Рабочая программа по географии 5-8 класс

Приложение
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский»,
утвержденной приказом
МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский»
от 29.08.2018 г. № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «География»
для 5 - 8 классов (ФГОС)

Содержание
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
3
2. Содержание учебного предмета
10
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
20

Планируемые результаты освоения учебного курса географии в

·

·

·

·

·

·

·
·
·
·
·

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
«География»
Личностными результатами обучения географии является формирование
всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей
системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций,
идейно – нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и
норм поведения:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родин
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся у саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов,
а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта
участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развития опыта экологически ориентированной рефлексивно –
оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной
программы ООО являются:
Регулятивные УУД:
1.Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических
умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.
2. Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи,
выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать
достигнутые результаты.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

·
·
·
·
·
·
·
·
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

·
·

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта).
Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать
наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные
приборы, компьютер).
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной
деятельности.
Организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми
представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина,
ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия.
Умения ориентироваться в окружающе. мире, выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Формирование и развитие посредством географического знания познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
. Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических
средств и информационных технологий
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия
давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах
учебного материала.
Осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений.
Обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с
меньшим объёмом, к понятию с большим объёмом.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта,
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для
себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в
оптимальной форме в зависимости от адресата.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого
самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое,
ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как
инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче
инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

·
·
·
·
·
·
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·

·
·

·
·
·

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде
всего продуктивные задания учебника
Коммуникативные УУД
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых
группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного
чтения.
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках
диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по
географии являются:
формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о
географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости
для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том
числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных компетенций использования территориального подхода
как основы географического мышления для осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о
целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во
времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы,
жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на
разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
овладение
основами
картографической
грамотности
и
использование
географической карты как одного из языков международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;

·

·

·
·
·
·
·

формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае
природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к
возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных
территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически
целесообразного поведения в окружающей среде.
овладение
основами
картографической
грамотности
и
использование
географической карты как одного из языков международного общения;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
овладение
основами
картографической
грамотности
и
использование
географической карты как одного из языков международного общения;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
овладение
основами
картографической
грамотности
и
использование
географической карты как одного из языков международного общения;
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:

Источники географической информации

• использовать различные источники
географической
информации
(картографические,
статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных) для поиска и
извлечения информации, необходимой для
решения
учебных
и
практикоориентированных задач;
•
анализировать,
обобщать
и
интерпретировать
географическую
информацию;
•
находить
и
формулировать
по
результатам наблюдений (в том числе
инструментальных)
зависимости
и
закономерности;
• определять и сравнивать качественные и
количественные
показатели,
характеризующие географические объекты,
процессы и явления, их положение в
пространстве по географическим картам
разного содержания;
• выявлять в процессе работы с одним или
несколькими источниками географической
информации
содержащуюся
в
них
противоречивую информацию;
• составлять описания географических
объектов, процессов и явлений с
использованием
разных
источников
географической информации;

• ориентироваться на местности при
помощи
топографических
карт
и
современных навигационных приборов;
•
читать
космические
снимки
и
аэрофотоснимки, планы местности и
географические карты;
• строить простые планы местности;
• создавать простейшие географические
карты различного содержания;
• моделировать географические объекты и
явления
при
помощи
компьютерных
программ.

• представлять в различных формах
географическую
информацию,
необходимую для решения учебных и
практико-ориентированных задач.

Природа Земли и человек

• различать изученные географические
объекты, процессы и явления, сравнивать
географические объекты, процессы и явления
на основе известных характерных свойств и
проводить их простейшую классификацию;
• использовать знания о географических
законах и закономерностях, о взаимосвязях
между
изученными
географическими
объектами, процессами и явлениями для
объяснения их свойств, условий протекания
и географических различий;
• проводить с помощью приборов измерения
температуры,
влажности
воздуха,
атмосферного давления, силы и направления
ветра, абсолютной и относительной высоты,
направления и скорости течения водных
потоков;
•
оценивать
характер
взаимосвязи
деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях
с точки зрения концепции устойчивого
развития.

• использовать знания о географических
явлениях в повседневной жизни для
сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в быту и
окружающей среде
• приводить примеры, иллюстрирующие
роль географической науки в решении
социально-экономических
и
геоэкологических проблем человечества;
примеры практического использования
географических
знаний
в
различных
областях деятельности;
• воспринимать и критически оценивать
информацию географического содержания в
научно-популярной литературе и СМИ;
• создавать письменные тексты и устные
сообщения о географических явлениях на
основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией

• различать изученные демографические
процессы и явления, характеризующие
динамику численности населения Земли,
отдельных регионов и стран;
• сравнивать особенности населения
отдельных регионов и стран;
• использовать знания о взаимосвязях
между изученными демографическими
процессами и явлениями для объяснения их
географических различий;
• проводить расчѐты демографических
показателей;
• объяснять особенности адаптации
человека к разным природным условиям.

• приводить примеры, иллюстрирующие
роль практического использования знаний о
населении
в
решении
социальноэкономических и геоэкологических проблем
человечества, стран и регионов;
• самостоятельно проводить по разным
источникам информации исследование,
связанное с изучением населения.

• различать географические процессы и
явления,
определяющие
особенности
природы и населения материков и океанов,
отдельных регионов и стран;
• сравнивать особенности природы и
населения, материальной и духовной
культуры регионов и отдельных стран;
• оценивать особенности взаимодействия
природы и общества в пределах отдельных

• выдвигать гипотезы о связях и
закономерностях
событий,
процессов,
объектов, происходящих в географической
оболочке;
• сопоставлять существующие в науке
точки зрения о причинах происходящих
глобальных изменений климата;
• оценить положительные и негативные
последствия глобальных изменений климата

Население Земли

Материки, океаны и страны

территорий;
• описывать на карте положение и
взаиморасположение
географических
объектов;
• объяснять особенности компонентов
природы отдельных территорий;
• создавать письменные тексты и устные
сообщения об особенностях природы,
населения и хозяйства изученных стран на
основе
нескольких
источников
информации, сопровождать выступление
презентацией.

для отдельных регионов и стран;
• объяснять закономерности размещения
населения
и
хозяйства
отдельных
территорий в связи с природными и
социально-экономическими факторами.

•
различать
принципы
выделения
государственной
территории
и
исключительной
экономической
зоны
России и устанавливать соотношения
между ними;
• оценивать воздействие географического
положения России и еѐ отдельных частей
на особенности природы, жизнь и
хозяйственную деятельность населения;
• использовать знания о мировом, поясном,
декретном, летнем и зимнем времени для
решения практико-ориентированных задач
по определению различий в поясном
времени территорий с контекстом из
реальной жизни.

• оценивать возможные в будущем
изменения географического положения
России,
обусловленные
мировыми
геодемографическими, геополитическими и
геоэкономическими процессами, а также
развитием глобальной коммуникационной
системы.

• различать географические процессы и
явления,
определяющие
особенности
природы страны и отдельных регионов;
•
сравнивать
особенности
природы
отдельных регионов страны;
• оценивать особенности взаимодействия
природы и общества в пределах отдельных
территорий;
• описывать положение на карте и
взаиморасположение
географических
объектов;
• объяснять особенности компонентов
природы отдельных частей страны;
• оценивать природные условия и
обеспеченность природными ресурсами
отдельных территорий России;
• создавать собственные тексты и устные
сообщения об особенностях компонентов
природы России на основе нескольких
источников информации, сопровождать
выступление презентацией.

• оценивать возможные последствия
изменений климата отдельных территорий
страны,
связанных
с
глобальными
изменениями климата;
•
делать
прогнозы
трансформации
географических систем и комплексов в
результате изменения их компонентов

Особенности географического положения России

Природа России

Население России

• различать демографические процессы и
явления,
характеризующие
динамику
численности населения России, отдельных
регионов и стран;
• анализировать факторы, определяющие
динамику
населения
России,
половозрастную структуру, особенности
размещения населения по территории
России, географические различия в уровне
занятости, качестве и уровне жизни
населения;
• сравнивать особенности населения
отдельных
регионов
страны
по
этническому, языковому и религиозному
составу;
•
объяснять
особенности
динамики
численности, половозрастной структуры и
размещения населения России и еѐ
отдельных регионов;
• находить и распознавать ответы на
вопросы, возникающие в ситуациях
повседневного характера, узнавать в них
проявление тех или иных демографических
и
социальных
процессов
или
закономерностей;
• использовать знания о естественном и
механическом
движении
населения,
половозрастной
структуре,
трудовых
ресурсах, городском и сельском населении,
этническом и религиозном составе для
решения практико-ориентированных задач
в контексте реальной жизни.

• выдвигать и обосновывать с
опорой
на
статистические
данные
гипотезы об изменении численности
населения России, его половозрастной
структуры,
развитии
человеческого
капитала;
• оценивать ситуацию на рынке труда и еѐ
динамику.

• различать показатели, характеризующие
отраслевую и территориальную структуру
хозяйства;
• анализировать факторы, влияющие на
размещение
отраслей
и
отдельных
предприятий по территории страны;
• объяснять особенности отраслевой и
территориальной структуры хозяйства
России;
• использовать знания о факторах
размещения хозяйства и особенностях
размещения отраслей экономики России
для решения практико-ориентированных
задач в контексте реальной жизни.

• выдвигать и обосновывать на основе
анализа комплекса источников информации
гипотезы об изменении отраслевой и
территориальной структуры хозяйства
страны;
• обосновывать возможные пути решения
проблем развития хозяйства России

•
объяснять
особенности
природы,
населения и хозяйства географических
районов страны;
• сравнивать особенности природы,

• составлять комплексные географические
характеристики районов разного ранга;
• самостоятельно проводить по разным
источникам информации исследования,

Хозяйство России

Районы России

населения и хозяйства отдельных регионов
страны;
• оценивать районы России с точки зрения
особенностей
природных,
социальноэкономических,
техногенных
и
экологических факторов и процессов.

связанные с изучением природы, населения и
хозяйства географических районов и их
частей;
• создавать собственные тексты и устные
сообщения о географических особенностях
отдельных районов России и их частей на
основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией;
• оценивать социально-экономическое
положение и перспективы развития
регионов;
• выбирать критерии для сравнения,
сопоставления, оценки и классификации
природных, социально-экономических,
геоэкологических явлений и процессов на
территории России.

Россия в современном мире

• сравнивать показатели воспроизводства
населения, средней продолжительности
жизни, качества населения России с
мировыми показателями и показателями
других стран;
• оценивать место и роль России в мировом
хозяйстве.

• выбирать критерии для определения
места страны в мировой экономике;
• объяснять возможности России в
решении современных глобальных проблем
человечества;
• оценивать социально-экономическое
положение и перспективы развития России.

Содержание учебного предмета географии
в 5 классе

Введение. Географическое познание нашей планеты
География — одна из наук о планете Земля
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные
географические объекты. Зарождение древней географии. Наблюдения — метод
географической науки. Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения —
способ изучения географических объектов и процессов.
Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы
Планета Земля
Земля среди других планет Солнечной системы. Положение Земли в Солнечной
системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод
географического моделирования. Движение Земли по околосолнечной орбите. Земная
ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца.
Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего
солнцестояния. Тропики и полярные круги. Суточное вращение Земли. Пояса
освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле. Урок
обобщения и повторения знаний по теме «Земля – планета Солнечной системы».
Раздел 2. Геосферы Земли
Литосфера. Слои «твёрдой» Земли. Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро,
мантия, земная кора. Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных
глубин. Вулканы Земли. Проявления внутренних процессов на земной поверхности.
Вулканы и гейзеры. Из чего состоит земная кора. Вещества земной коры: минералы и
горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и
метаморфические горные породы. Строение земной коры. Землетрясения. Материковая

и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры. Виды движения земной коры.
Землетрясения. Сила землетрясения. Рельеф земной поверхности
Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы определения
относительной высоты географических объектов. Человек и литосфера. Условия жизни
человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые.
Атмосфера
Воздушная оболочка Земли. Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный
состав и строение атмосферы. Погода и метеорологические наблюдения. Погода.
Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Заочная экскурсия в музей
«Метеорологическая станция Симбирска». Человек и атмосфера. Как атмосфера влияет
на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие
явления в атмосфере. Урок обобщения и повторения знаний по теме «Литосфера.
Атмосфера»
Водная оболочка Земли
Вода на Земле. Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот
воды на Земле. Мировой океан — главная часть гидросферы. Мировой океан.
Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане. Воды суши. Реки. Разнообразие
вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки.
Пороги и водопады. Озёра. Вода в «земных кладовых». Что такое озеро? Озёрная вода.
Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды. Человек и
гидросфера. Вода — основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды.
Отдых и лечение «на воде».
Биосфера
Оболочка жизни. Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное
научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле. Жизнь в
тропическом поясе
Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны.
Тропические пустыни. Растительный и животный мир умеренных поясов. Степи.
Лиственные леса. Тайга. Жизнь в полярных поясах и в океане. Тундра. Арктические и
антарктические пустыни. Жизнь в океане. Природная среда. Охрана природы.
Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное
знакомство с Лапландским заповедником.
Обобщающее повторение по всем пройденным темам за год

Содержание учебной программы 6 класс

Введение. Географическое познание нашей планеты
Начало географического познания Земли. География в античное время. Развитие
картографии. Картографический метод. География в Средние века (Европа).
Расширение географического кругозора в Средние века. Открытия викингов. Торговые
пути в Азию. География в Средние века (Азия). Географические достижения в Китае и
на арабском Востоке. Великие географические открытия. Три пути в Индию. Первое
кругосветное плавание. Географические открытия и исследования в XVI–XIX вв.
Продолжение эпохи Великих географических открытий. Первые научные экспедиции.
Экспедиционный метод в географии. Современные географические исследования.
Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космическое
землеведение.
Изображение земной поверхности.
План местности. Изображения земной поверхности. Различные способы изображения
местности. Дистанционный метод изучения Земли. Ориентирование на местности.
Ориентиры и ориентирование на местности с помощью компаса. Определение расстояний
на местности различными способами. Топографический план и топографическая
карта. Масштаб топографического плана и карты. Условные знаки плана и карты.

Главная точка условного знака. Как составляют топографические планы и карты.
Инструментальная и глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности.
Изображение рельефа на топографических планах и картах. Абсолютная высота
точек земной поверхности. Способы показа рельефа на топографических картах.
Горизонтали и бергштрихи. Чтение карты Большого Соловецкого острова. Виды планов
и их использование. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные и
исторические, автомобильные и транспортные планы).
Глобус и географическая карта — модели земной поверхности
Глобус — модель Земли. Метод моделирования в географии. Глобус. Масштаб
и градусная сеть глобуса. Географические координаты. Географическая широта и
географическая долгота, их обозначения на глобусе. Определение расстояний и высот
по глобусу. Примеры способов определения расстояний по глобусу. Ориентирование
глобуса. Способы изображения рельефа на глобусе. Изогипсы и изобаты. Шкала высот и
глубин. Географическая карта. Способы перехода от сферической поверхности глобуса
к плоскости географической карты. Картографические проекции. Географические карты.
Масштаб географической карты. Линии градусной сетки на картах. Примеры работы с
географическими картами. Географические карты и навигация в жизни человека.
Условные знаки мелкомасштабных географических карт. Разнообразие географических
карт и их использование людьми разных профессий. Географический атлас. Система
космической навигации.
Геосферы Земли.
Литосфера. Минералы. Минералы и их свойства. Ильменский минералогический
заповедник. Выветривание и перемещение горных пород. Разрушение и изменение
горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания.
Деятельность ветра, воды и льда по перемещению и откладыванию обломочного
материала. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность. Рельеф земной
поверхности. Горы суши. Формирование рельефа земной поверхности как результат
действия внутренних и внешних сил. Горный рельеф. Различия гор по высоте.
Высочайшие горы мира. Равнины и плоскогорья суши. Равнинный рельеф.
Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа. Крупнейшие по площади
равнины мира. Рельеф дна Мирового океана. Как изучают рельеф океанического дна.
Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Ложе океана, его
рельеф.
Атмосфера. Как нагревается атмосферный воздух. Распределение солнечных лучей в
атмосфере Земли. Подстилающая поверхность. Нагрев поверхности суши и океана. Как
нагревается атмосферный воздух. Изменение температуры воздуха в течение суток.
Суточная амплитуда температуры воздуха. Атмосферное давление. Что такое
атмосферное давление и как его измеряют. Изменение атмосферного давления с высотой.
Сведения о температуре воздуха и атмосферном давлении на карте погоды. Движение
воздуха. Восходящие и нисходящие потоки воздуха. Ветер — движение воздуха вдоль
земной поверхности. Направление и скорость ветра. Сведения о ветре на карте погоды.
Роза ветров. Бризы. Муссоны. Вода в атмосфере. Водяной пар. Влажность воздуха.
Абсолютная и относительная влажность воздуха. Изменение относительной влажности
воздуха с высотой. Уровень конденсации. Образование облаков. Облака и их виды. Туман.
Образование и выпадение осадков. Виды атмосферных осадков. Измерение осадков.
Сведения об облаках и осадках на карте погоды. Изменение количества осадков в течение
года. Климат. Что такое климат. Причины разнообразия климата на Земле. Как
рассчитывают климатические показатели.
Гидросфера. Воды Мирового океана. Солёность и температура морской воды. Движения
морских вод: течения, приливы и отливы. Тёплые и холодные течения. Воды суши. Река.
Речная долина. Питание и режим реки. Озеро. Происхождение озёрных котловин.

Питание озёр. Многолетняя
межпластовых вод. Болота.

мерзлота.

Подземные

воды.

Условия

образования

Биосфера и почвенный покров. Биологический круговорот. Почва. Биологический
круговорот веществ. Почва. Образование почвы. Плодородие почв. Почвенные
организмы. В.В. Докучаев. Рождение науки о почвах.
Географическая оболочка Земли. Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая
оболочка. Круговорот вещества на Земле. Природно-территориальный комплекс.
Географическая оболочка Земли. А.А. Григорьев о географической оболочке. Состав и
строение географической оболочки. Появление и развитие человечества в географической
оболочке. Расселение человека на Земле. Образование рас в разных природных условиях.
7 класс
Раздел « Введение. Источники географической информации»
Что изучают в курсе географии.
Разнообразие источников географической
информации. Географические карты, географические описания и характеристики.
Практическая работа №1. Описание карт по плану.
Раздел « Современный облик планеты Земля»
Геологическая история Земли. Развитие земной коры. Понятие « географическое
положение». Географическая оболочка (ГО). Понятие «географическая среда».
Географическая среда и человек. Пространственная неоднородность географической
оболочки и её причины. Природные комплексы. Зональные и незональные
природные комплексы (ПК) суши и океана. Понятие «природная зона», «широтная
зональность» и «высотная поясность».
Практическая работа №2. Характеристика природной зоны своей местности.
Раздел «Население Земли»
Освоение Земли человеком. Территории наиболее древнего освоения человеком.
Изменения численности населения во времени. Перепись населения. Причины
влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный
прирост населения. Миграции. Современное размещение людей по материкам,
климатическим областям, природным зонам, удалённости от океанов. Плотность
населения. Неравномерность размещения населения. Факторы, влияющие на
размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных
условиях. Человеческие расы и этносы. Существенные признаки понятия «народ».
Карта народов мира. Миграции этносов. География народов и языков. Языковые
семьи. Страны мира и их население. Мировые и национальные религии, их
география. Материальная и духовная культура народа. Памятники культурного
наследия.
Практическая работа №3. Отметить на контурной карте большие города
(свыше 3 млн. чел).
Раздел « Главные особенности природы Земли»
Рельеф Земли
Рельеф Земли. Планетарные формы рельефа. Плиты литосферы, их движение и
взаимодействие. Платформы и складчатые пояса. Карта строения земной коры.
Размещение крупных форм рельефа. Основные черты рельефа материков. Основные
виды минеральных ресурсов и закономерности их размещения в земной коре. Роль
рельефа в жизни и хозяйственной деятельности людей. Рельефообразующая
деятельность человека. Антропогенный рельеф.
Климаты Земли
Основные климатообразующие факторы: приток солнечного тепла, характер земной
поверхности и движение воздушных масс. Климатические карты размещения
климатических поясов подчинено закону зональности. Основные и переходные
климатические пояса. Климатические области. Карта климатических поясов.

Естественное изменение климата. Влияние климата на человека. Влияние
хозяйственной деятельности людей на климат. Вода на Земле. Роль океана в жизни
Земли. Водные массы. Поверхностные течения. Взаимодействие океана с
атмосферой и сушей.
Вода на Земле
Типы водных объектов суши. Зависимость их распределения от климата и рельефа.
Водный режим и годовой сток рек. Зональные типы рек. Озёра. Болота. Речные
цивилизации прошлого. Обеспеченность материков водными ресурсами.
Загрязнение вод суши. Стихии вод суши.
Практическая работа
№4. Отметить на контурной карте памятники
природного Всемирного наследия ЮНЕСКО, относящиеся к водам суши.
Природные зоны
Природные зоны. Географическое положение каждой из зон. Особенности природы
трёх зон: климат, зональные типы почв, типичные растения и животные.
Приспособление организмов к среде обитания. Возможности для развития
хозяйства. Необходимость охраны природных зон. Географическое положение зон.
Причины наличия в субтропических поясах нескольких природных зон. Своеобразие
природы средиземноморских вечнозелёных жестколистных лесов и кустарников,
переменно влажных (муссонных) лесов и субтропических полупустынь и пустынь.
Географическое положение каждой из зон. Соотношение тепла и влаги в пределах
каждой зоны. Особенности растительности, почв и животного мира зон,
приспособление живых организмов к среде обитания в каждой из изучаемых зон.
Практическая работа №5. Характеристика одной из зон (по выбору)
Самые крупные природные комплексы на Земле — материки и океаны
Самые крупные природные комплексы Земли — материки и океаны. Понятие
«материк», два ряда материков. Общие черты природы южных материков. Человек
на южных материках. Степень антропогенного изменения природы южных
материков.
Общие черты географического положения и природы северных
материков. Особенности состава населения. Антропогенные комплексы на
материках. Географическое положение и особенности природы каждого из океанов.
Природные богатства океанов. Основные виды хозяйственной деятельности в
океанах. Охрана океанов от загрязнения. Географическое положение и особенности
природы каждого из океанов. Природные богатства океанов. Основные виды
хозяйственной деятельности в океанах. Охрана океанов от загрязнения.
Практическая работа №6. Моделирование на контурной карте функций одного из
океанов.
Раздел « Материки и страны»
Африка
Краткая история исследования материка. Географическое положение, общие черты
рельефа, климата, внутренних вод. Проявление широтной зональности в природе
материка. Богатства природными ресурсами. Антропогенные комплексы материка.
Численность населения и его естественный прирост. Размещение населения, его
расовый и этнический состав, городское и сельское население. Страны Африки.
Деление материка на природные и культурно-исторические регионы. Историкокультурный регион «Северная Африка». Состав территории. Общие черты природы,
природных богатств, населения и его хозяйственной деятельности. Особенности
материальной и духовной культуры народов Северной Африки. Комплексная
характеристика Египта. Историко-культурный регион «Африка к югу от Сахары».
Состав территории. Общая характеристика региона. Особенности материальной и
духовной культуры. Комплексная характеристика Нигерии. Географическое
положение и состав территории. Общая характеристика природы и населения
региона. Комплексная характеристика Эфиопии. Заповедники на территории

региона. Географическое положение и состав региона. Особенности природы и
состава населения. Природные богатства стран региона. Комплексная
характеристика ЮАР.
Практическая работа №7. Определение географического положения
материка.
Австралия и Океания
Географическое положение. Краткая история открытия и исследования материка.
Своеобразие природы материка, эндемичность органического мира и её причины.
Природные ресурсы. Проблемы охраны природы. Австралия — страна-материк.
Коренное и пришлое население. Численность населения, размещение его на
территории. Виды хозяйственной деятельности по использованию природных
богатств. Изменения природы страны Географическое положение и состав региона.
Типы островов по происхождению. Природные особенности. Состав населения.
Основные виды хозяйственной деятельности. Страны Океании.
Практическая работа №8. Сравнение компонентов природы Австралии и Африки.
Южная Америка
Географическое положение материка. Краткая история открытия и исследования.
Основные черты природы материка. Природные ресурсы. Степень сохранения
природы. История заселения материка. Историко-культурный регион «Латинская
Америка». Численность населения и его естественный прирост. Размещение
населения, его расовый и этнический состав. Соотношение городского и сельского
населения. Крупные города. Страны. Деление материка на регионы. Общая
характеристика природы и населения региона. Географическое положение Бразилии.
Разнообразие природы страны и природных ресурсов. Сложность этнического
состава населения. Основные отрасли промышленности и сельского хозяйства.
Города. Географическое положение. Особенности природы и природные богатства.
Население. Основные виды хозяйственной деятельности. Сравнение Аргентины и
Бразилии. Состав региона. Своеобразие природы Анд. Географическое положение
каждой из стран региона. Особенности природы и населения каждой страны.
Природные богатства стран региона. Комплексная характеристика каждой из трёх
стран.
Практическая работа №9. Определение сходства и различий в природе Африки и
Южной Америки.
Практическая работа
№10 Составление описания природы, населения и
хозяйственной деятельности одной из стран материка.
Антарктида
Особенности географического положения континента. Краткая история открытия и
исследования. Уникальность природы, природные богатства. Влияние материка на
природу всей Земли. Международный статус Антарктиды.
Северная Америка
Географическое положение. Краткая история исследования. Основные черты
компонентов природы Северной Америки. Богатства природными ресурсами.
Антропогенные комплексы материка.
Историко-культурный регион «АнглоАмерика». Особенности географического положения страны. Разнообразие и
богатство природы и природных ресурсов. История заселения страны. Размещение
населения. Своеобразие этнического состава населения. Развитое хозяйство США.
Города. Географическое положение. Комплексная характеристика страны. Основные
виды хозяйственной деятельности. Памятники Всемирного культурного наследия.
Географическое положение региона и стран в его пределах. Историко-культурный
регион «Латинская Америка». Особенности природы и населения. Природные
богатства стран региона. Комплексная характеристика Мексики.

Практическая работа №11. Описание одной из стран Центральной Америки и
стран Карибского моря.
Евразия
Географическое положение, основные черты рельефа, климата, внутренних вод и
природных зон Евразии. Богатства природными ресурсами. Численность и
этнический состав населения. Природные и историко-культурные регионы Евразии.
Историко-культурный регион «Северная Европа». Общая характеристика региона.
Комплексная характеристика стран в его пределах. Историко-культурный регион
«Западная Европа». Комплексная характеристика Великобритании и Франции.
Памятники Всемирного наследия человечества. Географическое положение каждой
страны. Особенности природы и населения. Природные богатства стран.
Комплексная характеристика Германии. Памятники Всемирного наследия
человечества. Историко-культурный регион «Восточная Европа». Состав региона,
страны в его пределах. Комплексная характеристика Польши, Чехии, Словакии,
Венгрии. Памятники Всемирного наследия человечества.
Географическое
положение каждой из стран. Особенности природы и населения. Природные
богатства стран региона. Основные отрасли хозяйства. Комплексная характеристика
каждой из стран. Состав региона, страны в его пределах. Комплексная
характеристика Италии и Греции. Памятники Всемирного наследия человечества
Историко-культурный мир региона. Общая характеристика природы региона.
Природные богатства стран. Этнический и религиозный состав населения.
Комплексная характеристика республик Закавказья и Турции Географическое
положение. Общие черты природы и природных богатств. Этнический и
религиозный состав населения Историко-культурный регион «Южная Азия».
Особенность этнического и религиозного состава населения. Комплексная
характеристика Индии. Географическое положение историко-культурного региона и
отдельных стран в его пределах. Своеобразие природы и природные контрасты.
Природные богатства. Историко-культурный регион «Восточная Азия».
Географическое положение, страны региона. Своеобразие природы. Этнический и
религиозный состав населения. Природные богатства. Комплексная характеристика
Китая. Комплексная характеристика страны. Историко-культурный регион «ЮгоВосточная Азия». Многообразие стран. Особенности географического положения
групп стран. Своеобразие природы стран. Природные богатства. Сложный
этнический состав населения. Комплексная характеристика Индонезии.
Практическая работа №12. Составить «каталог» народов Евразии по языковым
группам.
Раздел «Природа Земли и человек»
Этапы взаимодействия человека и природы. Виды природных ресурсов. Нарушение
природного равновесия. Понятие «природопользование». Рациональное и
нерациональное природопользование. Качество окружающей среды. Изменение
задач географической науки во времени. Методы географической науки
8 класс
Что изучает география России. Источники географических знаний.
Раздел «Географическое положение и формирование государственной
территории России»
Тема 1: Географическое положение России
Виды географического положения России: физико-географическое, математикогеографическое,
экономико-географическое,
транспортно-географическое,
геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни
(масштабы) географического положения. Сравнение географического положения
России и положения других государств. Государственная территория России.

Формирование и освоение государственной территории России. Основные
направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и
минусы. Экономически эффективная территория
Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы.
Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль
в хозяйстве и жизни людей.
Этапы и методы географического изучения территории России.
Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации.
Федеральные округа.
Практические работы. 1. Характеристика географического положения России.
Сравнение ГП России с ГП других стран. 2. Определение поясного времени для
различных пунктов России.
Тема 2: История заселения, освоения и исследования территории России.
Колонизация севера и востока Русской равнины восточными славянами. Военные и
торговые походы славян в IХ – ХI вв. Русское княжества в ХII – ХIII вв.,
путешествия и открытия новгородцев. Московское государство в ХIV- ХVIвв.:
дальнейшее освоение Европейского севера, монастырская колонизация.
Географические открытия и освоения Сибири в ХVII в. Присоединение и освоение
западных и южных территорий в ХVIII в. Географические открытия ХVIII в.
Присоединение земель и географические исследования в ХIХ в. Освоение Арктики.
Территориальные изменения в ХХ в. Современные географические исследования.
Методы получен6ия, обработки, передачи и представления географической
информации.
Раздел « ПРИРОДА РОССИИ»
Тема 1: Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы.
Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и
подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории
формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические
структуры.
Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и
равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа,
Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и
вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные
явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в
литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и
литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.
Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования.
Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную
деятельность человека.
Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития
на примере своего региона и своей местности. Рельеф и полезные ископаемые
Московской области.
Практическая работа. Объяснение зависимости расположения крупных форм
рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на
примере отдельных территорий.
Тема 2: Климат и агроклиматические ресурсы
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты,
подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны.
Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние
температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент
увлажнения). Сезонность климата.

Типы климатов России.
Комфортность (дискомфортность) климатических
условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы
передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления.
Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.
Климат своего региона.
Практические работы. 1. Определение по картам закономерностей распределения
солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей
распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по
территории страны. 2. Определение коэффициента увлажнения для различных
пунктов. 3. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны
для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны.
Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по
бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим.
Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их
предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.
Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники.
Многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост
их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.
Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Практические работы. 1. Составление характеристики одной из рек с
использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее
хозяйственного
использования. 2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши
и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в
зависимости рельефа и климата.
Тема 4: Почва и почвенные ресурсы
Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник
почвоведения. Почва — национальное богатство. Факторы образование почв, их
основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности
распространения почв.
Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их
хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и
загрязнением.
Особенности почв своего региона и своей местности.
Практическая работа. Выявление условий почвообразования основных земельных
типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их
плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.
Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы,
определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира
природных зон России.
Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране
растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и
своей местности.
Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и
животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного
комплекса.
Тема 6: Природные различия на территории России.

Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития
географической оборочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни
ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные
комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности
человека. Природные и антропогенные ПТК.
Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс:
взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С.
Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные
зоны?
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и
степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их
использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые
природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.
Практическая работа. Выявление по картам зависимостей между компонентами
природы на примере одной из ПЗ
Раздел «НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ»
Тема 1: Численность населения
Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое
сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса.
Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия
естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны.
Прогнозы изменения численности населения России.
Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы.
Сокращение средней продолжительности жизни россиян.
Тема 2: Национальный состав
Россия
—
многонациональное
государство.
Многонациональность
как
специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы.
Языковой
состав
населения.
Языковые
семьи
и
группы.
Многоконфессиональность. География религий.
Тема 3: Городское и сельское население страны
Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших
городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем.
Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская
местность. Географические особенности расселения сельского населения.
Современные социальные проблемы села.
Географические особенности размещения населения: их обусловленность
природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны
расселения.
Тема 4: Миграции населения
Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные
направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Тема 5: Трудовые ресурсы
Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в
развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры
занятости населения. Проблемы безработицы.
Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их
определяющие. Повышение качества населения страны и качества его жизни —
важнейшая социально-экономическая проблема.
Практические работы. 1. Изучение этнического состава населения, выявление
закономерностей распространения религий среди народов РФ. 2. Определение

различий в расселении населения по территории. 3. Определение плотности
населения, доли городского и сельского населения в своей области. Сопоставление
со средними показателями по стране. 4. Изучение миграций населения России,
выявление основных направлений и причин миграций.
Раздел «ПРИРОДНЫЙ ФАКТОР В РАЗВИТИИ РОССИИ»
Влияние природной среды на развитие общества. Непосредственное и опосредованное
влияние природных условий на жизнь и деятельность человека. Виды адаптации человека к окружающей среде.
Природные ресурсы, их классификации. Основные типы природопользования.
Рациональное природопользование и воспроизводство природных ресурсов.
Обеспеченность России природными ресурсами. Природно-ресурсный потенциал
страны, его хозяйственная оценка и значение для развития экономики. Особенности в
размещении и потреблении разных видов природных ресурсов на территории страны.
Важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Основные ресурсные базы
страны. Проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала
России.

Тематическое планирование

5 класс
№ п/п
урока

Тема

Введение. Географическое познание нашей планеты (5 ч)
1
География — одна из наук о планете Земля
2-3
География — одна из наук о планете Земля.
Практическая работа №1
4-5
Наблюдения — метод географической науки.
Практическая работа №2
Земля как планета Солнечной системы (6 ч)
6-7
Земля среди других планет Солнечной системы.
Практическая работа №3
8
Земная ось и географические полюсы. Географические следствия
движения Земли вокруг околосолнечной орбиты.
9-10
Земная ось и географические полюсы. Географические следствия
движения Земли вокруг околосолнечной орбиты.
Практическая работа №4
11
Суточное вращение Земли.
Практическая работа №5
Геосферы Земли (58ч)
Литосфера (17 ч)
12-13
Слои «твёрдой» Земли.
Практическая работа №6
14-15
Вулканы Земли.
Практическая работа №6
16-17
Из чего состоит земная кора.
18-19
Из чего состоит земная кора.
Практическая работа №7
20-22
Строение земной коры.
Землетрясения.
Практическая работа №8

Количе
ство
часов
1
2
2

2
1
2

1

2
2
2
2
3

23
24-25
26-27
28
29-31
32-33
34-35
36-37
38
39-41
42-44
45-47
48-49
50-51
52-53
54-55
56
57-59
60-62
63-65
66-67
68

Рельеф земной поверхности
Рельеф земной поверхности.
Практическая работа №9
Человек и литосфера.
Практическая работа №10
Обобщение по теме: «Литосфера»
Атмосфера (9ч.) Воздушная оболочка Земли.
Практическая работа №11
Погода и метеорологические наблюдения.
Погода и метеорологические наблюдения.
Практическая работа №12
Человек и атмосфера.
Практическая работа №13
Водная оболочка (16ч.)
Земли. Вода на Земле
Вода на Земле.
Практическая работа №14
Мировой океан — главная часть гидросферы.
Практическая работа №15
Воды суши. Реки.
Практическая работа №16
Озёра. Вода в «земных кладовых».
Озёра. Вода в «земных кладовых».
Практическая работа №17
Человек и гидросфера.
Практическая работа №18
Биосфера (16ч.). Оболочка жизни.
Практическая работа №19
Обобщение темы: «Водная оболочка Земли»
Жизнь в тропическом поясе.
Практическая работа №20
Растительный и животный мир умеренных поясов.
Практическая работа №21
Жизнь в полярных поясах и в океане.
Практическая работа №22
Природная среда. Охрана природы
Природная среда. Охрана природы.
Практическая работа №23. Обобщающий урок.

1
2
2
1
3
2
2
2
1
3
3
3
2
2
2
2
1
3
3
3
2
1

6 класс
1-2
3-4
5-6

Введение. Географическое познание нашей планеты (11ч)
Начало географического познания Земли.
Практическая работа №1
География в Средние века (Европа).
Практическая работа №2
География в Средние века (Азия).
Практическая работа №3

2
2
2

7-8
9-10
11
1213
1415
1617
18-19
20-21
22-23
24-25
26-28
29-30

31-32
33

34-35
36-37
38-39
40-41
42-43

44-45
46-47
48-49

Великие географические открытия.
Практическая работа №4
Географические открытия и исследования в XVI–XIX вв.
Практическая работа №5
Современные географические исследования
Изображение земной поверхности (22 ч)
Изображения земной поверхности.
Практическая работа №6
Ориентирование на местности.
Практическая работа №7
Топографический план и топографическая карта.
Практическая работа №8
Как составляют топографические планы и карты.
Практическая работа №9
Изображение рельефа на топографических планах и картах.
Практическая работа №10
Виды планов и их использование.
Практическая работа №11
Глобус — модель Земли.
Практическая работа №12
Географические
координаты.
Практическая работа №13
Определение
расстояний и высот по глобусу.
Практическая работа №14
Географическая карта.
Практическая работа №15
Географические карты и навигация в жизни человека
Геосферы Земли (28ч)
Литосфера (10ч.)
Минералы.
Практическая работа №16
Выветривание и перемещение горных пород.
Практическая работа №17
Рельеф
земной
Горы суши.
Практическая работа №18
Равнины
и
плоскогорья
Практическая работа №19
Рельеф дна Мирового океана.
Практическая работа №20
Атмосфера (10ч.)
Как нагревается атмосферный воздух.
Практическая работа №21
Атмосферное давление.
Практическая работа №22
Движение воздуха.

2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
3

2

2
1

2
2
поверхности.

2

суши.

2
2

2
2
2

50-51
52-53

54-55
56-57

58-59

60-61
62-63
64

65 – 68

Практическая работа №23
Вода в атмосфере.
Практическая работа №24
Климат.
Практическая работа №25
Гидросфера (4 ч)
Воды Мирового океана.
Практическая работа №26
Воды суши.
Практическая работа №27
Биосфера и почвенный покров (2ч)
Биологический круговорот. Почва.
Практическая работа №28
Географическая оболочка Земли (2ч)
Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка.
Практическая работа №29
Обобщающий урок по теме: «Геосферы Земли»

2
2

2
2

2

2
2

Обобщающий урок за «Начальный курс» географии 6 класса

1

Повторение пройденного материала

4
ча
са
68 часов

Итого:
7 класс

Тематическое планирование
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Кол-во
часов

Введение. Источники географической информации(2ч.)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Введение. Страноведение.
Источники географических знаний. Методы географической науки.
Происхождение материков и впадин океанов.
Географическая среда- земное окружение человеческого общества.
Разнообразие природы Земли. Широтная зональность и высотная поясность.
Повторение и обобщение раздела «Современный облик планеты Земля»
Расселение людей. Численность населения Земли.
Особенности расселения людей и их хозяйственная деятельность.
Народы мира и разнообразие стран.
Религии мира и культурно- исторические регионы.
Повторение и обобщение раздела «Население Земли»
Планетарные формы рельефа.
Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных
ископаемых.
Преобразование рельефа в результате хозяйственной деятельности людей

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57

Климатообразующие факторы.
Климатические пояса.
Климат и человек.
Мировой океан – главная часть гидросферы.
Воды суши. Закономерности их питания и режима.
Изменение вод суши под влиянием хозяйственной деятельности.
Важнейшие природные зоны экваториального, субэкваториального и
тропического поясов.
Природные зоны субтропических поясов.
Важнейшие природные зоны умеренных, субполярных и полярных поясов.
Особенности природы и населения южных материков
Особенности природы и населения северных материков.
Природа Тихого и Индийского океанов. Виды хозяйственной деятельности в
океанах.
Природа Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Виды хозяйственной
деятельности в океанах.
Повторение и обобщение раздела «Главные особенности природы Земли».
Африка. Географическое положение и история исследования Африки.
Особенности природы Африки.
Население и политическая карта.
Страны Северной Африки. Египет.
Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия.
Страны Восточной Африки. Эфиопия.
Страны Южной Африки. ЮАР.
Австралия. Географическое положение и история исследования Австралии.
Особенности природы.
Австралийский Союз (Австралия).
Океания.
Южная Америка. Географическое положение и история исследования Южной
Америки.
Особенности природы.
Население и политическая карта.
Страны Внеандийского Востока. Бразилия.
Аргентина.
Страны Андийского Запада. Перу. Чили. Венесуэла.
Антарктида. Особенности природы.
Северная Америка. Географическое положение и история исследования
Северной Америки.
Особенности природы.
Страны Северной Америки. Соединённые Штаты Америки.
Канада.
Страны Средней Америки. Мексика.
Евразия. Географическое положение. Основные черты природы Евразии.
Население материка.
Страны Северной Европы. Швеция и Норвегия.
Страны Западной Европы. Великобритания. Франция.
Нидерланды. Германия. Швейцария. Австрия.
Страны Центральной и Восточной Европы. Польша. Страны Балтии. Чехия.
Болгария.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Белоруссия. Украина.
1
Страны Южной Европы. Италия и Греция. Испания и Португалия.
1
Страны Юго-Западной Азии. Республики Закавказья. Турция.
1
Израиль. Арабские страны. Иран.
1
Страны Южной Азии. Индия.
1
Страны Центральной Азии. Казахстан. Узбекистан. Таджикистан. Киргизия. 1
Туркменистан.
Страны Восточной Азии. Китай.
1
Япония.
1
Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия.
1
Повторение и обобщение раздела «Материки и страны»
1

58
59
60
61
62
63
64
65
66
67

Природа — основа жизни людей. Изменение природы человеком. Изменение 1
природы человеком. Роль географической науки в рациональном использовании
природы.

68

8 класс

№п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Тематическое планирование
Темы уроков

Количе
ство
часов

Введение (1 ч)
Введение в курс «География России»
Географическое положение и формирование государственной территории РФ (9ч)
Географическое положение и его виды
Размеры территории и природно-географическое положение России
Экономико-географическое и транспортно-географическое положение
России
Геополитическое,
этнокультурное
и
эколого-географическое
положение России
Государственная территория России. Типы российских границ
Сухопутные и морские границы России
Различия во времени на территории России
Государственное устройство и территориальное деление Российской
Федерации
Повторение и обобщение темы «Географическое положение России»
История заселения, освоения и исследования территории России (5 ч)
Заселение и освоение территории России ฀в IX–XVII вв.
Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII–XIX
вв.
Географическое исследование территории России в XVIII–XIX вв.
Территориальные изменения и географическое изучение России в XX
в.
Обобщение темы:
«Географическое положение и формирование государственной территории»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Природа России ( 39ч)

16

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (6 ч)
Геологическая история

1

17
18
19
20
21

Развитие земной коры
Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения
земной коры
Зависимость рельефа от внешних геологических процессов
Литосфера. Рельеф. Человек
Обобщающее повторение по теме «Рельеф, геологическое строение и
минеральные ресурсы»

1
1
1
1
1

22

Климат и агроклиматические ресурсы (8ч)
Условия формирования климата

1

23

Движение воздушных масс

1

24

Движение воздушных масс

1

25
26

Закономерности распределения тепла и влаги
Климатические пояса и типы климатов

1
1

27

Климатические пояса и типы климатов

28
29

Климат и человек
Обобщающее повторение по теме «Климат и агроклиматические ресурсы»
Внутренние воды и водные ресурсы (6 ч)
Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа
Зависимость речной сети от климата

30
31
32
33
34
35
36
37
38
39

40
41
42

43
44
45
46
47
48
49
50

1
1
1
1
1

Озёра. Болота. Ледники. Подземные воды
Многолетняя мерзлота
Неравномерность размещения водных ресурсов Водные ресурсы. Воды и
человек
Повторение и обобщение темы «Внутренние воды и водные ресурсы»
Почвы и почвенные ресурсы (4ч)
Почва как особое природное образование
Главные типы почв и их размещение по территории России
Почвенные ресурсы. Почвы и человек

1
1
1

Контрольная работа по теме: «Внутренние воды и внутренние ресурсы», «Почва
и почвенные ресурсы»

1

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 ч)
Растительный и животный мир
Биологические ресурсы
Повторение и обобщение тем «Почвы и почвенные ресурсы», «Растительный и
животный мир. Биологические ресурсы»
Природные различия на территории России (12 ч)
Природные комплексы
Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс
Северные безлесные природные зоны
Лесные зоны. Тайга
Смешанные и широколиственные леса
Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни
Высотная поясность
Моря как крупные природные комплексы

1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

51
52

Природно-хозяйственные отличия российских морей
Особо охраняемые природные территории России

1
1

53

Особо охраняемые природные территории России

1

54

Повторение и обобщение темы «Природные различия на территории России»

1

Население России(11)

59
60
61
62
63
64

Численность и воспроизводство населения России
Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни
Этнический и языковой состав населения России
Культурно-исторические
особенности
народов
России.
География основных религий
Особенности урбанизации в России. Городское население
Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения
Миграции населения в России
Размещение населения России
Занятость населения
Повторение и обобщение раздела «Население России»

65

Контрольная работа: по теме: «Население России»

66

Природный фактор в развитии России (3ч)
Влияние природы на развитие общества

55
56
57
58

67
68

Природные ресурсы. Природно-ресурсный потенциал России
Обобщающий урок за курс 8 класса

฀

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».