Приложение №4 к Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский», утвержденной приказом МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский» от 29.08.2018 г. № 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русская родная литература» 5 – 8 класс (ФГОС) Содержание 1. Пояснительная записка 2.Планируемые результаты освоения учебного предмета 3. Содержание учебного предмета 4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русская родная литература» Личностные результаты освоения программы по учебному предмету «Родная литература (русская)»: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: •умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; •умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; •умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; •умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; •владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; смысловое чтение; Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД: •учиться вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, под текстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; •пользоватьсяразнымивидамичтения:изучающим,просмотровым,ознакомительным; •извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя),представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст –иллюстрация, таблица, схема); •владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным ,детальным); •перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию изо дной формы в другую (переводить сплошной тест в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной) текст; •излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато ,выборочно; •пользоваться словарями, справочниками; •осуществлять анализ и синтез; •устанавливать причинно-следственные связи; •строить рассуждения. Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД: •уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; •уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; •уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя; •уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя); •осознать важность коммуникативных умений в жизни человека; •оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра; •адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; Предметные результаты освоения программы по учебному предмету «Родная литература (русская)»: 1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; 4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; 5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Выпускник научится: Выпускник получит возможность научиться: Речь и речевое общение - иметь представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества; - понимать определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования; - владеть всеми видами речевой деятельности. понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; • извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на еѐ решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы. аудирование и чтение: - адекватно понимать информацию устного и письменного понимать явную и скрытую сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной (подтекстовую) информацию информации); публицистического текста, - владеть разными видами чтения анализировать и комментировать еѐ в (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) устной форме текстов разных стилей и жанров; понимать, анализировать, оценивать - владеть умениями информационной переработки явную и скрытую (подтекстовую) прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с информацию в прочитанных текстах книгой, периодическими изданиями; разной функционально-стилевой и - свободно пользоваться словарями различных типов, жанровой принадлежности; справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; - воспринимать на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); -сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств; говорение и письмо: - воспроизводить в устной и письменной форме создавать устные монологические и прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью диалогические высказывания различных свёрнутости (пересказ, план, тезисы); типов и жанров в учебно-научной (на - свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей ействительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; - создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей; - владеть различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; - соблюдать в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексики и фразеологии; соблюдать в практике письма основных правил орфографии и пунктуации; участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения; - осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; - понимать основы научных знаний о родном языке; взаимосвязь его уровней и единиц; - применять базовые понятия лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; - проводить различного вида анализ слова; анализ текста с точкизрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; - понимать эстетическую функцию родного языка, оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. 2. Содержание учебного предмета 5 класс материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; • выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; • участвовать в дискуссии на учебнонаучные темы, соблюдая нормы учебнонаучного общения; • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата. Введение. Книга – твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Устное народное творчество. Загадки. Пословицы и поговорки. Русская народная сказка. Сказки народов России .«Падчерица» "Устное народное творчество – золотое наследие русской старины." Древнерусская литература Из «Повести временных лет» Из литеретуры 19 века Русская басня. М. В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…», В.К.Тредиаковский «Ворон и Лиса». Басни И.А.Крылова. «Перед ликом священной природы». Родная природа глазами русских поэтов и художников 19 века, современных экологов. Стихотворение М.Ю.Лермонтова«Бородино». Историческая основа и прототипы героев Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы» по стихотворению «Бородино» . Повествование о событиях от лица их участника. И. С. Тургенев Стихотворение в прозе «Русский язык» «Война и дети» (Урок внеклассного чтения по фрагменту из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир») Из литературы 20 века И.А.Бунин «В деревне» П.П.Бажов. «Каменный цветок» 6 класс О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства Из древнерусской литературы "Сказание о белгородских колодцах" "Повесть о разорении Рязани Батыем". Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях "Поучение Владимира Мономаха". Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость, мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.) Из русской литературы 18 века М.В.Ломоносов.Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии. Из русской литературы 19 векаА.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»- стихотворения о родной природе А.С.Пушкин "Дубровский". Нравственные и социальные проблемы романа (любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость) М.Ю. Лермонтов Стихотворения "Парус", «На севере диком стоит одиноко…». Тема свободы, воли и независимости. Многозначность художественного образа. Н.В.Гоголь "Тарас Бульба". Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля Н.А.Некрасов Гражданская позиция в 60-70 годы. Темы народного труда и "долюшки женской" - основные в творчестве поэта. Стихотворение "В полном разгаре страда деревенская..." Из литературы 20 века М.М.Пришвин Краткие сведения о писателе. "Кладовая солнца". Родная природа в изображении писателя. С.А.Есенин "Разбуди меня завтра рано...". Одухотворенная природа - один из основных образов поэзии С. Есенина А.А.Ахматова. Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество» А.А.Ахматова. Стихотворения «Победа», «Родная земля» Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине.М.В.Исаковский К.М.Симонов, Р.Г.Гамзатов, Д.С.Самойлов. Поэзия о войне. 7 класс Из устного народного творчества Былины. «Святогор и Микула Селянинович». Воплощение в образе богатыря национального характера: нравственные достоинства героя. Русские народные песни. Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!.., «Наша Масленица дорогая…», «Говорили – сваты на конях будут»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка. Многозначность поэтического образа. Быт, нравственные представления и судьба народа в песне. Из древнерусской литературыИз «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), Поучительный характер древнерусской литературы, мудрость, преемственность поколений, Любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности. Из русской литературы 18 века М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» Из русской литературы 19 века А.С. Пушкин.Мотивы дружбы, прочного союза друзей, свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...», «19 октября» М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Родина». Родина в лирическом и эпическом произведении. Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. 3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 5 класс № Тема урока 1. Введение. Книга – твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Устное народное творчество. Загадки. Пословицы и поговорки Русская народная сказка. Сказки народов России .«Падчерица» "Устное народное творчество – золотое наследие русской старины." Древнерусская литература Из «Повести временных лет» Из литеретуры 19 века Русская басня. М. В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в 2. 3. 4. 5. 6. 7. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. пиру…», В.К.Тредиаковский «Ворон и Лиса». Басни И.А.Крылова. «Перед ликом священной природы». Родная природа глазами русских поэтов и художников 19 века, современных экологов. Стихотворение М.Ю.Лермонтова«Бородино». Историческая основа и прототипы героев Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы» по стихотворению «Бородино» . Повествование о событиях от лица их участника. И. С. Тургенев Стихотворение в прозе «Русский язык» «Война и дети» (Урок внеклассного чтения по фрагменту из романаэпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир») Из литературы 20 века И.А.Бунин «В деревне» П.П.Бажов. «Каменный цветок» Человек и природа-друзья или враги природы?» Родная природа в произведения писателей 20 века. 17. В.П. Астафьев «Васюткино озеро» Всего 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 6 класс № Тема урока О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства 2. Из устного народного творчества Легенды, предания, сказки "Солдат и смерть". Предание и его художественные особенности 3. Из древнерусской литературы "Сказание о белгородских колодцах" 4. "Повесть о разорении Рязани Батыем". Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях 5. "Поучение Владимира Мономаха". Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость, мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.) 6. Из русской литературы 18 века М.В.Ломоносов.Годы учения.Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии. 7. Из русской литературы 19 векаА.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»- стихотворения о родной природе 8. А.С.Пушкин "Дубровский". Нравственные и социальные проблемы романа (любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость) 9. М.Ю. Лермонтов Стихотворения "Парус", «На севере диком стоит одиноко…». Тема свободы, воли и независимости. Многозначность художественного образа. 10. Н.В.Гоголь "Тарас Бульба". Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля 11. Н.А.Некрасов Гражданская позиция в 60-70 годы. Темы народного труда и 1. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 "долюшки женской" - основные в творчестве поэта. Стихотворение "В полном разгаре страда деревенская..." 12. Из литературы 20 векаМ.М.Пришвин Краткие сведения о писателе. "Кладовая солнца". Родная природа в изображении писателя. 13. С.А.Есенин "Разбуди меня завтра рано...". Одухотворенная природа один из основных образов поэзии С. Есенина 14. А.А.Ахматова.Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество» А.А.Ахматова. Стихотворения «Победа», «Родная земля» 15. 16. Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине.М.В.Исаковский 17. К.М.Симонов, Р.Г.Гамзатов, Д.С.Самойлов. Поэзия о войне. Всего 1 1 1 1 1 1 17 7 класс № Тема урока 1. Из устного народного творчества Былины. «Святогор и Микула Селянинович». Воплощение в образе богатыря национального характера: нравственные достоинства героя. Русские народные песни. Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!.., «Наша Масленица дорогая…», «Говорили – сваты на конях будут»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка. Многозначность поэтического образа. Быт, нравственные представления и судьба народа в песне. Из древнерусской литературыИз «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), Поучительный характер древнерусской литературы, мудрость, преемственность поколений, Любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности. Из русской литературы 18 века М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» Из русской литературы 19 века А.С. Пушкин.Мотивы дружбы, прочного союза друзей, свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...», «19 октября» М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Родина». Родина в лирическом и эпическом произведении. Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Всего 2. 3. 4. 5. 6. 7. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 7