Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский», утвержденной приказом МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский» от 29.08.2018 г. № 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Музыка» основное общее образование 5 – 8 класс (ФГОС ООО) Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей. В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы: 1. Личностные результаты представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. 2. Метапредметные результаты представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов. 3. Предметные результаты представлены в соответствии с группами результатов учебного предмета, раскрывают и детализируют их. Предметные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», ориентируют пользователя в том, достижение какого уровня освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускника. Критериями отбора результатов служат их значимость для решения основных задач образования на данном уровне и необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся. Иными словами, в этот блок включается круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые могут быть освоены всеми обучающихся. Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговое оценивание, которое может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфеля индивидуальных достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне ведется с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, – с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующий уровень обучения. В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этого блока, могут продемонстрировать отдельные мотивированные и способные обучающиеся. В повседневной практике преподавания цели данного блока не отрабатываются со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данном уровне обучения. Оценка достижения планируемых результатов ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Соответствующая группа результатов в тексте выделена курсивом. Задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», могут включаться в материалы итогового контроля блока «Выпускник научится». Основные цели такого включения – предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высоким (по сравнению с 2 базовым) уровнем достижений и выявить динамику роста численности наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующий уровень обучения. В ряде случаев достижение планируемых результатов этого блока целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать в виде накопленной оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки. Подобная структура представления планируемых результатов подчеркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся. Личностные результаты освоения учебного предмета «Музыка»: 1. Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к ценностям народов России и народов мира. Чувство ответственности и долга перед Родиной. 2. Ответственное отношение к учению. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. 3. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. 5. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических способностей. 6. Развитость морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, сформированность нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. 7. Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. 8. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. 9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. 3 10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 11. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоциональноценностному освоению мира, самовыражению). Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»: Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Межпредметные понятия Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. На уроках по учебному предмету «Музыка» будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего». При изучении учебного предмета «Музыка» обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: - систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; - выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); - заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. В ходе изучения учебного предмета «Музыка» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные. Регулятивные УУД 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: - анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; - идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; - выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; - ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих 4 возможностей; - формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; - обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: - определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; - обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; - определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; - выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); - выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; - составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); - определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; - описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; - планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: - определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; - систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; - отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; - оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; - находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; - работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; - устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; - сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: - определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; - анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; - свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из 5 цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; - оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; - обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; - фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет: - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; - соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; - принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; - самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; - ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; - демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности). Познавательные УУД 6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: - подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; - выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; - объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; - выделять явление из общего ряда других явлений; - определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; - строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; - строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; - излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; - самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; - вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; - объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); - выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно 6 осуществляя причинно-следственный анализ; - делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. 7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: - обозначать символом и знаком предмет и/или явление; - определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; - создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; - строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; - создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; - преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих предметную область; - переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; - строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; - строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; - анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата. 8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: - находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); - ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; - устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; - резюмировать главную идею текста; - преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); - критически оценивать содержание и форму текста. 9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет: - определять свое отношение к природной среде; - анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; - проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций; - прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора; - распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды; - выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы. 10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет: - определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; - осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; - формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; 7 - соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. Коммуникативные УУД 11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: - определять возможные роли в совместной деятельности; - играть определенную роль в совместной деятельности; - принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; - определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; - строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; - корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); - критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; - предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; - выделять общую точку зрения в дискуссии; - договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; - организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); - устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. 12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: - определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; - отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); - представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; - высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; - принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; - создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; - использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; - делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. 13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ), мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами. Обучающийся сможет: 8 - целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ, словарей и других поисковых систем; - выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; - выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; - использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; - использовать информацию с учетом этических и правовых норм; - создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»: 1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовнонравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; 2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоциональноценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов; 3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение); 4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; 5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; 6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса. В ходе изучения учебного предмета «Музыка»: Выпускник научится: Выпускник получит возможность научиться: Музыка как вид искусства • воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека; выражать своѐ отношение к искусству в целом и к музыке в частности, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой; • понимать специфику музыки и находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности самостоятельно решать актуальные творческие задачи, делиться впечатлениями о посещении концертов, спектаклей, кинофильмов, художественных выставок, оценивая их с художественно-эстетической точки зрения; писать рецензии на музыкальный материал, давать рекомендации к прослушиванию и т.д. 9 (литературой, изобразительным искусством, театром, кинематографом), различать особенности различных видов искусства; • выражать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях; способствовать формированию собственной слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального . искусства; принимать участие в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности. принимать активное участие в организации и проведении творческих музыкально-эстетических событий в жизни классного коллектива, школы, своего района, города и др., как камерных, так и масштабных. Музыкальный образ и музыкальная драматургия • осмысленно воспринимать и раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; осознавать глубокую взаимосвязь между содержанием и формой в музыкальном искусстве; определять средства музыкальной выразительности, приѐмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме еѐ воплощения; • понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства; творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в вокальном исполнении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности и т.д.; • осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую искусствоведческую деятельность для участия в выполнении и презентации актуальных творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием. • воплощать различные творческие замыслы в разнообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок, конкурсов, фестивалей и др. • заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении личной фонотеки, видеотеки, электронной библиотеки и пр., посещении концертов, театров и др. Музыка в современном мире: традиции и инновации • ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, • высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощѐнных в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; 10 называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи); • определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.); • применять информационнокоммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублѐнного понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкальнообразовательном пространстве сети Интернет. • структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников. 2. Основное содержание учебного предмета 5 КЛАСС В программе для 5 –х классов рассматриваются явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образцами других искусств - литературы (проза, поэзия), изобразительного искусства (живопись, скульптура, архитектура, графика, книжные иллюстрации), театра (опера, балет, оперетта, мюзикл, рок-опера), кино. Содержание образовательной программы раскрывается в 4-х крупных разделах – «Что стал бы с музыкой, если бы не было литературы», «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки», «Можем ли мы увидеть музыку?», «Можем ли мы услышать живопись?». Поурочный тематизм, плавно переходящий от урока к уроку, позволяет показать глубокую внутреннюю творческую и жизненную связь между всеми искусствами; помогает осознать, что искусства возникают не на пустом месте – они рождены самой жизнью. Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор пятиклассников должны расширяться. Разные искусства должны восприниматься пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит учащимся в старших классах. Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с: литературой (сказки Х.К. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот ветер, тучи нагоняя…», «музыкальная» басня Г.Малера «Похвала знатока», общие понятия для музыки и литературы – интонация, предложение, фраза); 11 изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска); историей (изучение древнегреческой мифологии – К.В. Глюк «Орфей»); мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»); русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»); природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой). 1. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы (9 часов) Искусство в нашей жизни. Что я знаю о песне? Как сложили песню? Песни без слов. Другая жизнь песни. Жанр кантаты. Музыкально-театральные жанры: опера, балет. Превращение песен в симфонические мелодии. Музыкальный материал: Локтев В. «Песня о России», Пахмутова А. «Просьба», русская народная песня «Мы пойдем погулять», Рахманинов С.В. Вокализ мелодия из концерта №3, Чайковский П.И. «Грустная песенка», Глинка М.И. «Жаворонок» (романс), Балакирев М. «Жаворонок» (пьеса-фантазия), Свиридов Г. «Поет зима, аукает» (кантата), Римский-Корсаков Н.А. «Колыбельная Волховы» (из оперы «Садко»), «Сеча при Керженце» (симфоническая картина), Хачатурян К. «Чипполино». Дополнительный материал: портреты Рахманинова С.В., Чайковского П.И., Горький А.М. «Как сложили песню» (отрывок из рассказа), Пастернак Б. «Музыка» (стихотворение). Разучивание музыкальных произведений: Локтев В. «Песня о России», Пахмутова А. «Просьба», русская народная песня «Мы пойдем погулять», Свиридов Г. «Поет зима аукает», Римский-Косаков Н.А. «Песня про татарский полон». 2. Что стало бы с литературой, если бы не было музыки (7 часов) Музыка – главный герой сказки. Почему сказки и песни о силе музыки есть у всех народов мира? Музыка иглавный герой басни. Чудо музыки в повестях К. Паустовского. «Я отдал молодежи жизнь, работу, талант» (Э. Григ). Музыка в жизни героев А. Гайдара. Музыка в кинофильмах. Музыкальный материал: Кабалевский Д.Б. «У лукоморья», Аладов Н.И. «Мелодия для скрипки», грузинская народная песня «Чела», норвежская народная песня «Волшебный смычок», Бородин А.П. «Квартет №2» (фрагмент и 3 части), Моцарт В.А. «Юпитер» (фрагмент из 2 симфонии), «Симфония №40», Григ Э. «Концерт с оркестром» (1 часть), Таривердиев М. «Маленький принц», Варламов А. «Горные вершины», Глинка М.И. «Жаворонок», Галь В. «Конь», Свиридов Г. «Тройка», Роджерс Р. «Звуки музыки», Крылатов Е. «Колокола». Дополнительный материал: Крылов И.А. «Квартет» (басня), изображения музыкальных инструментов (чонгури, балалайка, бандура, цимбалы), Тургенев И.С. «Певцы» (отрывок из рассказа), Пушкин А.С. «Руслан и Людмила» (поэма), Паустовский К.Г. «Старый повар»(отрывок из рассказа), «Корзина с еловыми шишками» (отрывок из рассказа), Гайдар А. «Судьба барабанщика» (повесть). Разучивание музыкальных произведений: Кабалевский Д.Б. «У лукоморья», норвежская народная песня «Волшебный смычок», Таривердиев М. «Маленький принц», Галь В. «Конь», Роджерс Р. «Звуки музыки». 3. Можем ли мы увидеть музыку? (10 часов) Можем ли мы увидеть музыку? Музыка передает движение. Богатырские образы в искусстве. Героические образы в искусстве. Музыкальный портрет. Картины природы в музыке. Можем ли мы увидеть музыку? Музыкальный материал: Белый В. «Орленок», Римский корсаков Н.А. «Три чуда», Листов К. «Песня о тачанке», Крылатов Е. «Крылатые качели», Бородин А.П. «Богатырская симфония»(фрагмент «Спящая княжна»), шведская народная песня «Три парня», Бетховен Л. 12 «Кориолан» (увертюра), Прокофьев С.С. «Александр Невский» (кантата), «Вставайте люди русские» (хор), Никитин С. «Песня о маленьком трубаче», Мусоргский М.П. «Песня Варлаама» (из оперы Борис Годунов), «Сиротка», «Баба Яга», (из цикла «Картинки с выставки»), «Расвет на Москва-реке» (из оперы Хованщина), Струве Г. «Музыка», Прокофьев «Ария Кутузова», «Вальс» (из оперы Война и мир), «Глинка М.И. «Ария Сусанина» (из оперы Иван Сусанин), «Рондо Фарлафа» (из оперы Руслан и Людмила), Григ Э. «Утро», Баснер В. «С чего начинается Родина». Дополнительный материал: Врубель М. «Царевна-Лебедь» (репродукция картины), Головницкий Л.М. «Орленок» (скульптура), Греков М.Б. «Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед» (репродукция картины), Васнецов В.М. «Три богатыря» (репродукция картины), Глазунов И. «Два князя» (репродукция картины), Корин П. «Александр Невский» (репродукция картины), Репин И. «Протодьякон» (репродукция картины), Перов В.Е. «Чаепитие в Мытищах» (репродукция картины), Гартман В. «Часы с кукушкой», Репин И. «Портрет М.П. Мусоргского» (репродукции картин),Толстой Л.Н. «Война и мир», Суриков В.И. «Утро стрелецкой казни» (репродукция картины). Разучивание музыкальных произведений: Крылатов Е. «Крылатые качели», Никитин С. «Песня о маленьком трубаче», Струве Г. «Музыка», Прокофьев С.С. «Ария Кутузова», 4. Можем ли мы услышать живопись? (8 часов) Можем ли мы услышать живопись? Музыкальные краски. Музыкальная живопись и живописная музыка. Настроение картины и музыки. Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины. Вечная тема в искусстве. Взаимосвязь музыки литературы и изобразительного искусства. Музыкальный материал: Рахманинов С.В. «прелюдия соль диез минор и соль мажор», «Всенощное бдение», «Богородице Дево, радуйся», Покрасс Д. «Марш Буденного», Равель М. «Хабанера», Френкель Я. «Погоня», Дебюсси К. «Ноктюрн» (2 пьеса), «Празднества», «Лунный свет», Журбин А. «Планета детства», русская народная песня «Вечерний звон», Стравинский И. «Петрушка» (фрагменты балета), Шуберт Ф. «Аве Мария». Дополнительный материал: Грабарь Э. «Февральская лазурь», Степанов «Цугом» (репродукции картин), Пушкин А.С. «Зимняя дорога», «Зимнее утро» (отрывки), Греков М. «Трубачи Первой Конной» (Репродукция картины), Коровин К. «Бульвар Капуцинов», Моне К. , Коро К. (репродукции картин), Левитан И. «Вечерний звон» (репродукция картины), Кустодиев Б. «Масленица» (репродукция картины), Рафаэль «Сикстинская мадонна» (репродукция картины), «Покров Богородицы» (репродукция иконы). Разучивание музыкальных произведений: Баснер В. «С чего начинается Родина?», Френкель Я. «Погоня», Журбин А. «Планета детства». 6 КЛАСС В отличие от предыдущего класса, представляющего попытку построения стройной картины содружества искусств, программа 6 класса обращена главным образом к музыке, её специфике, воплощенной в средствах музыкальной выразительности. Ритм, мелодия, гармония, полифонические жанры и приемы, фактура, тембры, динамика предстают не просто как средства музыкального языка, но и как выразители многообразного мира чувств, настроений и характеров. Все вопросы, отраженные в программе и УМК для 6 класса, нацелены на выявление природы музыкальной выразительности, её смысла, тайны воздействия на человека. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании. В 6 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «В чём сила музыки», которая раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка души», «Как создаётся музыкальное произведение». С первых уроков школьники слышат даже в самом простом произведении небольшую частичку жизни, постепенно проникаясь сознанием того, что музыка может воплощать всё, что связано с человеком: выражает его 13 чувства, мысли, изображает характер, поступки. На уроках происходит обогащение учеников жизненным содержанием музыки, помогает осознать, в чём её сила, какая бывает музыка. Накапливая знания и расширяя музыкальные впечатления, к концу учебного года ученики приходят к выводу: «Сила воздействия музыки определяется двумя качествами: красотой и правдой, воплощенными композиторами с помощью средств художественной выразительности». Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника. Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен, музыки кино. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 6 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор шестиклассников должны расширяться. Впервые в 6 классе применяется метод сравнения. 1. «Тысяча миров» музыки (13 часов). В чем сила музыки. Наш вечный спутник. Музыка – душа времени. Мелодии, звучавшие много веков назад. Какой бывает музыка. Музыка - огромная сила, способная преображать окружающую жизнь. Созидательная сила музыки. Проблема добра и зла, горя и радости в музыке. Устремление музыки – только ввысь, только к свету. Музыкальный материал: Штраус И. «Триктрак» (полька), Рахманинов С.В. «Прелюдия соль минор», Струве Г. «Школьный корабль», «Музыка всегда с тобой», «Спасибо вам, учителя», «С нами друг», Матвеев М. «Матушка, что во поле пыльно», Брель Ж. «Вальс», Иванов В. «Песня о дружбе», Островский А. «Мальчишки и девчонки», Чайковский П.И. «Сентиментальный вальс», «Симфония №6», Шопен Ф. «Блестящий вальс №14», Глюк «Мелодия», «Орфей и Эвридика», русская народная песня «Светит месяц», Мусоргский М.П. «Старый замок», Молчанов К. «А зори здесь тихие» (тема труб), Дебюсси К. «Сирены» (из симфонического цикла «Ноктюрны»), Бетховен Л. «Симфония №9» (фрагменты), «Симфония №5», Прокофьев С.С. «Опера Повесть о настоящем человеке», «Кантата Александр Невский». Дополнительный материал: Федотов П.А. «Сватовство майора», Пукирев В.В. «Неравный брак» (репродукции картин), Врубель М. «Пан» (репродукция полотен древней живописи), Нестеров М.В. «Портрет хирурга С.С. Юдина» (репродукция картины). Разучивание произведений: Струве Г. «Школьный корабль», «Спасибо вам, учителя», «С нами друг», Островский А. «Мальчишки и девчонки». 2. Из чего «сделана музыка?» (19 часов). «Музыка должна высекать огонь из души человеческой». Единство сторон музыкального произведения. Подвиг, воплощенный в музыке. Ритм – основа музыки. О чем рассказывает музыкальный ритм? Мелодия – душа музыки. Звук, который выражает слово. Звуки музыки организуются по законам гармонии. Эмоциональный мир полифонии. Единство содержания и формы – красота музыки. Фактура – способ изложения музыкального материала. «Недаром помнит вся Россия…» Музыкальные тембры. Песни, звавшие на подвиг. Музыкальная динамика. Музыкальный материал: Сигер П. «Песня о молоте», Шостакович Д. «Симфония №7, №8», Бетховен Л. «Аппассионата», «Эгмонт», Мигули В. «Песня о солдате», Шуберт Ф. «Серенада», Раухвергер М. «Снежная королева», Моцарт В.А. «Маленькая ночная серенада», 14 «Реквием Лакримоза», Чайковский П.И. «Па-де-де» (из балета «Щелкунчик»), Крылатов Е. «Прекрасное далеко», Салманов В. «Увели нашу подружку» (4 часть концерта для смешанного хора «Лебедушка»), Сен-Санс «Лебедь», Струве Г. «Музыка», Мартынов Е. «Лебединая верность». Бах И.С. «Фуга соль минор», «Весенняя песня», «Вариация 21» (фрагмент), Рахманинов С.В. «Весенние воды», Морозов А. «Малиновый звон», русская народная песня «Бородино», Хренников Т. «Давным - давно», «Гусарская песня», народная песня «Русь в огне да в полыме!..», Глинка Ф. «Похвалялся вор - французик», «Военная песнь», Беранже П-Ж. «Старый капрал», Тухманов Д. «День Победы», Новиков А. «Дороги», Алексадров А.В. «Священная война». Дополнительный материал: Портреты композиторов. Разучивание произведений: Сигер П. «Все преодолеем», Теодоракис М. «Я – фронт», Мигули В. «Песня о солдате», Крылатов Е. «Прекрасное далеко», Струве Г. «Музыка», Бах И.С. «Весенняя песня», Морозов А. «Малиновый звон», Хренников Т. «Давным - давно», русская народная песня «Бородино», Соловьев – Седой В.П. «Соловьи», Пахмутова А. «Песня – сказ о Мамаевом кургане». 3. Чудесная тайна музыки (2 часа). В чем сила музыки? «Чудесное» в стране музыки. Какой мир музыки мы открыли для себя. Музыкальный материал: фрагменты произведений, звучавших в течение года, песни, исполняемые на уроках, презентации музыкальных произведений (по выбору учащихся). Дополнительный материал: Задания к викторинам, конкурсам, кроссвордам, самостоятельным работам по музыке. 7 КЛАСС В 7 классе в соответствии с предложенной программой раскрывается содержание в двух крупных разделах – «Музыкальный образ. Музыкальная драматургия», Тема года: «Содержание и форма в музыке». С первых уроков школьники слышат даже в самом простом произведении небольшую частичку жизни, постепенно проникаясь сознанием того, что музыка может воплощать всё, что связано с человеком: выражает его чувства, мысли, изображает характер, поступки. На уроках происходит обогащение учеников жизненным содержанием музыки, помогает осознать, в чём её сила, какая бывает музыка. В уроки включены проблемно-творческие задания, предлагается ассоциативный ряд художественных произведений, созвучный данному фрагменту (произведению). Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника. Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен, музыки кино. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 7 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор семиклассников должны расширяться. 1. Музыкальный образ (16 часов). Музыкальный образ. Песенно – хоровой образ России. Образное богатство в музыке. Образ покоя и тишины. Образ света и истины, битвы за жизнь на земле против войны. Образы борьбы и победы, бессмертия и непобедимости, Образы боевого духа, гнева и борьбы. Подвиг, воплощенный в музыке. Музыка может выражать, изображать, рассказывать. Драматический образ. Образ мечты и надежды. Образ одиночества и отчаяния. 15 Образ великого пробуждения народов, героики и вдохновенной мысли. Целостность образа поэзии и жизни. М. Равель, «Болеро». Образ народного танца. Музыка отражает жизнь. Многокрасочные образы – сцены народной жизни. Образ прославления молодых порывов: «И песней боремся за мир». Изобразительность в музыке. Романтичные образы. Разнообразие музыкальных образов. Образ грусти. Музыкальный материал: русская народная песня «Милый мой хоровод», «Барыня», Шаинский В. «Уголок России», Рахманинов С.В. «Островок», Молчанов К. «Песня туристов», Новиков А. «Дороги», «Баллада о солдате», «Гимн демократической молодежи мира»Окуджава Б. «До свидания, мальчики», Прокофьев С.С. «Ария Кутузова», «Вальс Наташи» (из оперы «Война и Мир»), Шостакович Д. «Симфония №7», Глинка М.И. «Ария Сусанина» (из оперы «Иван Сусанин»), Шуберт Ф. «Лесной царь», «Серенада», «Шарманщик», Скрябин А.Н. «Прелюдия №4», Шопен Ф. «Прелюдия №20», «Вальс №6, 7», Бетховен Л. «Эгмонт», «Симфония №5», «Песня Клерхен», Равель М. «Болеро», Лист Ф. «Рапсодия №2», Сигер П. «Песня о молоте», Бах И.С. «Органная фуга ля минор», «Песня о Рождестве», Сибелиус Я. «Грустный вальс». Дополнительный материал: Рахманинов С.В., Молчанов К., Новиков А., Прокофьев С.С., Глинка М.И., Шуберт Ф., Бетховен Л., Шопен Ф., Бах И.С. (портреты композиторов), Толстой Л.Н. «Война и Мир» (роман), Гойи Ф. «Расстрел повстанцев» (репродукция картины), Давид Л. «Клятва Горациев», Делакруа Э. «Свобода на баррикадах» (репродукции картин), Задания к викторинам, кроссвордам, головоломкам по музыке. Разучивание произведений: русская народная песня «Милый мой хоровод», Окуджава Б. «До свидания, мальчики», Новиков А. «Дороги», Молчанов К. «Песня туристов», Бетховен Л. «Песня Клерхен», Галь В. «Давайте дружить», Пахмутова А. «Звездопад», Бах И.С. «Песня о Рождестве». 2. Музыкальная драматургия (18 часов). Проявление музыкального содержания в музыкальных образах; их возникновение, развитие и взаимодействие. Образное богатство – основа развития музыкального произведения. Сказочность в музыке. Жизнь музыкальных образов. Только музыка способна выразить невыразимое. Музыкальные драматические образы: столкновения, противоречия, конфликты. Воплощение большого жизненного содержания в эпических музыкальных образах; их сложность и многоплановость. Могучая красота и мужественная сила образов в одном произведении. Сонатная форма. Противостояние музыкальных образов в одном произведении. Драматургия контрастных сопоставлений. Интонационное единство балета (оперы). Столкновение двух образов – основа драматургии «Симфонии №7» Д. Шостаковича. «А значит, нам нужна одна победа! Одна на всех, мы за ценой не постоим». Жизненное содержание и форма музыкальных произведений. Жизнь полонеза. Музыкальный материал: Дубравин Я. «Песни наших отцов», Глинка М.И. «Увертюра «Руслан и Людмила»», Тактакишвили О. «Сегодня умер Руставели», Бетховен Л. «Эгмонт», Высоцкий В. «Звезды», Римский –Корсаков Н.А. «Сеча при Керженце», русская народная историческая песня «Песня про татарский полон», Э. Григ «Соната для виолончели и фортепиано», Чюрленис М. «Соната моря», Прокофьев С.С. «Ромео и Джульетта», «Золушка»,Чайковский П.И. увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта», Лист Ф. «Рапсодия №2», Эшпай А. «Венгерские напевы», Тухманов Д. «День победы», Д. Шостакович «Симфония №7», Захлевный Л. «Победа»,Александров А. «Священная война», Мурадели В. «Бухенвальдский набат», Шапорин Ю.А. кантата «Доколе коршуну кружить», Моцарт В.А. «Симфония №40», Егоров В. «Облака». Дополнительный материал: Глинка М.И., Э. Григ, (Портреты композиторов), иллюстрации к опере «Руслан и Людмила», Руставели Ш. «Поэма Витязь в тигровой шкуре», иллюстрации к балету, стихи, репродукции, посвященные Дню Победы. 16 Разучивание произведений: Дубравин Я. «Песни наших отцов», «Сочинение о весне», Высоцкий В. «Звезда», «Песня про татарский полон», Дубравин Я. «Сочинение о весне», Тухманов Д. «День победы», Егоров В. «Облака». 8 класс Содержание Раздел 1.. Классика и современность (17 ч) Музыка как вид искусства. Русская музыка XIX— XXI вв. Зарубежная музыка XIX—XXI вв. Современная музыкальная жизнь. Значение музыки в жизни человека Примерный перечень музыкального материала Князь Игорь. Опера (Солнцу красному слава! Сцена затмения. Ария князя Игоря. Половецкие пляски с хором. Плач Ярославны. Улетай на крыльях ветра). А. Бородин. Ярославна (≪Хореографические размышления в трёх действиях по мотивам≪Слова о полку Игореве≫)(Вступление«Стон Русской Земли». Первая битва с половцами. Вежи половецкие. Стрелы. Плач Ярославны. Молитва).Балет.Б. Тищенко. Преступление и наказание. Рокоперапо одноимённому роману Ф. Достоевского(Интродукция. Баллада Шарманщика. Толпа и очередь к старухе-процентщице. Соня у старухи-процентщицы. Раскольников: «Не все на свете люди — муравьи!» Монолог Раскольникова. Соня: «Бедный ты мой…» Родион: «Что со мной?..» Притча о Лазаре и комментарий шарманщиков. Родион: «Меня сжигает вечный пыл…»). Э. Артемьев. Память. Из мюзикла ≪Кошки≫. Э. Л. Уэббер. Дуэт Призрака и Кристины. Из мюзикла ≪Призрак оперы≫. Э. Л. Уэббер. Мария. Песня Тонииз мюзикла ≪Вестсайдская история≫. Л. Бернстайн. Belle (Красавица). Измюзикла ≪Собор Парижской Богоматери≫. Р. Коччианте. Мой верный лучшийдруг. Из мюзикла ≪Чикаго≫. Дж. Кандер. Ромео и Джульетта: от ненависти до любви. Мюзикл. Ж. Пресгурвик(Вступление. Верона. Любовь. Счастье). Д. Кабалевский. Ромео и Джульетта. Музыкальныезарисовки для большого симфонического оркестра. (Утро в Вероне. Шествие гостей. Ромео и Джульетта (Лирический танец.) Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена. Э. Григ (Утро. Смерть Озе. Танец Анитры. В пещере горного короля. Жалоба Ингрид. Арабский танец. Возвращение Пера Гюнта. Песня Сольвейг). Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю≪Ревизская сказка≫ по Н. Гоголю. (Увертюра. Детство Чичикова. Шинель. Чиновники. Бал.)А. Шнитке. Время, вперёд! Из сюиты к одноимённому кинофильму. Г. Свиридов. Вальс. Из кинофильма ≪Мой ласковый и нежный зверь≫. Е. Дога. Моя Москва. Изкинофильма≪В шесть часов вечера послевойны≫. И. Дунаевский, слова М. Лисянского и С. Аграняна. Властелин колец.Музыка к одноимённому фильму (Величие.Это может быть). Г. Шор. Фрески Софии Киевской (Музыкант). Концертная симфония для арфы с оркестром. В. Кикта. Перезвоны (Вечерняя).По прочтении В. Шукшина. Хороваясимфония-действо. В. Гаврилин. Симфония № 2 (Андрей Рублёв) (фрагмент). О. Янченко. Концерт-симфония (фрагмент). Т. Смирнова. Симфония- сюита № 2 (Из русской старины) (фрагмент). Ю. Буцко. Симфония (Хроника блокады) (фрагмент). Б. Тищенко. Симфония № 8 («Неоконченная»). 1-ячасть. Ф. Шуберт. Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга. Аве Мария.Ф. Шуберт, слова В. Скотта. Форель.Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта. Леснойцарь. Ф. Шуберт, слова И. В. Гёте. Симфония № 5 (фрагменты). П. Чайковский. Симфония № 1 («Классическая») (фрагменты). С. Прокофьев. Песни современных композиторов: Молитва Франсуа Вийона. Слова и музыкаБ. Окуджавы. Моцарт. Слова и музыка Б. Окуджавы. Будь со мною (молитва). Е. Крылатов, слова Ю. Энтина. Песняо друге. Из кинофильма ≪Путь к причалу≫. А. Петров, слова Г. Поженяна. Прощальный вальс. Из кинофильма ≪Розыгрыш≫. А. Флярковский, словаА. Дидурова. Гляжу в озёра синие… Изтелефильма ≪Тени исчезают в полдень≫. Л. Афанасьев, слова И. Шаферана. Город золотой (из репертуара группы ≪Аквариум≫). Мелодия Ф. диМилано в обр. Б. Гребенщикова. Дорога. Из кинофильма ≪Никколо Паганини≫. С. Баневич, слова Т. Калининой. Музыка для всех. В. Раинчик, слова В. Некляева. Песня онадежде. Из телефильма≪Не покидай≫. Е. Крылатов, слова Л. Дербенёва. 17 Тымне веришь? Из кинофильма ≪Большоекосмическое путешествие≫. А. Рыбников, слова И. Кохановского. Всё пройдёт. Из телефильма≪Куда он денется≫. М. Дунаевский, слова Л. Дербенёва. Облака. Играет Бах. Слова и музыка В. Егорова. Берёзы. И. Матвиенко, слова М. Андреева (из репертуара группы ≪Любэ≫). Произведения изобразительного искусства Галина Уланова. Е. Янсон-Манизер. Князь Игорь. Фрагмент. И. Глазунов. Эскизы костюмов половцев к опере≪Князь Игорь≫ А. Бородина. Ф. Федоровский. Эскизы костюмов половцев копере≪Князь Игорь≫ А. Бородина. К. Коровин. Ожидание. К. Васильев. После побоища Игоря Святославича с половцами. В. Васнецов. Слово о полку Игореве. Фрагмент росписи ларца. Палех. А. Котухина. Свияжск. Фрагмент. К. Васильев. Плач Ярославны. Фрагмент. В. Фаворский. Проводы войск. Фрагмент. И. Глазунов. Ромео и Джульетта. С. Бродский. Похороны Джульетты. Ваннутелли. Сцена из спектакля ≪Ромео и Джульетта≫Театра им. Е. Вахтангова. 1956 г. Домик Сольвейг. Н. Рерих. Мельница. Н. Рерих. Театральная программа к спектаклю≪Мёртвые души≫. Фрагменты. Л. Непомнящий. Памятник Н. В. Гоголю. Модель. Н. Андреев. Мёртвые души. Губернский Олимп (чиновники губернского города NN).П. Боклевский. Мёртвые души. В губернской канцелярии. А. Агин. Шинель. В департаменте. Кукрыниксы. Мёртвые души. Чичиков на балу у губернатора. А. Агин.Шубертовский вечер в доме И. фонШпауна. Шуберт зафортепиано. Гравюра. М. фон Швинд.Записная книжка Чайковского с набросками Симфонии № 5. Золотая осень. И. Бродский Раздел 2. Традиции и новаторство в музыке (17 ч) Музыка как вид искусства. Зарубежная и русская музыка XVIII—XIX вв. Современная музыкальная жизнь. Народное музыкальное творчество. Значение музыки в жизни человека Примерный перечень музыкального материала Порги и Бесс. Опера (Вступление. БлюзДжамбо Брауна. Колыбельная Клары. Песня Порги. Дуэт Порги и Бесс. Хор ≪Я не могу усидеть≫. Песни Спортинг Лайфа. Молитва Сирены. Финальная сцена).Дж. Гершвин. Кармен. Опера (Увертюра. Хабанера. Сегедилья. Антракт ко 2-му действию Цыганская песня и пляска Кармен. Антракт к 3-му действию. Сцена гадания Кармен.Заключительная сцена). Ж. Бизе. Кармен-сюита. Балет( Вступление. Танец. Первое интермеццо. Развод караула. Выход Кармен и Хабанера. Сцена. Второе интермеццо. Болеро. Тореро. Дуэт Тореро и Кармен. Адажио.Сцена гадания. Финал). Р. Щедрин. Мюзиклы русских и зарубежных композиторов (фрагменты): Кошки. Э. Л. Уэббер.Иисус Христос — суперзвезда. Э. Л. Уэббер. Призрак оперы. Э. Л. Уэббер. СоборПарижской Богоматери. Р. Коччианте.Юнона и Авось. А. Рыбников. Орфей и Эвридика. А. Журбин. Поющие под дождём. Н. Х. Браун. Современные обработки классической музыки(Д. Тухманов, В. Зинчук,Р. Коннифф, П. Мориа, SwinglSingers, IlDivo, Ю. Чичеро, В. Мэй и др.).Симфония № 7 (≪Ленинградская≫) (фрагменты). Д. Шостакович.Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина. Любовь святая. Из музыки кспектаклю ≪Царь Фёдор Иоаннович≫.≪Песнопения и молитвы≫. Хоровой цикл(фрагменты). Г. Свиридов.Фрески Дионисия. Для камерного оркестра. Р. Щедрин. Гейлигенштадтскоезавещание Бетховена. Симфоническийфрагмент для оркестра. Р. Щедрин. Песни современных композиторов: Музыка. Слова и музыка М. Володина. Баллада о красках. Я. Френкель, слова Р. Рождественского. Счастья тебе, Земля! Ю. Саульский, слова В. Завальнюка. Школьный романс. Е. Крылатов,слова В. Просторновой. Романс о гитаре. Б. Кравченко, слова А. Белинского._ Люди идут по свету. Н. Ченборисов, слова И. Сидоровой. О Грине и Григе. Слова и музыка А. Загот. Белые тихиевьюги. Слова и музыка С. Никитина. Куда уходит детство. Из кинофильма≪Фантазии Веснухина≫. А. Зацепин, слова Л. Дербенёва. Берёзы. И. Матвиенко, слова М. Андреева. Позови меня тихопо имени. И. 18 Матвиенко, слова А. Пеленягре. Песни-притчи. Слова и музыкаС. Копыловой. Песни иеромонаха Романа. Песня о звёздах. Слова и музыкаВ. Высоцкого. Литературные произведения Письмо к Богу неизвестного солдата. Стихи русских поэтов: Вечер ясен и тих. И. Никитин. Легенда. А. Плещеев. Молитва. К. Романов. Ещё те звёзды не погасли… К. Фофанов. Любить. Молиться. Петь… П. Вяземский. Мадонна. А. Майков. Жизнь. А. Апухтин. Гейлигенштадтское завещание (фрагмент). Л. Бетховен. Произведения изобразительного искусства Эскизы костюмов Хозе и Кармен. А. Головин. Испания. Фрагмент. М. Врубель. Эскиз декорации к балету «Кармен сюита». Б. Мессерер_ Испанский танец в Мулен Руж. Д. Больдини. Война с Германией. П. Филонов. Портрет Шостаковича. Фрагмент. П. Вильямс. Спас. Звенигородский чин. А. Рублёв. Богоматерь. Икона. Благовещенский собор Московского Кремля. Фрагмент. Ф. Грек. Иверская икона Божией Матери. Казанская икона Божией Матери. Владимирская икона Божией Матери. Николай Чудотворец. Церковь Рождества Богородицы, Ферапонтов монастырь. Фреска. Дионисий. Спас Вседержитель. Церковь Святителя Николая Чудотворца в с. Аксиньине. Ф. Грек. Спас Вседержитель. Церковь СпасаПреображения. Новгород. Фреска. Памятник Г. Свиридову. Курск. Н. Криволапов и И. Минин. Спас Нерукотворный. Икона. О Тебе радуется. Икона. Фрески церкви Рождества Богородицы. Ферапонтов монастырь. Дионисий 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы 5 класс № Разделы и темы уроков Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? 1. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Колич ество уроков 9 Искусство в нашей жизни 1 Что я знаю о песне? 1 Как сложили песню? 1 Песни без слов 1 Другая жизнь песни 1 Жанр кантаты 1 Опер 1 Балет 1 Превращение песен в симфонические мелодии. 1 Обобщение по теме «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? 7 Музыка – главный герой сказки 1 Почему сказки и песни о силе музыки есть у всех народов мира? 1 Музыка – главный герой басни 1 Чудо музыки в повестях К. Паустовского 1 «Я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Э. Григ » 1 Музыка в жизни А.П. Гайдара 1 Музыка в кинофильмах 1 «Можем ли мы увидеть музыку?» 8 Можем ли мы увидеть музыку? 1 Музыка передает движение 1 Богатырские образы в искусстве 1 19 20 21- 24 25 26 27 28 29-30 31 32 33 34 Героические образы в искусстве Музыкальный портрет Картины природы в музыке Можем ли мы увидеть музыку? «Можем ли мы услышать живопись?» Можем ли мы услышать живопись? Музыкальные краски Музыкальная живопись и живописная музыка Настроение картины и музыки Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины Вечная тема искусства Заключительный урок «Взаимосвязь музыки, живописи и литературы» Итого № п/п 1. Вводная тема. В чём сила музыки 2-4 5-6 7-8 9 1012 13 1415 1618 1921 2223 2426 2728 2930 3132 33 34 6 класс Разделы и темы уроков «Тысяча миров» музыки Наш вечный спутник. Музыка – душа времени. Мелодии, звучавшие много веков назад. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 Количество уроков 1 10 1 2 Какой бывает музыка. Музыка – огромная сила, способная преображать 2 окружающую жизнь Какой бывает музыка. Созидательная сила музыки 1 добра Проблема и зла, горя и радости в музыке 2 Устремление музыки только ввысь, только к свету Из чего «сделана музыка» «Музыка должна высекать огонь из души человеческой». Единство музыкального произведения. Подвиг, воплощенный в музыке. Ритм – основа музыки. О чем рассказывает музыкальный ритм Мелодия – душа музыки 1 16 2 2 2 Звук, который выражает слово. Звуки музыки организуются по законам 2 гармонии Эмоциональный мир полифонии 2 Единство содержания и формы – красота музыки. Фактура – способ 2 изложения музыкального материала «Недаром помнит вся Россия…» Музыкальные тембры. 2 Музыкальная динамика. Песни, звавшие на подвиг 2 «Чудесная тайна музыки» В чём сила музыка? 1 «Чудесное» в сфере музыки. Какой мир музыки мы открыли для себя. 1 2 20 Обобщение Итого: 34 часа 7 класс № урока Тема урока Тип урока «Музыкальный образ» 1. 2 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 1416 17. 18. 19. 20. 21. 22. 2324 25. 2627 28. 29. 30. 3132 Музыкальный образ. Песенно-хоровой образ России Образное богатство в музыке. Образ покоя и тишины. Образ света, истины, битвы за жизнь на земле против войны Образы борьбы и победы, бессмертия и непобедимости Образы боевого духа, гнева и борьбы, подвиг, воплощенный в музыке Музыка может выражать, изображать, рассказывать. Драматический образ Образ мечты и надежды Образ одиночества и отчаяния Образ великого пробуждения народов, героики и вдохновенной мысли Целостность образа поэзии ижизни. М. Равель «Болеро». Образ народного танца. Музыка отражает жизнь. многокрасочные образы –сцены народной жизни. Образ прославления молодых порывов: «И Урок изучения нового материала. Повторение пройденного, песней боремся за мир» Изобразительность в музыке. Романтичные образы Разнообразие музыкальных образов. Образ грусти «Музыкальная драматургия» Проявление музыкального в музыкальных образах; их возникновение, развитие и взаимодействие. Образное богатство – основа развития музыкального произведения. Сказочность в музыке Жизнь музыкальных образов Только музыка способна выразить невыразимое Музыкальные драматические образы: столкновения, противоречия, конфликты Воплощение большого жизненного содержания в эпических музыкальных образах; их сложность и многоплановость Могучая красота и мужественная сила образов в одном произведении Сонатная форма Противостояние музыкальных образов в одном произведении 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 18 1 1 1 1 1 1 2 1 2 Драматургия контрастных сопоставлений Интонационное единство балета (Оперы) 1 Столкновение двух образов – основа драматургии «Симфонии №7» Д. 1 Шостаковича А значит, нам нужна одна победа! Одна на всех, мы за ценой не 2 постоим 21 33- Жизненное содержание и форма музыкального произведения. 34 Обобщение (Заключительный урок). Итого: № урока 2 8 класс Наименование разделов 34 Кол-во часов 1 2-3 Раздел 1. Классика и современность (17 ч) Классика в нашей жизни В музыкальном театре. Опера. 17 1 2 4 5-8 В музыкальном театре. Балет В музыкальном театре. Мюзикл. Рок- опера. 1 4 9-12 13 14-16 17 Музыка к драматическому спектаклю. Музыка в кино В концертном зале. Симфония. Обобщающий урок Раздел 2. Традиции и новаторство в музыке (17ч) 4 1 3 1 17 18-19 Музыканты — извечные маги. И снова в музыкальном театре 2 20-22 23-25 Портреты великих исполнителей.Елена Образцова Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая 3 3 26-27 Современный музыкальный театр 2 28-30 31 32 33-34 В концертном зале Музыка в храмовом синтезе искусств. Неизвестный Г.Свиридов: песнопения и молитвы Музыкальные завещания потомкам («Гейлигенштадтское завещание Л. Бетховена».Р. Щедрин) Всего: 3 1 1 2 34 22