Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа "Средняя общеобразовательная школа п. Зюзельский" РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол №1 от “29”.08.2024 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ПГО "СОШ п. Зюзельский" Мустафина Е.С Приказ № 58/1 - О от “29”.08.2024 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН основного общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1) на 2024 – 2025 учебный год Полевской городской округ, Свердловская область, 2024г. 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа "Средняя общеобразовательная школа п. Зюзельский" (далее - учебный план) для 6 класса (в котором в 2024-2025 учебном году проходят обучение обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) по адаптированной основной образовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) (далее – АООП УО (ИН)), соответствующую ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.122014 г. № 1599), Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минпросвещения от 18.24.11.2022 № 1026), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам и обеспечивает выполнение санитарноэпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.. Учебный план является частью АООП УО (ИН) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа "Средняя общеобразовательная школа п. Зюзельский" (далее – МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский»), определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. На каждом этапе обучения в учебном плане представлены обязательные предметные области и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. С целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит коррекционно-развивающая область, включающая как обязательные коррекционные курсы, определяемые ФГОС УО, так и курсы, определяемые МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский» с учетом индивидуальных особенностей ребенка и его особых образовательных потребностей. Учебный план обеспечивает выполнение требований к организации режима образовательной деятельности, установленных СанПиН 2.4.2.3286-15, и предусматривает пролонгированные календарные сроки образования, сопоставимого по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. 2 При реализации АООП УО (ИН) созданы специальные условия, обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной программы в полном объеме с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей здоровья. Процесс инклюзивного обучения по предметам организуется в форме урока. Учитель проводит урок для состава всего класса, в котором обучающиеся осваивают адаптированную основную общеобразовательную программу, и организует занятия с обучающимся по адаптированной ООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) в соответствии с расписанием уроков. Учебный год в МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский» начинается 02.09.2024г. и заканчивается 26.05.2025г. Продолжительность учебного года в 6 классе – 34 учебные недели. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 6 классе – 30 часов. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели. Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности, или среднему баллу и наименьшему баллу по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут. Выполнение домашних заданий не предусмотрено. С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Учебные занятия для обучающихся 5-8 классов проводятся по 5-и дневной учебной неделе. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Формы организации образовательного процесса в рамках реализации АООП определяет МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский». 3 Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. Формы организации внеурочной деятельности разнообразны, и их выбор определяется МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский». Коррекционно-развивающая область согласно требованиям ФГОС УО является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными (групповыми) и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено обязательными курсами – коррекционными занятиями, логопедическими и психокоррекционными занятиями, а также дополнительными – лечебная физкультура. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю. Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский», исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Логопедические занятия - формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма). 4 Психокоррекционные занятия - формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский», которая предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов осуществляется МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский» в рамках общего количества часов, предусмотренных учебным планом (до 4 часов). Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяется образовательной организацией. Изучение учебных предметов организуется с использованием учебников, включенных в Федеральный перечень, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников (Приказ Министерства просвещения РФ от 21 мая 2024 г. N 347 "О внесении изменений в приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. N 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного срока использования исключенных учебников). Промежуточная аттестация является обязательной для обучающихся 6 класса, проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский») и предполагает установление соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся планируемым результатам освоения адаптированной основной 5 общеобразовательной программы на момент окончания учебного года. Промежуточная аттестация проводится во время учебных занятий в рамках учебного расписания. Промежуточная аттестация является обязательной для всех обучающихся. Все предметы обязательной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений, оцениваются по четвертям. Курсы внеурочной деятельности оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти. Качество образования на уровне основного общего образования рассматривается как совокупность личностного, предметного и метапредметного результата. Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и внеурочных курсов, учебных модулей представлены в таблице: Предметы, курсы, модули Формы промежуточной аттестации 6 класс Русский язык Административная контрольная работа Чтение (литературное чтение) Среднее арифметическое за четверть Математика Среднее арифметическое за четверть Информатика Среднее арифметическое за четверть Биология Среднее арифметическое за четверть География Среднее арифметическое за четверть Основы социальной жизни Среднее арифметическое за четверть Мир истории Среднее арифметическое за четверть Адаптивная физическая культура Среднее арифметическое за четверть Профильный труд Творческая работа Моя безопасность Рисование (изобразительное искусство) Музыка Среднее арифметическое за четверть Среднее арифметическое за четверть Разговоры о важном Собеседование Музейные уроки Творческий проект В мире музыкальных звуков Творческий конкурс Россия – мои горизонты Собеседование Среднее арифметическое за четверть 6 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АООП УО (ИН))ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) Предметная область 1. Язык и речевая практика 2. Математика 3. Естествознание 4. Человек и общество Учебный предмет Обязательная часть Русский язык Чтение (литературное чтение) Математика Природоведение География Основы социальной жизни Мир истории Адаптивная физическая культура Профильный труд 6.Физическая культура 6. Технология Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Моя безопасность Рисование (изобразительное искусство) Музыка ИТОГО недельная нагрузка Количество учебных недель Всего часов в год Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): Логопедические занятия Психокоррекционные занятия Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи Количество часов в неделю 6 Количество часов в год 4 4 4 2 2 1 2 2 6 27 3 1 1 1 30 34 1020 6 2 2 1 136 136 136 68 68 34 68 68 204 952 102 34 34 34 30 34 1020 204 68 68 34 7 Лечебная физическая культура Внеурочная деятельность направления ВД, направленная на организационное обеспечение учебной деятельности (классные часы) ВД, направленная на развитие личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся ВД, направленная на развитие личности, профориентацию, предпрофильную подготовку Итого 1 4 34 136 Разговоры о важном 1 34 Музейные уроки Информатика вокруг нас 1 1 34 34 Россия- мои горизонты 1 34 1030 1360 курсы 8