Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Полевского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа п.Зюзельский»
(МБОУ ПГО «СОШ п.Зюзельский»)
_________________________________________________________________________
Утверждаю:
Директор МБОУ ПГО
«СОШ п.Зюзельский»
______________Е.С. Мустафина
« 15» декабря 2020г.
ПОЛОЖЕНИЕ
Об организации образовательного процесса с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
в МБОУ ПГО «СОШ п.Зюзельский»
I. Общие положения
1. Настоящее положение устанавливает цели, порядок применения и реализации в МБОУ
ПГО «СОШ п.Зюзельский» (ДалееОбразовательная организация) общеобразовательных
программ с применением электронного обучения идистанционных образовательных
технологий.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Федеральнымзаконом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской
Федерации»,
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Обутверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющимиобразовательную
деятельность,
электронного
обучения, дистанционныхобразовательных технологий при реализации образовательных
программ»,
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2020 № 103 “Об
утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных
программ
среднего
профессионального
образования
и
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий”(Зарегистрирован 19.03.2020 № 57788)
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. N ГД-39/04 “О направлении
методических рекомендаций”
-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373(с изменениями
и дополнениями);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897(с изменениями
и дополнениями);
- СанПиН «Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным
машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03»
- СанПиН 2.4.2.2821 – 10"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от30.08.2013 г. №
1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществленияобразовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам–образовательным
программам начального общего, основного общего образования";
- Уставом и другими локальными актами «МБОУ ПГО «СОШ п.Зюзельский».
1.3.Система дистанционного обучения в «МБОУ ПГО «СОШ п.Зюзельский» реализует
общеобразовательные программы начального общего, основногообщего образования, на
основеиспользования
технологий
дистанционного
обучения
для
всех
категорийобучающихся
независимо
от
места
их
проживания,
возраста,
социальногопроисхождения и состояния здоровья.
1.4. В настоящем Положении используются следующие понятия:
1.4.1.Электронное обучение (ЭО) - организация образовательнойдеятельности с
применением содержащейся в базах данных и используемойпри реализации
образовательных
программ
информации
и
обеспечивающихее
обработку
информационных технологий, технических средств, а такжеинформационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу полиниям связи указанной
информации, взаимодействие обучающихся ипедагогических работников.
1.4.2.Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) -образовательные технологии,
реализуемые в основном с применениеминформационных и телекоммуникационных
технологий
приопосредованном
(на
расстоянии)
или
не
полностью
опосредованномвзаимодействии обучающегося и педагогического работника.
1.5. Образовательная организация вправе использовать ЭО и ДОТ при всех
предусмотренных законодательством РФ формах получения общего образования или при
их сочетании, при проведении различных видов учебных учебных, лабораторных и
практических занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.
Образовательные
программы
могут
реализовываться
в
смешанном
(комбинированном) режиме – в зависимости от специфики образовательных задач и
представления учебного материала. Соотношение объема проведённых часов,
лабораторных и практических занятий с использованием ЭО и ДОТ или путем
непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся
определяется школой в соответствии с образовательными программами с учетом
потребностей обучающегося и условий осуществления образовательной деятельности.
ЭО и ДОТ могут использоваться при непосредственном взаимодействии
педагогического работника обучающимися для решения задач персонализации
образовательного процесса.
1.6. Образовательная организация доводит до участников образовательных
отношений информация о реализации образовательных программ или их частей с
применением ЭО и ДОТ, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
1.7. ЭО и ДОТ обеспечиваютсяприменением совокупности образовательных
технологий, при которых частично опосредованное или полностью опосредованном
взаимодействии обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их
нахождения и распределение во времени на основе педагогически организованный в
технологии обучения.
1.8. Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются:
- платформа «Дневник.ру»;
- образовательные онлайн – платформы;
- цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах;
- видеоконференции;
- вебинары;
- skype - общение;
- электронная почта;
- облачные сервисы;
- электронные носители мультимедийных приложений к учебникам;
- электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об
образовательной деятельности.
1.9.Формы ЭО и ДОТ, используемые в образовательном процессе. В обучение с
применением ЭО и ДОТ используются следующие организационные формы учебной
деятельности:
- чат – занятия – учебные занятия, осществляемые с использованием чат-технологий.
Чат – технологии проводят синхронно, т.е. все участники имеют одновременный доступ к
чату.
- веб – занятия – дистанционные уроки, конференции, лекции, семинары, деловые
игры, лабораторные работы, контрольная работа, практикумы и др. формы учебных
занятий. Проводимых с помощью средств коммуникаций и других возможностей
Интернета.
- консультации – форма индивидуального взаимодействия преподавателя с
обучающимися (могутбыть on-lineи заочными off-line),в том числе по телефону;
- организация переписки через электронную почту с целью индивидуального и
группового общения;
-самостоятельное изучение учебного материала. Самостоятельное изучение
материала составляет основу дистанционного обучения. Время на самостоятельное
изучение учебного материала определяется программой обучения с использованием
дистанционных образовательных технологий.
- Самостоятельная внеаудиторная работа;
- Научно-исследовательская работа.
- Проектная работа.
1.10. Самостоятельная работа обучающихся может включать следующие
организационные формы (элементы) электронного и дистанционного обучения:
- работа с электронным учебником;
- просмотр видеолекций;
- прослушивание аудиоматериала;
- компьютерное тестирование;
- изучение печатных и других учебных и методических материалов.
1.11. Сопровождение предметных дистанционных курсов может осуществляться в
следующих режимах:
- Тестирование онлайн;
- Консультация онлайн;
- Предоставление методических материалов;
- Сопровождение оff- line(проверка тестов, контрольных работ, различные виды
текущего контроля и промежуточной аттестации);
2. Цели и задачи.
2.1. Основной целью использования электронного обучения и дистанционных
образовательных технология является предоставление обучающимися возможности
освоения программ общего образования непосредственно по месту жительства или его
временного пребывания (нахождение), а также предоставление условий для обучения с
учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и
состояния здоровья обучающихся, обучение по индивидуальному учебному плану при
закрепление материала, освоение новых тем по предметам и выполнении внеаудиторной
самостоятельной работы.
2.2. 2. Обучение с использованием дистанционных образовательныхтехнологий – одна из
форм организации учебного процесса, котораянаправлена на решение следующих задач:
- предоставление равного доступа к полноценному образованию разнымкатегориям
обучающихся в соответствии с их способностями,индивидуальными склонностями и
потребностями;
- обеспечение обучающимся возможности выстраиванияиндивидуальной образовательной
траектории;
- формирование способности к самостоятельной познавательнойдеятельности
обучающихся;
- развитие профильного образования в рамках образовательногоучреждения на основе
использования информационных технологий каккомплекса социально-педагогических
преобразований;
- повышение качества обучения за счет применения средств современных
информационных и коммуникационных технологий;
- использование ресурсов сети Интернет для оптимизации учебногопроцесса;
- вовлечение обучающихся в единое информационно-образовательноепространство.
-повышению качества обучения за счет применения средств современных
информационных и коммуникационных технологий;
- открытый доступ к различным информационным ресурсам для образовательного
процесса в любое удобное для обучающегося времени;
- созданию единой образовательной среды школы;
- повышению эффективности учебной деятельности, интенсификации самостоятельной
работы обучающихся;
- повышение эффективности организации учебного процесса.
2.3. Основными принципами применения ЭО и ДОТ являются:
- Принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем обучающимся
возможности освоения программ общего образования непосредственно по месту
жительства или временного пребывания;
- Принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических,
организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной
траектории обучающегося;
- Принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов
всех участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной
среды;
- Принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы
нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных
условиях учебного процесса, что способствуют сочетанию разных дидактических моделей
проведения учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий
и сетевых средств обучения;
- Принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работы с
необходимым для них темпе и в удобное для себя время;
- Принцип модульности, позволяющий использовать обучающимся и
педагогическим работникам необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные
составляющие учебного курса) для реализации индивидуальной образовательной
траектории обучающегося;
- Принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений
обучающихся.
2.4. Основными направлениями деятельности являются:
- Обеспечение возможности применения в учебной деятельности ЭО и ДОТ;
- Обеспечение возможности эффективной подготовки к текущему контроля и
промежуточной аттестации по ряду учебных дисциплин;
- Обеспечение исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
- Обеспечение подготовки участие в дистанционных конференциях, олимпиадах,
конкурсах.
3. Участники образовательного процесса с использованием ЭО ДОТ.
3.1. Участниками образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ
являются: обучающиеся, педагогические, административные и учебно-вспомогательные
работники школы, родители (законные представители)обучающихся.
3.2.Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ организуется
дляобучающихся по основным направлениям учебной деятельности.
3.3. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ осуществляют
педагогические работники, прошедшие соответствующую подготовку.
3.4. Педагогическим работникам, обучающимся, осуществляющим обучение с
использованием
ЭО и
ДОТ,
предоставляется авторизованный
доступ
к
специализированным образовательным ресурсам.
3.5. Педагогические работники, осуществляющие обучение с использованием ЭО и
ДОТ, вправе применять имеющиеся электронные средства обучения или создавать
собственные. Разработанные курсы должны соответствовать содержанию ФГОС НОО и
ООО.
3.6. Обучающийся должен владеть базовыми навыками работы с компьютерной
техникой и программным обеспечением, базовыми навыками работы со средствами
телекоммуникаций (системами навигации в сети интернет, навыками поиска информации
в сети интернет, электронной почтой и т. п.).
3.7. Обучающийся должен иметь навыки и опыт обучения и самообучения с
использованием цифровых образовательных ресурсов
4. Организация дистанционного и электронного обучения.
4.1. Образовательная организация обеспечивает каждому обучающемуся
возможность доступа к средства ЭО и ДОТ, в т.ч. образовательной онлайн-платформе,
используемой школой в качестве основного информационного ресурса, в объёме часов
учебного плана, необходимом для освоения соответствующей программы, а также
осуществляет учебно-методическую помощь обучающимся через консультации
преподавателей как при непосредственном взаимодействии педагога с обучающимися, так
и не опосредованно
4.2. Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом
(индивидуальным образовательным маршрутом), количеством часов, определённых для
индивидуального обучение детей на дому, годовым календарным графиком и
расписанием занятий.
4.3. В структуру обучения в дистанционном режиме должны быть включены
следующие элементы:
- ознакомительно-разъяснительная работа (знакомство обучающихся и их родителей
(законных представителей) с целями, задачами, особенностями и возможностями
дистанционного обучения);
- технологическая подготовка (обучение родителей (законных представителей) и
учащихся первичными навыками работы в интернете (при необходимости) и работе в
оболочке ДО);
- информационная поддержка (знакомства обучающихся и их родителей (законных
представителей) информационными источниками по конкретным предметом);
- изучение курсов (освоение индивидуального образовательного маршрута,
самостоятельная
работа
обучающегося
с
информационными
источниками,
консультирование, промежуточной аттестации и контроля текущей Учебной деятельности
обучающихся - по мере освоения конкретных тем курса);
- текущий контроль знаний (оценка результатов освоения отдельных тем учебных
курсов (очный или дистанционной режим));
- промежуточная аттестация (оценка результатов освоения учебных курсов (очной и
дистанционный режим))
4.4. Текущий контроль, промежуточной аттестации обучающихся в дистанционном
режиме проводятся при обучении по любой образовательной программы в соответствии с
положением о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ ПГО «СОШ
п.Зюзельский».
4.5. Результаты обучения обучающихся, в изучении темы, текущий контроль знаний
обучающихся в процессе освоения учебных курсов (изученных тем) фиксируются в
системе электронного журнала «Дневник.ру» на электронных и бумажных носителях.
4.6. Для организации обучения использованием ЭО и ДОТ и осуществления
контроля результатов обучения школа обеспечивает идентификацию личности
обучающегося на образовательном онлайн-платформе путем регистрации выдачи
персонального пароля.
4.7. При использовании ЭО и ДОТ осуществляются следующие виды учебной
деятельности:
- Самостоятельное изучение учебного материала;
- Учебные занятия (лекционные и практические);
- Консультации;
- Текущий контроль;
- Промежуточная аттестация.
4.8. Организация обучения с использованием ЭО и ДОТ в школе может
осуществляться по двум модулям:
- Модуль непосредственного осуществления взаимодействия педагога с
обучающимися;
- Модель посредственного осуществления взаимодействия педагога с
обучающимися.
4.9 Модель непосредственное осуществление взаимодействия педагога с
обучающимися реализуется с использованием технологии смешанного обучения.
Смешанное обучение- современная образовательная технология, в основе которой
лежит концепция объединение технологий «классно-урочной системы» и технологии
электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях,
предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами.
4.10. Модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога и
обучающимися может быть организована с разными категориями обучающихся:
- Обучающиеся, проходящие подготовка к участию в олимпиадах, конкурсах на
заключительных этапах;
- Обучающиеся высокой степенью успешности освоения программ;
- Обучающиеся, пропускающие учебные занятия по уважительной причине (болезнь,
участие в соревнованиях, конкурсах).
- Обучающиеся по очно-заочной форме обучения.
4.11. Продолжительность непрерывного использования в образовательной деятельности
технических средств обучения устанавливается в соответствии с п. 10 СанПиН 2.4.2.282110:
Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на
занятии
Время деятельности в
зависимости от класса, мин.
Вид непрерывной деятельности
1–2-й
класс
3–4-й
класс
5–7-й
класс
8–11-й
класс
Просмотр статических изображений на экранах
отраженного свечения
10
15
20
25
Просмотр телепередач
15
20
25
30
Просмотр динамических изображений на экранах
отраженного свечения
15
20
25
30
Работа с изображением на индивидуальном
мониторе компьютера и клавиатурой
15
15
20
25
Прослушивание аудиозаписи
20
20
25
25
Прослушивание аудиозаписи в наушниках
10
15
20
25
4.12.
Продолжительность
непрерывного
использования
компьютера
с
жидкокристаллическим монитором составляет: для учащихся 1 – 2-х классов – не более 20
минут, для учащихся 3 – 4 классов – не более 25 минут, для учащихся 5 – 6 классов – не
более 30 минут, для учащихся 7 – 11 классов – 35 минут.
4.13. Организация обучения по индивидуальному учебному плану определяются
соответствующим Положением.
4.14. Образовательная организация ведет учетосуществляет хранение результатов
образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в
электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями законодательства РФ.
4.14. Учебные и методические материалы могут предоставляться ученикам в виде:
- электронных учебников, виртуальных лабораторных практикумов, компьютерных
систем контроля занятий с наборами тестов, других электронных материалов на
магнитных и оптических носителях;
- электронных ресурсов с доступом в Интернет.
5. Заключительное положение
5.1. Данное положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до
принятия нового в рамках действующего нормативного законодательного регулирования
в области общего образования.
5.2.При необходимости в Положение вносятся изменения, дополнения на основании
решения Педагогического совета школы.