Приложение №1
к приказу № 58/4-О от 29.08.2024г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ПГО
«СОШ п. Зюзельский
_______Е.С. Мустафина
____ _____ 2024 года
ПРОГРАММА
Школьного волонтерского отряда
МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский»
на 2024-2025 учебный год
Срок реализации – ежегодно
Руководитель школьного
волонтёрского отряда:
Ю.И.Любимова
п. Зюзельский, 2024 г.
Пояснительная записка
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей,
объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как
правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много
молодежных волонтерских объединений,которые занимаются пропагандой здорового образа
жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных
причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социальнозначимая
деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же,
формирование компетентности возможно только в единствес ценностями человека, т.е. при
глубокой личной заинтересованностичеловека в данном виде деятельности. Миссия нашего
волонтерского отряда –внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества,
сделать жизнь окружающих светлее и ярче.
Цель: оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных
ценностей. Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной
жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою
жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его
социальную компетенцию. Первые волонтеры отряда, те, которые начнут все с нуля, им
необходимо пропустить идею волонтерства через себя и тогда узнают, что эта деятельность
не просто развлечение и способ покрасоваться.
Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель желание изменить этот мир к лучшему. Активная жизненная позиция, умение
взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это
то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в
процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях. Благо, что
волонтеры просто вынуждены применять все свои умения на практике. По принципу
«равный - равному» волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях
профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и
интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. Работа в волонтерском отряде
поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится
в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и
привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться,
взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать
положительное влияние на людей, легко занимать лидерскиепозиции, проявлять в то же время
толерантность и уважение к окружающим.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешниммиром, вопервых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая
личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение; Во-вторых,
взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в
команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность. Сама
волонтерская деятельность включает в себя подготовку выступлений, проведение акций, игр,
участие в конкурсах, проведение социальных опросов, анкетирования. В-третьих, передавая
информацию вовне, своим сверстникам,по принципу «равный – равному».
Также, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в
классы, профилактическиезанятия, занятия с элементами тренинга, профилактические сказки
для младших, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры,
акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в
газету. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности. Наша
школа решает проблему пропаганды ЗОЖ, профилактики возникновения вредных
зависимостей всеми доступными способами:
Информационный модуль
1. Групповые занятия волонтеров для учащихся.
2. Изготовление плакатов.
3. Выпуск буклетов.
4. Оформление информационного стенда.
5. Акции волонтеров.
6. Листовки.
7. Игры.
8. Викторины.
Ожидаемые результаты: Основной результат работы - формирование в ходе
деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности. Владеть
знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование
здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность
приобщения к, курению, алкоголизму:
увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские
отряды и проведение альтернативных мероприятий;
привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и
уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутри школьном учете и
учете в ОПДН России по г. Полевскому;
создание модели детского и родительского волонтерского движения внутри
школы и вне ее; уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и
правилами уважительного отношения.
участвовать в акциях по здоровому образу жизни организуемых школой,
районом.
Волонтер - это доброволец, разговаривающий на языке юной аудитории,
вызывающий доверие и интерес к себе. Волонтерство (по пропаганде ЗОЖ) - это
доступный, массовый способ профилактики вредных привычек и асоциального
поведения в обществе.
Цели программы.
1. Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных
установок учащихся на добровольческую деятельность.
2. Апробация новых форм организации занятости детей для развития их
самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных
привычек, воспитания здорового образа жизни.
3. Снижение уровня социальной напряженности подростков и молодежи
посредством получения ими позитивных эмоций при участии вмероприятиях
волонтерского отряда.
Задачи.
1. Продвигать идеи волонтерства и поддержки молодежных волонтерских
инициатив в школе;
2. Определить направления деятельности волонтеров.
3. Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
4. Развитие личных и социальных компетенций участников, необходимых в
волонтерской деятельности, повышение социального статуса волонтера через
средства массовой информации.
5. Возродить идею шефства как средства распространения волонтерского
движения.
6. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых
занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)
7. Создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу,
направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения в
подростковой среде. Предоставлять подросткам информации о здоровом образе
жизни;
8. Сформировать у педагогов школы мотивацию к работе по профилактическим
программам.
9. Создать механизм работы школы с окружающим социумом, через создание
социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей
«группы риска».
ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Руководит работой волонтеров – Ю.И. Любимова, учитель английского языка
Основой волонтерского движения является отряд обучающихся - добровольцев.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ВОЛОНТЕРОВ
Обучение волонтеров
Просветительская работа.
Индивидуальная и коллективная работа.
ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА
Работа волонтеров осуществляется на безвозмездной основе.
МЕСТО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский»
Сроки реализации:
02.09.2024 - 30.06.20245
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Волонтер имеет право:
1. Выбрать тот вид добровольческой деятельности, который отвечает его
потребностям и устремлениям.
2. Участвовать в форумах общественных молодёжных объединений.
3. Вносить предложения при обсуждении форм и методов осуществления
волонтерской деятельности по профилактике.
4. На признание и благодарность за свой труд.
5. Получение
дополнительных
заданий,
необходимых
волонтеру
длявыполнения возложенных на него задач.
7. Отказаться от выполнения задания (с объяснением уважительной причины)
Прекратить свою деятельность о волонтерском объединении (по уважительной
причине).
Волонтер обязан:
Четко и добросовестно выполнять порученную ему работу. Знать, уважать и
следовать целям и принципам волонтерского движения. Соблюдать принцип
конфиденциальности (не распространять не предназначенные для разглашения
сведения, а также информацию о личной жизни просвещаемых людей). Следовать
инструкциям, выданным ему при инструктаже. Воздерживаться от выступления в
качестве представителя учреждения, если только это не делается с согласия и
предварительного одобрения.
Уведомить о своем желании прекратить волонтерскую деятельность в
организации не менее чем за 2 недели.
Руководитель имеет право:
1. Требовать от волонтера отчета за проделанную работу.
2. Требовать уважительного отношения к руководителю и к тем, с кем общается.
3. Отказаться от услуг волонтера при невыполнении им обязательств, нарушении
дисциплины, некорректном поведении в отношении других активистов.
4. Предоставлять возможность для получения волонтером дополнительного
образования, необходимого ему для успешного осуществления его деятельности.
Руководитель обязан:
1. Создать волонтеру все необходимые ему условия труда.
2. Разъяснять волонтеру его права и обязанности.
3. Обеспечить
безопасность волонтера
(проинструктировать
его
о
необходимой технике безопасности).
4. Разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе волонтерской
деятельности.
5. Проводить обучающие семинары и тренинги.
Заповеди волонтеров школы.
Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого
деятельности.
Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным
отношениям и поступкам.
Правила деятельности волонтера:
Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам
окружающих.
Будь генератором идей!
Уважай мнение других!
Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
Обещаешь – сделай!
Не умеешь – научись!
Будь настойчив в достижении целей!
Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для
подражания.
Кодекс волонтеров:
Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!
Знаем сами и малышей научим, Как сделать свое здоровье лучше!
Акции – нужное дело и важное. Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мыдонести
хотим до каждого: Глупо - самим причинять себе вред! (Акции против
табакокурения алкоголизма, наркотиков и СПИДа)
Кто тренируется и обучается, У того всегда и все получается. Тренинглидерства,
тренинг творчества. Приятно общаться, действовать хочется! (Два в одном –
обучение и общение. Тренинги “Я - лидер”, “Уверенность в себе”, “Успешное
общение”, “Твоя цель – твой успех”, “Ты и команда”,“Я – творческая личность”)
Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! ( Участие в
конкурсах по пропаганде ЗОЖ)
Проблема. Цели. Ресурсы и срок. В работе первое дело – планирование!
Волонтеры освоили новый подход – Социальное проектирование!
День волонтера имел успех. Желающих много – берем не всех! Ждет новичков
перевоплощение – Испытание, клятва и посвящение! (После творческих
испытаний – посвящение в волонтеры.)
Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь!Думай,
когда отвечаешь “нет” и “да” И помни, что выбор есть всегда!
РАБОТА ВОЛОНТЕРОВ осуществляется по шести НАПРАВЛЕНИЯМ:
1. «Мы
в
ответе
за
нашу
планету»
- организация
субботников,
экологических десантов;
Изучение экологической обстановки в регионе; формирование правовой и
экологической культуры; озеленение прилегающей территории, аудиторий школы;
участие в экологических мероприятиях района.
Цель:
способствовать положительным изменениям состояния окружающей среды.
2. «Нам жить и помнить!» - помощь ветеранам, вдовам труженикам тылаВеликой
Отечественной войны;
Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами
Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский
Актуальность:
1. Молодое поколение стало забывать о значении победы в Великой Отечественной
Войны, сама победа стала историй, сухими фактами из учебника.
2. Отсутствие должного внимания подрастающим поколением к историческим
корням - ветеранам войн и труженикам тыла века великихпотрясений.
Цель: воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него
ответственность, отстаивать свои интересы, своего отряда, своей семьи, своего
народа, государства, освоение навыков самоуправления.
Задачи:
1. Формировать
гордость
за отечественную
историю,
сохранятьисторическую память поколений в памяти потомков;
2. Воспитать уважение к национальной
культуре,
своему
народу,традициям своей страны.
3. Проявлять свою гражданскую позицию, бороться с безнравственными и
противоправными поступками людей.
3. «Спорт и здоровый образ жизни!» - пропаганда ЗОЖ как альтернатива
алкоголизму, табакокурению и наркомании.
Актуальность:
Наша современная молодежь не ведет здоровый образ жизни. Двигательная
активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть
значимыми. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому
здоровью школьников.
Цель: формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья
для собственного самоутверждения.
Задачи:
Воспитать у сверстников
культ здоровья
и научить их
основамздорового образа жизни.
Формировать
у школьников
влияниюсоциальной среды.
Способствование
навыки
преодолению вредных
привлечения их к физкультуре и спорту.
сопротивления
привычек
учащихся
путем
4. «Семейное счастье» - воспитание уважительного отношения к семье,
духовным корням, популяризация многодетных семей.
«В каждом доме бывают свои испытания, но в истинном доме царит мир,который
не нарушить земным бурям. Дом – это место тепла и нежности.Говорить в доме
надо с любовью».
Царица Александра Федоровна.
Цель: познакомить учащихся с основными этапами развития семьи и путями
преодоления кризисов, способствовать формированию у старшеклассников
установки на необходимость взращивания любви в семье.
5. «За новые горизонты!» - создание социальных проектов, обучение
волонтеров.
Актуальность. В настоящее время проектная деятельность является одним из
основных способов решения уставных задач детских и молодежных объединений.
Цель: научить основам проектно-организационной деятельности.
Основные задачи:
научить основам проектной деятельности, помочь ребятам освоитьалгоритм
написания проекта, его осуществления;
- создать группу инструкторов по социальному проектированию дляпомощи и
консультирования всех желающих по написанию проекта.
Проект реализуется не ради самого себя, а ради решения конкретной
проблемы! Социальный проект необходим для того, чтобы решать, пусть
небольшие, но конкретные проблемы, чтобы видеть и анализировать результаты
работы, чтобы систематизировать работу, но следующим направлениям:
- изучению проблем,
- пошаговому решению проблем,
- привлечению добровольцев,
- поиску и привлечению партнеров,
- привлечению спонсоров.
6. «Наша олимпиада» - культурное развитие личности подростка на примере
знаменитых деятелей культуры и спорта.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Основной результат работы – формирование в ходе деятельности более
ответственной, адаптированной, здоровой личности.
Владеть знаниями о здоровом образе жизни и уметь аргументировано
отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков
ответственного поведения.
Увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские
отряды.
Привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и
уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутришкольном
учете и учете в ОПДН России по г. Полевскому.
Уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами
уважительного отношения.
Участвовать в акциях по здоровому образу жизни организуемых школой,
районом.
Система навыков приобретенных в школьном волонтерскомотряде:
навык ответственного принятия решений;
навык критического мышления и способности сделать правильныйвыбор;
навык конструктивного поведения и управления собой в различных
ситуациях.
Основные принципы:
добровольность
толерантность
безвозмездность
инициатива и оптимизм
патриотизм
взаимопомощь и поддержка
развитие и самореализация
партнерство и сотрудничество
правовое равенство
ПЛАН
работы школьного волонтерского отряда
п/п
Мероприятие
Период
проведения
Ответственные
1
Организационное заседание
волонтерского отряда. Распределение
поручений
Сентябрь
Ю.И.Любимова
2
Составление плана работы на год.
Сентябрь
Ю.И. Любимова
3
Освещение проводимых
мероприятий в школе на сайте, в
средствах массовой информации
В течение
года
Ю.И. Любимова
4
Акция «Милосердие спасёт мир»
октябрь
Ю.И. Любимова
5
Акция «Неси радость людям»
октябрь
Ю.И. Любимова
6
Проведение классных часов «Влияние
никотина на здоровье человека»
ноябрь
Ю.И. Любимова
7
Акция «Красная ленточка»,
посвященная Всемирному дню борьбы
со СПИДом
декабрь
Ю.И. Любимова
8
Конкурс рисунков, посвященных
Всемирному дню борьбы со СПИДом
декабрь
Ю.И. Любимова
9
Участие в благотворительной акции
«Чудеса на Рождество»
декабрь
Ю.И. Любимова
10
Посещение ветеранов ВОВ и труда
(Поздравление с Новым годом)
декабрь
Ю.И. Любимова
11
Классный час «Меценатство и
благотворительность»
январь
Ю.И. Любимова
12
Акция «Помним и гордимся»,
посвященная дню воинов интернационалистов
Спортивные соревнования «Мы за
здоровый образ жизни»
Выпустить и раздать буклеты о вреде
пива «Мифы и реальность»
Проведение акций «Каждой птичке –
свой домик!»,
Участие в акции «Чистый двор»
февраль
Ю.И. Любимова
февраль
Ю.И. Любимова
март
Ю.И. Любимова
март
Ю.И. Любимова
апрель
Ю.И. Любимова
Посещение ветеранов ВОВ,
поздравление с праздником Победы.
Акция «Ветеран живет рядом»
май
Ю.И. Любимова
май
Ю.И. Любимова
13
14
15
16
17
18
20
(оказание помощи ветеранам ВОВ и
труда)
Участие в конкурсах рисунков,
агитбригад, экологических газет,
ярмарках.
Подведение итогов работы за год
21
Акция «Безопасное лето»
19
В течение
года
Ю.И. Любимова
май
Ю.И. Любимова
май
Ю.И. Любимова
приложение №2
к приказу №
от
2023г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ПГО
«СОШ п. Зюзельский
_______Е.С. Мустафина
____ _____ 2023 года
Список учащихся в составе (спортивного) волонтёрского движения
«Добрые сердца»