;
понимание причин броуновского движения, смачивания и не смачивания тел; различия в
молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и
дольные единицы;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана
окружающей среды);
уметь измерять объем тела.

Взаимодействия тел (20,5 ч)
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость.
Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел.
Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести.
Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на
других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой.
Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
Фронтальная лабораторная работа
4.
5.
6.
7.

Измерение массы тела на рычажных весах.
Определение плотности твердого тела.
Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
Измерение силы трения с помощью динамометра.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:
понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение,
равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;
умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения,
объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных
в одну и в противоположные стороны;
владение экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от
времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы
трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления;

понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука;
владение способами выполнения расчетов при нахождении:
скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела,
объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной
прямой;
умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела,
скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и
весом тела;
умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;
понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной
жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана
окружающей среды).

Давление твердых тел, жидкостей и газов (19 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе
молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон
Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного
давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания
тел. Воздухоплавание.
Фронтальная лабораторная работа
8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Предметными результатамиобучения по данной теме являются:
понимание и способность объяснять физические явления: атмосферное давление, давление
жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня
жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю; способы
уменьшения и увеличения давления;
умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу
Архимеда;
владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от
объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы
тяжести и силы Архимеда;
понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике:
закон Паскаля, закон Архимеда;
понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного
насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их
использовании;
владение способами выполнения расчетов для нахождения: давления, давления жидкости
на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на
основании использования законов физики;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана
окружающей среды).

Работа и мощность. Энергия (14 ч)

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага.
«Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД).
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.
Фронтальная лабораторная работа
10. Выяснение условия равновесия рычага.
11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Предметными результатамиобучения по данной теме являются:
понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел,
превращение одного вида механической энергии в другой;
умение измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД,
потенциальную и кинетическую энергию;
владение экспериментальными методами исследования при определении
соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;
понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии;
понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости и способов
обеспечения безопасности при их использовании;
владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы,
мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и
потенциальной энергии;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт,
охрана окружающей среды).
Повторение (резерв) 4 часа

8 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Тепловые явления (23 ч)
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и
теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная
теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Закон сохранения и превращения
энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел.
Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Удельная
теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе
молекулярно-кинетических представлений. Преобразование энергии в тепловых маши- нах.
Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические
проблемы использования тепловых машин.
Фронтальная лабораторная работа
1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
3. Измерение влажности воздуха.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
понимание и способность объяснять физические явления: конвекция, излучение,
теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или

работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание) вещества,
охлаждение жидкости при испарении, кипение, выпадение росы;
умение измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества,
удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха;
владение экспериментальными методами исследования: зависимости относительной
влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной
температуре; давления насыщенного водяного пара; определения удельной теплоемкости
вещества;
понимание принципов действия конденсационного и волосного гигрометров, психрометра,
двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины и способов обеспечения безопасности
при их использовании;
понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых
процессах и умение применять его на практике;
овладение способами выполнения расчетов для нахождения: удельной теплоемкости,
количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при
охлаждении, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления, влажности
воздуха, удельной теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана
окружающей среды).

Электрические явления (29 ч)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Проводники,
диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда.
Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Электрический ток. Действие
электрического поля на электрические заряды. Источники тока. Электрическая цепь. Сила тока.
Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи.
Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического
тока. Закон Джоуля — Ленца. Конденсатор. Правила безопасности при работе с
электроприборами.
Фронтальная лабораторная работа
4.
5.
6.
7.
8.

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
Регулирование силы тока реостатом.
Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.

Предметными результатамиобучения по данной теме являются:
понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел, нагревание
проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические явления с
позиции строения атома, действия электрического тока;
умение измерять: силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический
заряд, электрическое сопротивление;
владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы тока на участке
цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его
длины, площади поперечного сечения и материала;

понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике:
закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—
Ленца;
понимание принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента,
аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания и способов
обеспечения безопасности при их использовании;
владение способами выполнения расчетов для нахождения: силы тока, напряжения,
сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного
сопротивления проводника, работы и мощности электрического тока, количества теплоты,
выделяемого проводником с током, емкости конденсатора, работы электрического поля
конденсатора, энергии конденсатора;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана
окружающей среды, техника безопасности).

Электромагнитные явления (5 ч)
Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током.
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.
Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический
двигатель.
Фронтальная лабораторная работа
9. Сборка электромагнита и испытание его действия.
10. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Предметными результатамиобучения по данной теме являются:
понимание и способность объяснять физические явления: намагниченность железа и стали,
взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки,
действие магнитного поля на проводник с током;
владение экспериментальными методами исследования зависимости магнитного действия
катушки от силы тока в цепи;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана
окружающей среды, техника безопасности).

Световые явления (11 ч)
Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил. Отражение
света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Закон преломления света.
Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз
как оптическая система. Оптические приборы.
Фронтальная лабораторная работа
11. Получение изображения при помощи линзы.
Предметными результатамиобучения по данной теме являются:
понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное распространение
света, образование тени и полутени, отражение и преломление света;
умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

владение экспериментальными методами исследования зависимости: изображения от
расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения
света на зеркало;
понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике:
закон отражения света,закон преломления света, закон прямолинейного распространения
света;
различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу
линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения,
даваемые собирающей и рассеивающей линзой;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана
окружающей среды).
Планируемые результаты изучения курса физики основной школы:
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:

Механические явления
• распознавать механические явления и
объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания
этих явлений: равномерное и равноускоренное
прямолинейное движение, свободное падение
тел, невесомость, равномерное движение по
окружности, инерция, взаимодействие тел,
передача
давления
твѐрдыми
телами,
жидкостями и газами, атмосферное давление,
плавание тел, равновесие твѐрдых тел,
колебательное движение, резонанс, волновое
движение;
• описывать изученные свойства тел и
механические явления, используя физические
величины: путь, скорость, ускорение, масса
тела, плотность вещества, сила, давление,
импульс
тела,
кинетическая
энергия,
потенциальная энергия, механическая работа,
механическая мощность, КПД простого
механизма, сила трения, амплитуда, период и
частота колебаний, длина волны и скорость еѐ
распространения; при описании правильно
трактовать физический смысл используемых
величин, их обозначения и единицы
измерения, находить формулы, связывающие
данную физическую величину с другими
величинами;
• анализировать свойства тел, механические
явления и процессы, используя физические
законы и принципы: закон сохранения энергии,
закон
всемирного
тяготения,
равнодействующая сила, I, II и III законы
Ньютона, закон сохранения импульса, закон
Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом
различать словесную формулировку закона и
его математическое выражение;
• различать основные признаки изученных
физических моделей: материальная точка,
инерциальная система отсчѐта;
• решать задачи, используя физические законы

• использовать знания о механических явлениях в
повседневной
жизни
для
обеспечения
безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде;
•
приводить
примеры
практического
использования
физических
знаний
о
механических явлениях и физических законах;
использования
возобновляемых
источников
энергии;
экологических
последствий
исследования космического пространства;
• различать границы применимости физических
законов,
понимать
всеобщий
характер
фундаментальных законов (закон сохранения
механической
энергии,
закон
сохранения
импульса, закон всемирного тяготения) и
ограниченность использования частных законов
(закон Гука, закон Архимеда и др.);
•
приѐмам
поиска
и
формулировки
доказательств
выдвинутых
гипотез
и
теоретических выводов на основе эмпирически
установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче
физическую модель, разрешать проблему на
основе имеющихся знаний по механике с
использованием математического аппарата,
оценивать реальность полученного значения
физической величины.

(закон сохранения энергии, закон всемирного
тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III
законы Ньютона, закон сохранения импульса,
закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и
формулы, связывающие физические величины
(путь, скорость, ускорение, масса тела,
плотность вещества, сила, давление, импульс
тела, кинетическая энергия, потенциальная
энергия, механическая работа, механическая
мощность, КПД простого механизма, сила
трения скольжения, амплитуда, период и
частота колебаний, длина волны и скорость еѐ
распространения): на основе анализа условия
задачи выделять физические величины и
формулы, необходимые для еѐ решения, и
проводить расчѐты.

Тепловые явления
• распознавать тепловые явления и объяснять
на основе имеющихся знаний основные
свойства или условия протекания этих
явлений: диффузия, изменение объѐма тел при
нагревании
(охлаждении),
большая
сжимаемость газов, малая сжимаемость
жидкостей
и
твѐрдых
тел;
тепловое
равновесие,
испарение,
конденсация,
плавление,
кристаллизация,
кипение,
влажность воздуха, различные способы
теплопередачи;
• описывать изученные свойства тел и
тепловые явления, используя физические
величины: количество теплоты, внутренняя
энергия, температура, удельная теплоѐмкость
вещества, удельная теплота плавления и
парообразования, удельная теплота сгорания
топлива, коэффициент полезного действия
теплового двигателя; при описании правильно
трактовать физический смысл используемых
величин, их обозначения и единицы
измерения, находить формулы, связывающие
данную физическую величину с другими
величинами;
• анализировать свойства тел, тепловые
явления и процессы, используя закон
сохранения энергии; различать словесную
формулировку закона и его математическое
выражение;
• различать основные признаки моделей
строения газов, жидкостей и твѐрдых тел;
• решать задачи, используя закон сохранения
энергии в тепловых процессах, формулы,
связывающие
физические
величины
(количество теплоты, внутренняя энергия,
температура, удельная теплоѐмкость вещества,
удельная
теплота
плавления
и
парообразования, удельная теплота сгорания
топлива, коэффициент полезного действия

• использовать знания о тепловых явлениях в
повседневной
жизни
для
обеспечения
безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде; приводить
примеры экологических последствий работы
двигателей внутреннего сгорания (ДВС),
тепловых и гидроэлектростанций;
•
приводить
примеры
практического
использования физических знаний о тепловых
явлениях;
• различать границы применимости физических
законов,
понимать
всеобщий
характер
фундаментальных физических законов (закон
сохранения энергии в тепловых процессах) и
ограниченность использования частных законов;
•
приѐмам
поиска
и
формулировки
доказательств
выдвинутых
гипотез
и
теоретических выводов на основе эмпирически
установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче
физическую модель, разрешать проблему на
основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с
использованием математического аппарата и
оценивать реальность полученного значения
физической величины

теплового двигателя): на основе анализа
условия задачи выделять физические величины
и формулы, необходимые для еѐ решения, и
проводить расчѐты

Электрические и магнитные явления
• распознавать электромагнитные явления и
объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания
этих
явлений:
электризация
тел,
взаимодействие
зарядов,
нагревание
проводника с током, взаимодействие магнитов,
электромагнитная
индукция,
действие
магнитного поля на проводник с током,
прямолинейное
распространение
света,
отражение и преломление света, дисперсия
света;
• описывать изученные свойства тел и
электромагнитные
явления,
используя
физические величины: электрический заряд,
сила
тока,
электрическое
напряжение,
электрическое
сопротивление,
удельное
сопротивление
вещества,
работа
тока,
мощность тока, фокусное расстояние и
оптическая сила линзы; при описании
правильно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и
единицы измерения; указывать формулы,
связывающие данную физическую величину с
другими величинами;
•
анализировать
свойства
тел,
электромагнитные явления и процессы,
используя
физические
законы:
закон
сохранения электрического заряда, закон Ома
для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон
прямолинейного распространения света, закон
отражения света, закон преломления света; при
этом различать словесную формулировку
закона и его математическое выражение;
• решать задачи, используя физические законы
(закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—
Ленца, закон прямолинейного распространения
света,
закон
отражения
света,
закон
преломления света) и формулы, связывающие
физические
величины
(сила
тока,
электрическое напряжение, электрическое
сопротивление,
удельное
сопротивление
вещества, работа тока, мощность тока,
фокусное расстояние и оптическая сила линзы,
формулы
расчѐта
электрического
сопротивления при последовательном и
параллельном соединении проводников); на
основе анализа условия задачи выделять
физические
величины
и
формулы,
необходимые для еѐ решения, и проводить
расчѐты.

•
использовать
знания
об
электромагнитных явлениях в повседневной
жизни для обеспечения безопасности при
обращении с приборами и техническими
устройствами, для сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде;
•
приводить
примеры
практического
использования
физических
знаний
о
электромагнитных явлениях;
• различать границы применимости физических
законов,
понимать
всеобщий
характер
фундаментальных законов (закон сохранения
электрического заряда) и ограниченность
использования частных законов (закон Ома для
участка цепи, закон Джоуля—Ленца и др.);
• приѐмам построения физических моделей,
поиска
и
формулировки
доказательств
выдвинутых гипотез и теоретических выводов
на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче
физическую модель, разрешать проблему на
основе имеющихся знаний об электромагнитных
явлениях с использованием математического
аппарата и оценивать реальность полученного
значения физической величины

Квантовые явления

• распознавать квантовые явления и объяснять
на основе имеющихся знаний основные
свойства или условия протекания этих
явлений: естественная и искусственная
радиоактивность, возникновение линейчатого
спектра излучения;
• описывать изученные квантовые явления,
используя физические величины: скорость
электромагнитных волн, длина волны и
частота света, период полураспада; при
описании правильно трактовать физический
смысл используемых величин, их обозначения
и единицы измерения; указывать формулы,
связывающие данную физическую величину с
другими величинами, вычислять значение
физической величины;
• анализировать квантовые явления, используя
физические законы и постулаты: закон
сохранения
энергии,
закон
сохранения
электрического заряда, закон сохранения
массового числа, закономерности излучения и
поглощения света атомом;
• различать основные признаки планетарной
модели атома, нуклонной модели
атомного ядра;
• приводить примеры проявления в природе и
практического
использования
радиоактивности, ядерных и термоядерных
реакций, линейчатых спектров.

•
использовать
полученные
знания
в
повседневной жизни при обращении с приборами
(счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для
сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде;
• соотносить энергию связи атомных ядер с
дефектом массы;
• приводить примеры влияния радиоактивных
излучений на живые организмы; понимать
принцип действия дозиметра;
•
понимать
экологические
проблемы,
возникающие при использовании атомных
электростанций, и пути решения этих проблем,
перспективы
использования управляемого термоядерного
синтеза

Элементы астрономии
• различать основные признаки суточного
вращения звѐздного неба, движения Луны,
Солнца и планет относительно звѐзд;
• понимать различия между гелиоцентрической и
геоцентрической системами мира

• указывать общие свойства и отличия планет
земной группы и планет-гигантов; малых тел
Солнечной системы и больших планет;
пользоваться картой звѐздного неба при
наблюдениях звѐздного неба;
• различать основные характеристики звѐзд
(размер, цвет, температура), соотносить цвет
звезды с еѐ температурой;
• различать гипотезы о происхождении
Солнечной системы.

Выпускник научится использовать термины: физическое явление, физический закон, вещество,
взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие
излучения.
Выпускник получит возможность:
1. понимать смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила,
давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия,
коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты,
удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока,
электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность
электрического тока, фокусное расстояние линзы
2. понимать смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного
тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых
процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи,
Джоуля—Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

1. описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение,
равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами,
плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию,
излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию
тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие
магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную
индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
2. использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения
физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления,
температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления,
работы и мощности электрического тока
3. представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на
этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения
пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от
длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины,
температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла
отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света
4. выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы
5. приводить примеры практического использования физических знаний о
механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях
6. решать задачи на применение изученных физических законов
7. осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с
использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научнопопулярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и
представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических
символов, рисунков и структурных схем
8. познакомиться с примерами использования базовых знаний и навыков в
практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в
процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной
техники; контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых
приборов в квартире; рационального применения простых механизмов; оценки
безопасности радиационного фона.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс
2 часа в неделю, всего - 68 ч., в том числе резерв-2 часа
Тема

Количество
часов

Кол-во
лабораторных
работ

Кол-во
контрольных
работ/Зачетов

Введение
Первоначальные сведения
о строении вещества
Взаимодействие тел
Давление твердых тел,
жидкостей и газов
Работа, мощность,
энергия
Обобщающее повторение
(Резерв)
Всего

6
5,5

2
1

/1

20,5
19

4
2

1
1

14

2

1

4
68

1
11

5

№
1
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11

Лабораторные работы
Определение цены деления измерительного прибора.
Определение (измерение) размеров малых тел.
Измерение массы тела на рычажных весах.
Измерение объема тела.
Определение плотности твердого тела.
Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
Измерение силы трения с помощью динамометра (выяснение зависимости
силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей
силы).
Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в
жидкость тело.
Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Выяснение условия равновесия рычага.
Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

стр
203
204
205
207
208
209
210

211
212
214
215

8 КЛАСС
2 часа в неделю, всего 68 часов, в том числе резерв 2 часа
Полугодие
I

II

Итого

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Темы программы

Кол-во
часов

Работы
Лаборат. Контр.

Тепловые явления

28

1

2

Электрические явления (24 ч)

4

4

–

Электрические явления

20

2

2

Электромагнитные явления

6

2

–

Световые явления

8

1

1

Резерв (из тепловых явлений)

2

–

–

68 ч

10

5

Лабораторные работы
Определение количества теплоты при смешивании воды разной температуры.
Определение удельной теплоемкости твердого тела.
Определение относительной влажности воздуха.
Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
Измерение силы тока и его регулирование реостатом.
Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.
Сборка электромагнита и испытание его действия.
Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Изучение свойств изображения в линзах.

стр


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».