25.08.2021
Основы религиозных культур и светской этики
25.08.2021
Комплексный
учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ)
реализуется в 4-х классах общеобразовательных организаций во всех субъектах
Российской Федерации в соответствии с распоряжениями Председателя Правительства
Российской Федерации от 11 августа 2009г. (ВП-П44-4632) и Правительства
Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р.
В рамках данного учебного предмета по выбору обучающихся или по выбору их
родителей (законных представителей) изучаются модули: основы православной
культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы
иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
Уважаемые
родители обучающихся 3 класса!
Вашему вниманию представлены вопросы
анкеты по курсу Основы религиозных культур и светской этики-->>Посмотреть и скачать
А также заявление на выбор модулей
данного курса-->>Посмотреть и скачать
Советы родителям.
Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому
предмету как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребёнка;
вы и есть главный для ребёнка воспитатель.
Новый предмет – хорошо продуманная педагогическая система. Её задача –
создание условий для духовно-нравственного развития школьника.
Воспитание учащихся в школе будет осуществляться на уроках, в творческой
деятельности, во внеурочной деятельности. В воспитании ребёнка, особенно в
нравственном воспитании, обращённом непосредственно к ценностям, идеалам,
духовным приоритетам исключительно важную роль играют родители.
Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на
уроках.
Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать
разговаривает с ребёнком 11 минут в сутки, отец – ещё меньше. Родители
обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после
работы.
Новый предмет позволяет заметно расширить содержание речевого общения
родителей и детей благодаря своему нравственно-ориентированному характеру.
Родителям сложно общаться с детьми на темы решения математических задач или
правильного выполнения упражнений на уроках физкультуры. Но у каждого взрослого
человека есть уникальный опыт жизни, своя собственная жизненная история, знание
добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и
составляют основное содержание нового предмета.
Уделите время ребёнку. В выходные дни прочтите пройденный за неделю урок.
Наверняка у вас будет что добавить к их содержанию. Задайте ребёнку несколько
вопросов. Пусть он видит, что это важно для вас. Говорите и вы с ним о жизни, о
людях, об отношениях между людьми. Говорите как можно больше.
Совет 3. Хорошее средство воспитания ребёнка – диалог
между родителями и детьми о духовности и нравственности.
Диалог – это доброжелательное, содержательно наполненное общение знающих
людей, направленное на достижение важного для них результата. Для диалога между
родителями и детьми есть все необходимые условия: они внимательны друг к другу,
один понимает другого с полуслова, их общение направлено на решение общих
проблем. Изучение детьми предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
расширяет содержание диалогического общения в семье: ребёнок владеет знаниями о
духовности и нравственности, усвоенными в школе, родитель – собственным
жизненным опытом и известным ему опытом других людей. Чтобы сделать диалог
более продуктивным, воспользуйтесь следующими педагогическими правилами.
Намеренно обостряйте диалогическое общение, всегда сохраняя
доброжелательность к каждому детскому слову. Задавайте ребёнку дополнительные
вопросы. Иногда соглашайтесь с ним. Высказывайте иную точку зрения. Время от
времени ставьте под сомнение не только отдельные слова и мысли ребёнка, но и
собственные высказывания. Диалог – это игра двух умных, благожелательно
настроенных друг к другу людей. Играйте с вашим умным ребёнком.
Если простая игра складывается, пробуйте её усложнить. Не жалейте сил и
времени для вашего ребёнка, учитесь вместе с ним.
Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием
вашего ребёнка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого
мировоззрения.
Разработчики предмета сделали всё, чтобы исключить возможность
межгрупповых конфликтов. Учителя будут воспитывать школьников в духе
толерантности, доброжелательности, уважения к человеку, чьи взгляды отличаются
от их собственных. Но многое зависит и от родителей.
Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес
представителей различных конфессий или людей, не ориентированных ни на какую
религию. Насторожитесь, если это делает ваш ребёнок. За этим скрывается большая
нравственная проблема. Недоброжелательное высказывание человека в чей-либо
адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нём
самом. Человек начинает терять моральное равновесие, склоняется ко злу.
Если это происходит с вашим ребёнком, поговорите с ним. Обсудите эту
проблему с классным руководителем. Обратитесь за консультацией к школьному
психологу. Вместе выясните причину и устраните её.
Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по
себе не воспитывает вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая
предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности
нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в
ребёнке.
Зачем нужны моральные нормы? С этого вопроса начинается новый предмет, им
же и завершается. Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, часто не
хватает целой жизни. Ребёнок, спрашивающий о нравственности, есть личность,
приобретающая нравственность.
Своего ребёнка, особенно, если он мал, Вы учите простым правилам
безопасного поведения: нельзя трогать горячий утюг, выходить на улицу раздетым
в холодную погоду, садиться за стол с грязными руками и т.д. Почему нельзя?
Потому что такие действия приведут к ожогам, болезням, будут иметь плохие для
физического здоровья последствия.
Но здоровье человека – это состояние, которое зависит не только от его
тела. Есть душевное здоровье, называемое также духовным, психологическим.
Справедливо говорят, что доброе слово способно лечить, а злое – убивать.
Отношения с другими людьми, которые складываются у ребёнка в школе, у взрослого
в семье и трудовом коллективе, определяют состояние его социального здоровья.
О том, как сохранить физическое здоровье, мы знаем немало. Но как сберечь
и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье?
Так же, как и правила сбережения физического здоровья, они накапливаются
как опыт жизни и передаются от старших к младшим.
Нравственный человек ведёт безопасный для окружающих и для себя образ
жизни. Он не причиняет зла другим и, тем самым, не вызывает негативное
поведение других по отношению к себе.
Новый предмет открывает перед родителями возможности для укрепления и
развития отношений с ребёнком. Только совместно с родителями мы сможем
сохранить и преумножить эти традиции. Ведь главное наше достояние – это наши
дети. Какими мы их сегодня воспитаем, в такой стране мы все завтра будем жить.
Мы должны научить наших детей быть честными, добрыми, вежливыми, физически и
духовно здоровыми. Мы можем помочь им стать образованными, успешными людьми,
обладающими высоким уровнем ответственности за настоящее и будущее своих
близких, своего народа, своей страны.
Полезные ссылки для родителей и
педагогов
Презентации к урокам
1. Культура и религия. 1 урок
-->>Посмотреть
2. Культура и религия 2
урок-->>Посмотреть
3. Возникновение религий. Иудаизм
-->>Посмотреть
4. Мировые религии-->>Посмотреть
5. Ислам-->>Посмотреть
6. Священные книги-->>Посмотреть
7. Хранители преданий-->>Посмотреть
8. Россия - наша Родина-->>Посмотреть
9. Добро, зло, грех-->>Посмотреть
10. Мой дедушка - защитник
Родины-->>Посмотреть
11. Мой друг Андрей Щербаков
-->>Посмотреть
Материалы:
1. Проектирование урока ОРКСЭ в
соответствии с требованиями ФГОС -->>Посмотреть
2. Технологические карты уроков по
учебному модулю «Основы светской этики»-->>Посмотреть
1 урок Россия – наша Родина.
11 урок Моральный долг.
27 урок Этикет.
30 урок Любовь и уважение к
Отечеству.
3. Примерная рабочая программа ОРКСЭ
для инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья-->>Посмотреть
Составитель примерной рабочей
программы – Пригодич Елена Григорьевна, координатор методического сопровождения
введения курса ОРКСЭ в Красноярском крае, руководитель Центра воспитания и
гражданского образования Красноярского краевого института повышения
квалификации работников образования.