Рабочая программа по химии 8-9 кл ФГОС

Приложение №14
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский»,
утвержденной приказом
МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский»
от 29.08.2018 г. № 1

Рабочая программа
учебного предмета
«Химия»
основное общее образование
(ФГОС ООО)

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия»
Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие
основной, сущностный вклад изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их
способностей.
В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:
Личностные результаты представлены в соответствии с группой личностных результатов и
раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой
группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и
использование исключительно неперсонифицированной информации.
Метапредметные результаты представлены в соответствии с подгруппами универсальных
учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных
результатов.
Предметные результаты представлены в соответствии с группами результатов учебного
предмета, раскрывают и детализируют их.
Предметные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит
возможность научиться».
Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», ориентируют
пользователя в том, достижение какого уровня освоения учебных действий с изучаемым опорным
учебным материалом ожидается от выпускника. Критериями отбора результатов служат их
значимость для решения основных задач образования на данном уровне и необходимость для
последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством
обучающихся. Иными словами, в этот блок включается круг учебных задач, построенных на
опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного
обучения и социализации и которые могут быть освоены всеми обучающихся.
Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится
на итоговое оценивание, которое может осуществляться как в ходе обучения (с помощью
накопленной оценки или портфеля индивидуальных достижений), так и в конце обучения, в том
числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых
результатов этого блока на уровне ведется с помощью заданий базового уровня, а на уровне
действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, – с помощью
заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня
служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода
на следующий уровень обучения.
В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты,
характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков,
расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как
пропедевтика для дальнейшего изучения предмета. Уровень достижений, соответствующий
планируемым результатам этого блока, могут продемонстрировать отдельные мотивированные и
способные обучающиеся. В повседневной практике преподавания цели данного блока не
отрабатываются со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности
учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его
пропедевтического характера на данном уровне обучения. Оценка достижения планируемых
результатов ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и
использование исключительно неперсонифицированной информации. Соответствующая группа
результатов в тексте выделена курсивом.
Задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока
«Выпускник получит возможность научиться», могут включаться в материалы итогового контроля
блока «Выпускник научится». Основные цели такого включения – предоставить возможность
обучающимся продемонстрировать овладение более высоким (по сравнению с базовым) уровнем
достижений и выявить динамику роста численности наиболее подготовленных обучающихся. При
этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения
планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующий
уровень обучения. В ряде случаев достижение планируемых результатов этого блока

целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты
фиксировать в виде накопленной оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать
при определении итоговой оценки.
Подобная структура представления планируемых результатов подчеркивает тот факт, что при
организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение
планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий,
которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Химия»:
1. Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России. Осознание этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России
и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к ценностям народов России и народов мира. Чувство ответственности и долга перед
Родиной.
2. Ответственное отношение к учению. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Осознанный выбор и построение
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на
основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально
значимом труде.
3. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира.
4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. Готовность и способность вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
5. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических способностей.
6. Развитость морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, сформированность нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
7. Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
8. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
11. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера (эстетическое, эмоциональноценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению
мира, самовыражению).
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Химия»:
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность,
феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции,
приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. На уроках по
учебному предмету «Химия» будет продолжена работа по формированию и развитию основ
читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления
своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного
планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового,
подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована
потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебного предмета «Химия» обучающиеся усовершенствуют приобретенные на
первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами,
преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию,
содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных
фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов)
и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий —
концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения учебного предмета «Химия» обучающиеся приобретут опыт проектной
деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию
самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности
учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют
умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в
ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке
нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению
наиболее приемлемого решения.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий:
регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и
составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной
и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить
адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов);

- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения
задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения
практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и
оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей
деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого
результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации
и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками
процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик
процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения
учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным
критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних
ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности
и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из
ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих
действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для
достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта
восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения

психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное,
по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из
этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления,
выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к
общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие
признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять
способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления;
объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные
причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинноследственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические
связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных
характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих предметную
область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм
на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования
(теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной
цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать
текст;

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст
non-fiction);
- критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого
фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите
окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку
зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали
продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать
контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего
мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед
группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т. д.);
устранять
в
рамках
диалога
разрывы
в
коммуникации,
обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог
в паре, в малой группе и т. д.);

- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках
диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых
блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под
руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения
коммуникативного контакта и обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ), мотивации к овладению культурой активного
пользования словарями и другими поисковыми системами.
Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения
учебных и практических задач с помощью средств ИКТ, словарей и других поисковых систем;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих
мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями
коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения
задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных
программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных
учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов,
создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Химия»:
1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их
превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим
языком химии;
2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного
естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы
многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве
мира;
3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно
оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с
веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать
экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими
явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия
веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ
от их свойств;
5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их
превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием
лабораторного оборудования и приборов;

6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных
экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических
катастроф.
В результате изучения учебного предмета «Химия» в основной школе:
Выпускник научится:
 характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
 описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные
признаки;
 раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент»,
«простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя
знаковую систему химии;
 раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомномолекулярной теории;
 различать химические и физические явления;
 называть химические элементы;
 определять состав веществ по их формулам;
 определять валентность атома элемента в соединениях;
 определять тип химических реакций;
 называть признаки и условия протекания химических реакций;
 выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении
химического опыта;
 составлять формулы бинарных соединений;
 составлять уравнения химических реакций;
 соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
 пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
 вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
 вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
 вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или
продуктов реакции;
 характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
 получать, собирать кислород и водород;
 распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
 раскрывать смысл закона Авогадро;
 раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
 характеризовать физические и химические свойства воды;
 раскрывать смысл понятия «раствор»;
 вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
 приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
 называть соединения изученных классов неорганических веществ;
 характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ:
оксидов, кислот, оснований, солей;
 определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
 составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
 проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических
веществ;
 распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
 характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
 раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
 объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров
группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
 объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых
периодов и главных подгрупп;

 характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в
периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
 составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.
Менделеева;
 раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
 характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
 определять вид химической связи в неорганических соединениях;
 изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических
связей;
 раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты»,
«электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель»,
«окисление», «восстановление»;
 определять степень окисления атома элемента в соединении;
 раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
 составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
 объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
 составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
 определять возможность протекания реакций ионного обмена;
 проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
 определять окислитель и восстановитель;
 составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
 называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
 классифицировать химические реакции по различным признакам;
 характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
 проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных
веществ: углекислого газа, аммиака;
 распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
 характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
 называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол,
глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота,
глюкоза;
 оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
 грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
 определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ
с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.
Выпускник получит возможность научиться:
 выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на
основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и
продуктах различных химических реакций;
 характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинноследственные связи между данными характеристиками вещества;
 составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
 прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные
свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
 составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений
неорганических веществ различных классов;
 выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных
факторов на изменение скорости химической реакции;
 использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей
среде;
 использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебноисследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

 объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
 критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах
массовой информации;
 осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности
человека;
 создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать
необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию
лекарств, средств бытовой химии и др.
Содержание учебного предмета «Химия»
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное
место в познании законов природы, формировании научной картины мира, создании основы
химических знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для
человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры.
Успешность изучения химии связана с овладением химическим языком, соблюдением правил
безопасной работы при выполнении химического эксперимента, осознанием многочисленных
связей химии с другими предметами школьного курса.
Программа включает в себя основы неорганической и органической химии. Главной идеей
программы является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в
форме, соответствующей возрасту обучающихся.
В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические
знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения,
прогнозирование свойств веществ, исследование закономерностей химических превращений и
путей управления ими в целях получения веществ и материалов.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное
учение, Периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атома, видах
химической связи, закономерностях протекания химических реакций.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению
практических и лабораторных работ, описанию результатов ученического эксперимента,
соблюдению норм и правил безопасной работы в химической лаборатории.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит обучающимся усвоить ключевые
химические компетенции и понять роль и значение химии среди других наук о природе.
Изучение предмета «Химия» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения,
освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения
практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с
предметами:«Биология», «География», «История», «Литература», «Математика», «Основы
безопасности жизнедеятельности», «Русский язык», «Физика», «Экология».
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение, измерение,
эксперимент. Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси. Способы разделения
смесей. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. Простые и сложные
вещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Индексы.
Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в
соединении. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Коэффициенты. Условия и
признаки протекания химических реакций. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.
Кислород. Водород
Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. Физические и
химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Тепловой эффект
химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Водород – химический
элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода в
лаборатории. Получение водорода в промышленности. Применение водорода. Закон Авогадро.
Молярный объем газов. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород).
Объемные отношения газов при химических реакциях.

Вода. Растворы
Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды. Растворы.
Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества в
растворе.
Основные классы неорганических соединений
Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов. Химические свойства
оксидов. Получение и применение оксидов. Основания. Классификация. Номенклатура.
Физические свойства оснований. Получение оснований. Химические свойства оснований. Реакция
нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот. Получение
и применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов
в различных средах. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Получение
и применение солей. Химические свойства солей. Генетическая связь между классами
неорганических соединений. Проблема безопасного использования веществ и химических реакций
в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая
грамотность.
Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева
Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы.
Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номера
группы и периода периодической системы. Строение энергетических уровней атомов первых 20
химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения
свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической
системе Д.И. Менделеева и строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.
Строение веществ. Химическая связь
Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная химическая связь:
неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические свойства
веществ на примере воды. Ионная связь. Металлическая связь. Типы кристаллических решеток
(атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от
типа кристаллической решетки.
Химические реакции
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
Понятие о катализаторе. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и
составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления атомов химических
элементов; поглощению или выделению энергии. Электролитическая диссоциация. Электролиты и
неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций
ионного обмена. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень окисления.
Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях. Окислитель.
Восстановитель. Сущность окислительно-восстановительных реакций.
Неметаллы IV – VII групп и их соединения
Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие
свойства неметаллов. Галогены: физические и химические свойства. Соединения галогенов:
хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли. Сера: физические и химические свойства.
Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная
кислоты и их соли. Азот: физические и химические свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды
азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор: физические и химические свойства. Соединения
фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод: физические и
химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Соединения
углерода: оксиды углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее соли. Кремний и его соединения.
Металлы и их соединения
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлы
в природе и общие способы их получения. Общие физические свойства металлов. Общие

химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический
ряд напряжений металлов. Щелочные металлы и их соединения. Щелочноземельные металлы и их
соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо. Соединения
железа и их свойства: оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).
Первоначальные сведения об органических веществах
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан, этилен.
Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь. Кислородсодержащие соединения:
спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная
кислота, стеариновая и олеиновая кислоты). Биологически важные вещества: жиры, глюкоза,
белки. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Типы расчетных задач:
1. Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.
2. Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству,
объему, массе реагентов или продуктов реакции.
3. Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.
Темы лабораторных и практических работ:
1. Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним.
Правила безопасной работы в химической лаборатории.
2. Очистка загрязненной поваренной соли.
3. Признаки протекания химических реакций.
4. Получение кислорода и изучение его свойств.
5. Получение водорода и изучение его свойств.
6. Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества.
7. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
8. Реакции ионного обмена.
9. Качественные реакции на ионы в растворе.
10. Получение аммиака и изучение его свойств.
11. Получение углекислого газа и изучение его свойств.
12. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV – VII групп и их соединений».
13. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой
темы
8 класс»
№

Тема урока

Количество
часов

Тема 1. «Первоначальные химические понятия»
Предмет химии. Вещества и их свойства.

1

2

Методы познания в химии.

1

3

1

4

Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами
Чистые вещества и смеси.

5

Очистка загрязнённой поваренной соли

1

6

Физические и химические явления. Химические реакции.

1

7

Атомы, молекулы и ионы.

1

8

Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

1

9

Простые и сложные вещества

1

10

Химические элементы

1

1

1

11

Относительная атомная масса химических элементов

1

12

Знаки химических элементов

1

13

Закон постоянства состава веществ

1

14
1516
17

1
2

18

Химические формулы. Относительная молекулярная масса.
Вычисления по химическим формулам. Массовая доля элемента в
соединении.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по
формулам их соединений.
Составление химических формул по валентности.

19

Атомно-молекулярное учение.

1

20

Закон сохранения массы веществ.

1

21

Химические уравнения.

1

22

Типы химических реакций.

1

23

Контрольная работа по теме: «Первоначальные химические понятия»

1

1
1

Тема 2. Кислород. Горение
24

Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение.

1

25

1

26

Свойства кислорода. Применение кислорода. Круговорот кислорода в
природе.
Получение и свойства кислорода

27

Озон. Аллотропия кислорода

1

28

Воздух и его состав

1

1

Тема 3. Водород
29

Водород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение

1

30

Свойства и применение водорода.

1

31

Получение водорода и исследование его свойств

1

Тема 4. Вода. Растворы
32

Вода.

1

33

Химические свойства и применение воды.

1

34

Вода - растворитель. Растворы.

1

35

Массовая доля растворённого вещества.

1

36

Приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого
вещества (соли).
Обобщение и закрепление знаний по темам «Кислород», «Водород» и «Вода.
Растворы».
Контрольная работа по темам:«Кислород», «Водород», «Вода. Растворы»

1

Количества вещества. Моль. Молярная масса.
Вычисления с использованием понятий«количество вещества» и «молярная
масса»
Закон Авогадро. Молярный объём газов.
Относительная плотность газов.
Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Решение задач по теме «Количество вещества», «Закон Авогадро»,
«Относительная плотность газов», «Объемные отношения газов при
химических реакциях»

1
1

37
38
39
40
41
42
43
44

1
1

1
1
1
1

Тема 6.Важнейшие классы неорганических соединений
Оксиды
Гидроксиды. Основания
Химические свойства оснований.
Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Кислоты
Химические свойства кислот.

45
46
47
48
49
50

Соли
Химические свойства солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Важнейшие классы неорганических соединений
Контрольная работа по теме:«Важнейшие классы неорганических
соединений»
Тема 7. Периодический закон и строение атома
Классификация химических элементов.
Периодический закон Д. И. Менделеева.
Периодическая таблица химических элементов.
Строение атома
Расположение электронов по энергетическим уровням.
Значение периодического закона.
Итоговая контрольная работа по курсу Химия 8 класс.
Электроотрицательность химических элементов.
Основные виды химической связи.
Степень окисления.
Окислительно-восстановительные реакции.
Контрольная работа по темам «Периодический закон и строение атома» и
«Строение вещества. Химическая связь»
Обобщение и повторение пройденного материала по курсу Химия 8 класс.
Итого:

51
52
53
54
55

56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68

9 класс
Разделы и темы уроков

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Повторение основных вопросов курса 8 класса (3 часа).
Периодический закон и периодическая система хим. элементов Д.
И.Менделеева в свете строения атомов.
Химическая связь. Строение вещества.
Основные классы неорганических соединений, их свойства.
Раздел 2. Многообразие химических реакций (19 часов)
Тема 1. Классификация химических реакций (6 ч)
Окислительно-восстановительные реакции
Реакции соединения, разложения, замещения и обмена с точки зрения
окисления и восстановления.
Тепловой эффект химических реакций. Экзо - и эндотермические
реакции.
Скорость химических реакций. Первоначальные представления о
катализе.

Колич
ество
часов
1
1
1
1
1
1
1

8.
9.

10.
11.
12.
13-14.
15-16.

17.
18.
19.
20.
21.
22.

23.

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.

Изучение влияния условий проведения
химической реакции на её скорость.
Обратимые и необратимые реакции. Понятие о химическом
равновесии.
Тема 2. Электролитическая диссоциация
Сущность процесса электролитической диссоциации.
Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей.
Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации
Реакции ионного обмена и условия их протекания. Реакции
обмена между растворами электролитов.
Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете
представлений об электролитической диссоциации и окислительно2
восстановительных реакциях.
Гидролиз солей.
Решение экспериментальных задач по теме:
«Свойства кислот, оснований и солей как электролитов».
Расчёты по уравнениям хим. реакций, если одно из веществ дано в
избытке.
Обобщение и систематизация знаний по темам «Классификация
химических реакций» и «Электролитическая диссоциация».
Обобщение и систематизация знаний по темам «Классификация
химических реакций» и «Электролитическая диссоциация».
Контрольная работа № 1 по темам «Классификация химических
реакций» и «Электролитическая диссоциация».
Раздел 2. Многообразие веществ
Тема 3. Галогены
Общая характеристика неметаллов. Положение галогенов в периодической
таблице и строение их атомов. Свойства, получение и применение галогенов.
Хлор. Знакомство с образцами природных соединений неметаллов
(хлоридами, сульфидами сульфатами, нитратами).
Хлороводород: получение и свойства.
Соляная кислота и её соли. Качественная реакция на хлоридион
Получение соляной кислоты и изучение её свойств.
Тема 4. Кислород и сера (6 ч)
Положение кислорода и серы в периодической системе химических
элементов, строение их атомов. Сера.
Сероводород. Сульфиды.
Оксид серы (IV). Сернистая кислота и её соли.
Оксид серы (VI). Серная кислота и её соли. Хим.
свойства серной кислоты;- качественная реакция на сульфат-ион.
Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
Решение экспериментальных задач по теме: «Кислород и сера».
Тема 5. Азот и фосфор
Положение азота и фосфора в периодической системе химических
элементов, строение их атомов. Азот: свойства и применение
Аммиак. Физические и химические свойства. Получение и
применение.
Получение аммиака и изучение его свойств.
Соли аммония. Распознавание катионов аммония.
Решение задач на определение массовой (объёмной) доли выхода продукта
реакции от теоретически возможного
Азотная кислота.
Соли азотной кислоты. Азотные удобрения.

1
1

1
1
1
2

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.

51.
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора.
Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота и её соли. Фосфорные удобрения.
Знакомство с минеральными удобрениями
Тема 6. Углерод и кремний
Положение углерода и кремния в периодической системе химических
элементов, строение их атомов. Углерод.
Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм.
Углекислый газ. Угольная кислота и её соли. Круговорот углерода в
природе. Распознавание карбонат - ионов
Получение оксида углерода (IV) и изучение
его свойств. Распознавание карбонатов.
Кремний и его соединения. Силикатная промышленность. Природные
силикаты
Решение задач на вычисление массы или объёма продукта реакции по
известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси
Обобщение и систематизация по теме «Неметаллы»
Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы».
Тема 7. Общие свойства металлов
Общая характеристика металлов. Физические свойства. Сплавы
металлов. Л. О. № 9. Знакомство с образцами металлов и сплавов
(работа с коллекциями)
Нахождение металлов в природе и общие способы их получения.
Понятие о металлургии. Вытеснение одного металла другим из раствора
соли
Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений
металлов
Щелочные металлы.
Магний. Щелочноземельные металлы. Жесткость воды и способы её
устранения.
Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия. Знакомство с
соединениями алюминия.
Железо. Нахождение в природе. Свойства железа.
Соединения железа. Знакомство с рудами железа.
Решение экспериментальных задач по теме
«Металлы и их соединения».
Обобщение и систематизация по теме «Общие свойства металлов».
Контрольная работа №3 по теме «Общие свойства металлов».
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ
Органическая химия.
Органическая химия.
Непредельные углеводороды.
Производные углеводородов. Спирты и карбоновые кислоты.
Сложные эфиры. Жиры.
Углеводы. Аминокислоты. Белки.
Итоговая контрольная работа
Понятие о высокомолекулярных веществах.
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».