Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский», утвержденной приказом МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский» от 29.08.2018 г. № 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Информатика» 4 класс Планируемые результаты освоения программы по предмету \ Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики С учётом специфики интеграции курса в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов. 1-я группа требований: Эти требования достигаются под воздействием применения личностные методики обучения и особых отношений «учитель-ученик»: результаты 1.1)готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию 1.2)ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции 1.3) социальные компетенции 1.4) личностные качества 2-я Эти требования достигаются при освоении теоретического группа требований: содержания курса, при решении учебных задач в рабочей метапредметные тетради и на компьютере, при выполнении проектов во результаты внеурочное время: освоение универсальных учебных действий: 2.1) познавательных 2.2) регулятивных 2.3) коммуникативных 2.4) овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.) 3-я группа требований: Эти требования достигаются при освоении теоретического предметные результаты содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время. Выпускник научится: - использовать практически значимые иформационные умения для решения иформатических и неинформатических задач; - собирать числовые данные в естественнонаучных наблюдениях для заполнения таблиц, диаграмм; - извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы; - использовать справочный материал для поиска нужной информации, в том числе словарей (толковых, орфографтческих и др.); - выполнять инструкции и алгоритмы для решения некоторой практической или учебной задачи; - создавать и проводить презентацию перед небольшой аудиторией. Выпускник получит возможность научиться: – распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы); – планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм; – интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). Содержание учебного предмета «Информатика» Содержание четвертого класса — это то, ради чего информатика изучаться в школе, и, в частности, в начальной школе: ради формирования и развития понятий о моделировании, модели и процессе управления. «Мир понятий», «Мир моделей», «Информационные модели» формируют представления учащихся о работе с различными научными понятиями. Тема управления является важнейшей с точки зрения ФГОС второго поколения, поскольку в начальной школе необходимо научить детей управлять не только компьютером и своим временем, но и собой. Дети осваивают понятие управления собой, другими людьми, техническими устройствами (инструментами работы с информацией), ассоциируя себя с управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая цель и средства управления. Школьники учатся понимать, что средства управления влияют на ожидаемый результат, и что иногда полученный результат не соответствует цели и ожиданиям. В процессе осознанного управления своей учебной деятельностью и компьютером школьники осваивают соответствующую терминологию, грамотно выстраивают свою речь. Они учатся узнавать процессы управления в окружающей действительности, описывать их в терминах информатики, приводить примеры из своей жизни. Школьники учатся видеть и понимать в окружающей действительности не только ее отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой, понимать, что управление — это особый, активный способ отношений между объектами. Видеть отношения между объектами системы — это первый активный шаг к системному взгляду на мир. А это, в свою очередь, способствует развитию у учащихся начальной школы системного мышления, столь необходимого в современной жизни наряду с логическим и алгоритмическим. Логическое и алгоритмическое мышление также являются предметом целенаправленного формирования и развития в 4 классе с помощью соответствующих заданий и упражнений. № Тема (количество часов/контрольных работ) п/п Виды информации. Человек и компьютер. 7/1 1 Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его свойства. Отношения между объектами. Компьютер как система. Понимать: классификацию информации по способу воспроизведения (звуковая, зрительная, тактильная, обонятельной, вкусовая); классификацию по способу представления (текстовая, числовая, графическая, табличная); что человек обрабатывает информацию, а компьютер обрабатывает закодированные данные; что любые события, явления или предметы окружающей действительности называют объектами; что существует взаимосвязь между объектами окружающего мира в виде отношений; что объекты одного класса образуют систему; что компьютер можно рассматривать как единую систему взаимосвязанных устройств. Знать: правила работы с компьютером и технику безопасности; основные источники получения информации; что одну и ту же информацию можно представить разными способами: текстом, рисунком, таблицей, символами. Уметь: получать необходимую информацию об объекте из имеющегося источника; находить и называть отношения между объектами; классифицировать объекты по общему признаку; пользоваться электронными средствами обучения для достижения цели решения задачи. Контрольная работа «Виды информации. Человек и компьютер» Понятие, суждение, умозаключение. 9/1 2 Мир понятий. Деление понятий. Обобщение понятий. Отношения между понятиями. Понятия «истина» и « ложь». Суждение. Умозаключение. Учащиеся должны понимать: что с понятиями можно совершать различные действия: деление, обобщение; что понятие всегда находится в определенных отношениях между собой; что существуют симметричные и не симметричные понятия; для чего используют диаграмму Эйлера; какими бывают отношения между понятиями (равнозначность, пересечение, подчинение); что существуют понятия «истина» и «ложь». Знать: о существовании 2 миров: мире объектов реальной действительности и мире понятий об этих объектах (виртуальный мир); что понятие – объект внутреннего виртуального мира; что такое суждение и умозаключение. Уметь: формулировать понятие; приводить примеры понятий; определять принадлежат ли термины к понятиям; обобщать понятия, делить понятия; приводить примеры отношений между понятиями; приводить примеры истинных суждений; приводить примеры ложных суждений; оценивать истинность высказывания. Контрольная работа по теме «Понятие, суждение, умозаключение» Мир моделей. 8/1 3 Модель объекта. Текстовая и графическая модели. Алгоритм как модель действий. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Исполнитель алгоритмов. Компьютер как исполнитель. Знать: о понятии модели объектов, о возможных разновидностях моделей, о понятии знаковой моделей; о целях создания модели; о понятиях «текстовая» и «графическая» модель; о понятиях «алгоритм» и « исполнитель алгоритмов»; о компьютере как исполнителе; о видах алгоритмов: линейных, с ветвлением, о способах записи алгоритмов: текстовом и графическом; чем отличается исполнитель-человек от исполнителя – компьютера; о системе команд конкретного исполнителя; что такое компьютерная программа. Уметь: искать информацию в имеющемся источнике; приводить примеры моделей; приводить примеры алгоритмов, выяснять, является ли последовательность действий алгоритмом; приводить примеры способов описания решения задачи; определять вид алгоритма; приводить примеры исполнителей; составлять простейшие алгоритмы в текстовой и графической форме; использовать электронные образовательные ресурсы для решения поставленной задачи. Контрольная работа по теме «Мир моделей» 4 Управление. 8/1 Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления. Цель управления. Управляющее воздействие. Средства управления. Результат управления. Современные средства коммуникации. Знать: о понятиях «управление», «управляющий объект», «объект управления»; что управление объектами зависит от цели; что управление может происходить с помощью управляющих воздействий (словесных, знаковых, световых, звуковых и т.д); что управление может осуществляться не только непосредственно, но и с помощью современных средств коммуникации. Уметь: узнавать ситуации, связанные с управлением объектами; называть цель управления для конкретного случая; приводить примеры управляющих воздействий и управляющих сигналов; приводить примеры современных средств коммуникации; пользоваться электронными образовательными ресурсами для решения поставленной задачи. Контрольная работа по теме «Управление». Итоговое повторение и итоговая контрольная работа. 2/1 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 4 класс № Наименование раздела п/п Всего часов 1 Виды информации. Человек и компьютер 7 2 Понятие, суждение, умозаключение 9 3 Мир моделей 8 4 Информационное управление 8 Итоговое повторение и итоговая контрольная работа 2 Итого: Контрольные работы № п/п Тема контрольной работы 1. Виды информации. Человек и компьютер 2. Понятие, суждение, умозаключение 3. Мир моделей 4. Информационное управление 5. Итоговая контрольная работа 34 Календарно–тематическое планирование «Информатика » 4 класс, 34 часа (1 час/нед.) № урока Раздел Тема урока Часы Глава 1. Виды информации. Человек и компьютер – 7 часов 1 Техника безопасности при работе на компьютере Человек в мире информации 1 2 Действия с данными 1 3 Объект и его свойства 1 4 Отношения между объектами 5 Компьютер как система Документ и способы его создания Повторение. Подготовка к контрольной работе Контрольная работа по теме «Виды информации. Человек и компьютер» 6 7 Раздел 1 1 1 1 Глава 2. Суждение, умозаключение, понятие – 9 часов 1 8 Мир понятий 9 Деление понятия 1 10 Обобщение понятий 1 11 Отношения между понятиями 1 12 Понятия «истина» и «ложь» 1 13 14 15 Суждение Умозаключение Повторение по теме «Суждение, умозаключение, понятие» 1 16 Контрольная работа по теме «Суждение, умозаключение, понятие» 1 1 Раздел Глава 3. Мир моделей – 8 часов 1 17 Модель объекта Правила ТБ 18 Текстовая и графическая модели 1 19 Алгоритм как модель действий 1 20 Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов 1 21 Исполнитель алгоритма 1 22 Компьютер как исполнитель 1 23 Повторение по теме «Мир моделей» 1 24 Контрольная работа по теме «Мир моделей» 1 Раздел Глава 4. Управление – 8 часов 25 Кто кем и зачем управляет 1 26 Управляющий объект и объект управления 1 27 Правила ТБ.Цель управления 1 28 Управляющее воздействие 1 29 Средство управления 1 30 Результат управления 1 31 Современные средства коммуникации Повторение по теме «Управление» 32 Контрольная работа по теме «Управление» 33 Итоговое повторение 1 34 Итоговая контрольная работа 1 1