Рабочая программа Введение в мир химии 7 класс

Приложение
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский»,
утвержденной приказом
МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский»
от 29.08.2018 г. № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Введение в мир химии»
7 класс
(ФГОС)

Планируемые результаты
Личностные:
В ценностно-ориентационной сфере:
 чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду,
целеустремленность;
 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей; В трудовой сфере:
 готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; В
познавательной сфере:
 умение управлять своей познавательной деятельностью;
 формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно
оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных
 задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
еѐ решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационно
коммуникационных технологий;
 формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.

Предметные:
В познавательной сфере:
 давать определения изученных понятий: «химический элемент», «атом», «ион», «молекула»,
«простые и сложные вещества», «вещество», «химическая формула», «относительная
атомная масса», «относительная молекулярная «масса», «валентность», «кристаллическая
решетка», «индикатор», «периодический закон», «периодическая таблица», «химическая
реакция», «химическое уравнение»;
 описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
 описывать и различать простые и сложные вещества, химические реакции;
классифицировать изученные объекты и явления;
 делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей;
 структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других
источников; моделировать строение простых молекул; В ценностно – ориентационной
сфере:
 анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ; В трудовой
сфере:
 проводить химический эксперимент; В сфере безопасности жизнедеятельности:
 оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с
веществами и лабораторным оборудованием.
Выпускник научится:

Выпускник получит возможность
научиться:

Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)

•

описывать свойства твѐрдых, жидких,
газообразных веществ, выделяя их существенные
признаки;

•

характеризовать вещества по составу,
строению и свойствам, устанавливать причинноследственные связи между данными
характеристиками вещества;

• раскрывать смысл основных химических
понятий «атом», «молекула», «химический
элемент», «простое вещество», «сложное
вещество», «валентность», используя знаковую
систему химии;
• изображать состав простейших веществ с
помощью химических формул и сущность
химических реакций с помощью химических
уравнений;
•

вычислять относительную молекулярную и
молярную массы веществ, а также массовую долю
химического элемента в соединениях

•

грамотно обращаться с веществами в
повседневной жизни;

• осознавать необходимость соблюдения
правил экологически безопасного поведения в
окружающей природной среде;
• понимать смысл и необходимость
соблюдения предписаний, предлагаемых в
инструкциях по использованию лекарств, средств
бытовой химии и др.;
•

использоватьприобретенные ключевые
компетентности при выполнении
исследовательских проектов по изучению свойств,
способов получения и распознавания веществ;

• развивать коммуникативную
компетентность, используя средства устной и
письменной коммуникации при работе с
текстами учебника и дополнительной
литературой, справочными таблицами,

для оценки их практической значимости;

проявлять готовность к уважению иной точки
зрения при обсуждении результатов выполненной
работы;

•

пользоваться лабораторным
оборудованием и химической посудой;

•

проводить несложные химические опыты и
наблюдения за изменениями свойств веществ в
процессе их превращений; соблюдать правила
техники безопасности при проведении
наблюдений и опытов.

• объективно оценивать информацию о
веществах и химических процессах, критически
относиться к псевдонаучной информации,
недобросовестной рекламе, касающейся
использования различных веществ.

Многообразие химических реакций

•

объяснять суть химических процессов и их
принципиальное отличие от физических;

•

называть признаки и условия протекания
химических реакций;

• организовывать, проводить ученические
проекты по исследованию свойств веществ,
имеющих важное практическое значение.

•

выявлять в процессе эксперимента
признаки, свидетельствующие о протекании
химической реакции;

•

приготовлять растворы с определённой
массовой долей растворенного вещества.

-

Содержание курса

Тема 1. Предмет химии и методы ее изучения(5ч)
Что изучает химия. Египет — родина химии. Алхимия. Современная химия, ее
положительное и отрицательное значение в жизни современного общества. Химия — наука о
веществах, их свойствах и превращениях. Свойства веществ, как основа их применения.
Явления с веществами. Физические свойства веществ и физические явления. Химические
реакции. Признаки химических реакций.
Наблюдение и эксперимент. Наблюдение. Гипотеза и эксперимент. Строение пламени.
Фиксирование результатов эксперимента.
Демонстрации. 1.Коллекция различных физических тел из одного вещества (стеклянной
лабораторной посуды). 2. Коллекция «Свойства алюминия как основа его применения». 3.
Взаимодействие мрамора с соляной кислотой. 4. Помутнение известковой воды. 5. Выпаривание
раствора хлорида кальция. 6. Взаимодействие щелочи (с фенолфталеином) с кислотой. 7.
Взаимодействие щелочи с раствором медного купороса.
8. Взаимодействие гидроксида меди (II) с кислотой.
Лабораторные опыты. 1.Изучение пламени свечи. 2. Строение спиртовки. 3. Изучение
пламени спиртовки.
Практическая работа №1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники
безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории). Практическая работа №2.
Наблюдение за горящей свечой.
Тема 2. Строение веществ и их агрегатные состояния(2ч)
Строение веществ. Атомы и молекулы. Диффузия. Броуновское движение. Основные
положения атомно-молекулярного учения. Вещества молекулярного и немолекулярного
строения.
Агрегатные состояния веществ. Газы, особенности их строения и свойства. Жидкости,
особенности их строения и свойства. Конденсация и кристаллизация. Твердые вещества.

Кристаллические решетки. Аморфныевещества. Взаимные переходы между различными
агрегатными состояниями веществ.
Демонстрации. 1. Переходы воды в различных агрегатных состояниях.
2. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. 3. Коллекция аморфных веществ и
материалов и изделий из них.
Лабораторные опыты. 1. Изучение диффузии дезодоранта в воздухе.
2. Растворение сахара в воде. 3. Диффузия ионов перманганата калия в водном растворе. 4.
Проверка прибора для получения газа на герметичность.
Тема 3. Смеси веществ, их состав и способы разделения(10ч)
Чистые вещества и смеси. Смеси гомогенные и гетерогенные. Природные смеси: воздух
природный газ, нефть. Твёрдые жидкие, газообразные смеси в природе и в быту. Объемная доля
компонента газовой смеси. Объемная доля компонента газовой смеси и расчеты с
использованием этого понятия.
Массовая доля растворенного вещества. Растворы, растворитель и растворенное вещество.
Понятие о концентрации растворенного вещества. Массовая доля растворенного вещества и
расчеты с использованием этого понятия. Массовая доля примесей. Технический образец
вещества. Примеси. Массовая доля примесей и расчеты с использованием этого понятия.
Разделение смесей. Очистка веществ. Разделение смесей просеиванием, флотацией,
намагничиванием, отстаиванием и декантацией, центрифугированием и фильтрованием.
Дистилляция и перегонка. Получение дистиллированной воды. Перегонка нефти.
Нефтепродукты и их применение. Фракционная перегонка жидкого воздуха. Кристаллизация и
выпаривание.
Демонстрации. 1. Коллекция мрамора различных месторождений.
2. Коллекция природных и бытовых смесей различных агрегатных состояний (природные и
бытовые растворы, средства бытовой химии и гигиены). 3. Коллекция стекол и сплавов. 4.
Диаграмма состава воздуха.
5. Аптечные и пищевые растворы с указанием их состава (знакомство с этикетками). 6. Образцы
химических препаратов с указанием степени их чистоты (маркировка). 7. Просеивание муки. 8.
Разделение смеси порошков железа и серы. 9. Разделение смеси с помощью делительной
воронки.
10. Центрифугирование. 11. Фильтрование. 12. Коллекция фильтров бытового и специального
назначения. 12. Лабораторная установка для дистилляции. 13. Коллекция нефтепродуктов. 14.
Кристаллизаторы и кристаллизация. 15. Фарфоровая чашечка и выпаривание в ней.
Практическая работа №3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного
вещества.
Практическая работа №4. Очистка поваренной соли.
Тема 4. Состав веществ. Химические знаки и формулы(3ч)
Химические элементы. Простые и сложные вещества. Химический элемент как определенный
вид атомов. Элементный состав Земли: ядра, мантии, литосферы, гидросферы и атмосферы.
Неорганические и органические вещества.
Химические знаки и химические формулы. Знаки химических элементов. Структура таблицы Д.
И. Менделеева: периоды (большие и малые) и группы (главная и побочная подгруппы).
Семейства элементов IA, IIА, VIIA и VIIIA групп.
Информация, которую несут химические знаки и химическая формула. Относительная атомная
и молекулярная массы. Водородная единица атомной массы. Относительная атомная и
молекулярная массы. Массовая доля элемента в сложном веществе. Демонстрации. 1. Опыт,
иллюстрирующий состав воздуха.

Тема 5. Простые вещества(2ч)
Металлы. Век медный, бронзовый, железный. Сплавы. Значение металлов и сплавов.
Физические свойства металлов. Представители металлов. Железо и его сплавы — чугуны и
стали. Практическое значение их. Алюминий и его сплавы. Их роль в жизни современного
общества. Золото, как металл ювелиров и мировых денег.Олово и его аллотропия. Применение
олова.
Неметаллы. Неметаллы — простые вещества: газы, жидкость и твердые. Кислород и озон
и их применение на основе свойств. Сравнение свойств металлов и неметаллов. Представители
неметаллов. Фосфор, его аллотропия, свойства модификаций и их применение. Сера
ромбическая и ее применение. Азот и его роль в жизни планеты и в жизни человека. Углерод и
его аллотропия. Алмаз и графит в сравнении, их свойства, строение и применение.
Активированный уголь. Адсорбция и ее применение.
Демонстрации. 1.Коллекция изделий и репродукций изделий из металлов и сплавов. 2.
Коллекция «Металлы и сплавы». 3. Коллекция «Чугуны и стали». 4. Коллекция «Олово и
изделия из него». 5. Получение озона.
6. Распознавание кислорода. 7. Получение белого фосфора. 8. Горение серы и обесцвечивание
красок сернистым газом. 9. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. 10. Адсорбция
оксида углерода (IV) активированным углем. 11. Устройство противогаза.
Тема 6. Сложные вещества(12ч)
Валентность. Валентность как свойство атомов химического элемента соединяться с
определенным числом атомов другого элемента. Единица валентности. Элементы с постоянной
и переменной валентностью. Структурные формулы.
Бинарные соединения. Составление формул таких соединений по валентности элементов
и определение валентности по формулам. Оксиды. Оксиды, их состав и названия. Оксиды
молекулярного и немолекулярного строения. Представители оксидов. Оксиды углерода (II) и
(IV), вода, оксид кремния (IV): их строение, свойства, роль в живой и неживой природе и
применение.
Кислоты. Состав кислот. Валентность кислотного остатка. Классификация кислот по
основности, наличию кислорода в составе молекулы и растворимости. Таблица растворимости
кислот в воде. Индикаторы и изменение их окраски в кислотной среде. Кислоты органические и
неорганические. Представители кислот. Серная и соляная кислоты, их свойства и применение.
Основания. Состав оснований. Гидроксогруппа и ее валентность. Составление формул
оснований по валентности металла. Классификация оснований по признаку растворимости.
Изменение окраски индикатора в щелочной среде. Представители оснований. Щелочи:
гидроксиды натрия, калия и кальция.
Соли. Состав солей. Составление формул солей кислородных кислот. Названиесолей.
Классификация солей по признаку растворимости. Представители солей. Галит и кальцит, их
природные разновидности, строение, свойства и применение. Классификация неорганических
веществ.
Демонстрации. 1. Шаростержневые модели молекул некоторых бинарных соединений. 2.
Модели молекул или кристаллических решеток оксидов молекулярного и немолекулярного
строения. 3. Переход воды из одного агрегатного состояния в другое. 4. Возгонка сухого льда. 5.
Коллекция минералов и горных пород на основе оксида кремния (IV). 6. Образцы органических
и минеральных кислот. 7. Тепловой эффект при разбавлении серной кислоты. 8. Обугливание
серной кислотой бумаги и сахара.
9. Тепловые эффекты при растворении щелочей в воде. 10. Помутнение известковой воды при
взаимодействии с углекислым газом. 11. Получение окрашенных нерастворимых оснований. 12.
Образцы природных минералов и горных пород, содержащих галит и кальцит. 13. Коллекция
разновидностей кальцита — различных видов мела, мрамора, известняка. 14. Коллекция
биологических объектов, содержащих карбонат кальция.

Лабораторные опыты. 1. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. 2. Изменение
окраски индикаторов в щелочной среде.
Тематическое планирование
№

Наименование тем

Всего
часов

В том числе на
уроки

практич.
работы
2
–

контр.
работы
–
–

1
2

Предмет химии и методы ее изучения.
Строение веществ и их агрегатные состояния

5
2

3
2

3

Смеси веществ, их состав и способы разделения

10

7

2

1

4

Состав веществ. Химические знаки и формулы

3

3

–

–

5

Простые вещества

2

2

–

–

6

Сложные вещества

11

10

–

1

7

Резерв

1

1

34

28

4

2

Итого


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».