Рабочая программа Русская родная литература 5-8 кл ФГОС

Приложение №4
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский»,
утвержденной приказом
МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский»
от 29.08.2018 г. № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета

«Русская родная литература»
5 – 8 класс
(ФГОС)

Содержание
1. Пояснительная записка
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
3. Содержание учебного предмета
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русская родная
литература»
Личностные результаты освоения программы по учебному предмету «Родная
литература (русская)»:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
•умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
•умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
•умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
смысловое чтение;
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и
технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:

•учиться вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, под текстовую,
концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста,
воспринятого на слух;
•пользоватьсяразнымивидамичтения:изучающим,просмотровым,ознакомительным;
•извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя),представленную в
разных формах (сплошной текст; несплошной текст –иллюстрация, таблица, схема);
•владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным ,детальным);
•перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию изо дной
формы в другую (переводить сплошной тест в план, таблицу, схему и наоборот: по плану,
по схеме, по таблице составлять сплошной) текст;
•излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато ,выборочно;
•пользоваться словарями, справочниками;
•осуществлять анализ и синтез;
•устанавливать причинно-следственные связи;
•строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический
аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
•уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения
и делать выборы;
•уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
•уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
•уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
•осознать важность коммуникативных умений в жизни человека;
•оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации,
создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
•адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; владеть
монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
Предметные результаты освоения программы по учебному предмету «Родная
литература (русская)»:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры
своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Выпускник научится:

Выпускник получит возможность
научиться:

Речь и речевое общение
- иметь представление о русском языке как языке русского
народа, государственном языке Российской Федерации,
средстве межнационального общения, консолидации и
единения народов России; о связи языка и культуры народа;
роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимать определяющей роли языка в развитии
интеллектуальных и творческих способностей личности, при
получении образования, а также роли русского языка в
процессе самообразования;
- владеть всеми видами речевой деятельности.

понимать, анализировать, оценивать
явную и скрытую (подтекстовую)
информацию в прочитанных текстах
разной
функционально-стилевой
и
жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной
проблеме
(включая противоположные точки
зрения на еѐ решение) из различных
источников (учебно-научных текстов,
текстов
СМИ,
в
том
числе
представленных в электронном виде на
различных информационных носителях,
официально-деловых
текстов),
высказывать
собственную
точку
зрения на решение проблемы.

аудирование и чтение:
- адекватно понимать информацию устного и письменного
понимать явную и скрытую
сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной
(подтекстовую) информацию
информации);
публицистического текста,
- владеть разными видами чтения
анализировать и комментировать еѐ в
(поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим)
устной форме
текстов разных стилей и жанров;
понимать, анализировать, оценивать
- владеть умениями информационной переработки
явную и скрытую (подтекстовую)
прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с
информацию в прочитанных текстах
книгой, периодическими изданиями;
разной
функционально-стилевой
и
- свободно пользоваться словарями различных типов,
жанровой принадлежности;
справочной литературой, в том числе и на электронных
носителях;
- воспринимать на слух текстов разных стилей и жанров;
владение различными видами аудирования (с полным
пониманием аудиотекста, с пониманием основного
содержания, с выборочным извлечением информации);
-сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, принадлежности к определённой
функциональной разновидности языка и использованных
языковых средств;
говорение и письмо:
- воспроизводить в устной и письменной форме
создавать устные монологические и
прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью диалогические высказывания различных
свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
типов и жанров в учебно-научной (на

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, соблюдать нормы построения текста
(логичность, последовательность, связность, соответствие
теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и
явлениям окружающей
ействительности, к прочитанному, услышанному,
увиденному;
- создавать устные и письменные тексты разных типов и
стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации
общения; создавать тексты различных жанров (рассказ,
отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление),
осуществляя при этом осознанный выбор и организацию
языковых средств в соответствии с коммуникативной
задачей;
- владеть различными видами монолога и диалога;
выступление перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладом;
- соблюдать в практике речевого общения основных
орфоэпических, лексических, грамматических норм
современного русского литературного языка; стилистически
корректно использовать лексики и фразеологии; соблюдать в
практике письма основных правил орфографии и
пунктуации; участвовать в речевом общении с соблюдением
норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми
средствами общения в различных жизненных ситуациях
общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь
с точки зрения её содержания, языкового оформления и
эффективности в достижении поставленных
коммуникативных задач; находить грамматические и
речевые ошибки, недочёты, исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- понимать основы научных знаний о родном языке;
взаимосвязь его уровней и единиц;
- применять базовые понятия лингвистики: лингвистика и её
основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь
устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого
общения; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст; основные
единицы языка, их признаки и особенности употребления в
речи;
- проводить различного вида анализ слова; анализ текста с
точкизрения его содержания, основных признаков и
структуры, принадлежности к определённым
функциональным разновидностям языка, особенностей
языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
- понимать эстетическую функцию родного языка, оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе
текстов художественной литературы.

2. Содержание учебного предмета
5 класс

материале
изучаемых
учебных
дисциплин), социально-культурной и
деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с
докладом; публично защищать проект,
реферат;
• участвовать в дискуссии на учебнонаучные темы, соблюдая нормы учебнонаучного общения;
• анализировать и оценивать речевые
высказывания с точки зрения их
успешности в достижении
прогнозируемого результата.

Введение. Книга – твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества
(родина, край, искусство, нравственная память).
Устное народное творчество. Загадки. Пословицы и поговорки. Русская народная сказка.
Сказки народов России .«Падчерица» "Устное народное творчество – золотое наследие
русской старины."
Древнерусская литература Из «Повести временных лет»
Из литеретуры 19 века
Русская басня. М. В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в
пиру…», В.К.Тредиаковский «Ворон и Лиса».
Басни И.А.Крылова.
«Перед ликом священной природы». Родная природа глазами русских поэтов
и художников 19 века, современных экологов.
Стихотворение М.Ю.Лермонтова«Бородино». Историческая основа и
прототипы героев
Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы» по стихотворению
«Бородино» . Повествование о событиях от лица их участника.
И. С. Тургенев Стихотворение в прозе «Русский язык»
«Война и дети» (Урок внеклассного чтения по фрагменту из романа-эпопеи
Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Из литературы 20 века
И.А.Бунин «В деревне»
П.П.Бажов. «Каменный цветок»
6 класс
О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства
Из древнерусской литературы "Сказание о белгородских колодцах"
"Повесть о разорении Рязани Батыем". Отражение в произведениях истории
Древней Руси и народных представлений о событиях и людях
"Поучение Владимира Мономаха". Поучительный характер древнерусской
литературы (вера, святость, греховность, хитрость, мудрость, жестокость,
слава и бесславие и др.)
Из русской литературы 18 века М.В.Ломоносов.Годы учения. Отражение
позиций ученого и гражданина в поэзии.
Из русской литературы 19 векаА.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний
вечер»- стихотворения о родной природе
А.С.Пушкин "Дубровский". Нравственные и социальные проблемы романа
(любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность,
справедливость и несправедливость)
М.Ю. Лермонтов Стихотворения "Парус", «На севере диком стоит
одиноко…». Тема свободы, воли и независимости. Многозначность
художественного образа.
Н.В.Гоголь "Тарас Бульба". Связь повести с фольклорным эпосом
(характеры, типы, речь). Своеобразие стиля
Н.А.Некрасов
Гражданская позиция в 60-70 годы. Темы народного труда и "долюшки
женской" - основные в творчестве поэта. Стихотворение "В полном разгаре
страда деревенская..."
Из литературы 20 века М.М.Пришвин Краткие сведения о писателе.
"Кладовая солнца". Родная природа в изображении писателя.
С.А.Есенин "Разбуди меня завтра рано...". Одухотворенная природа - один из
основных образов поэзии С. Есенина
А.А.Ахматова. Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и

героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед
весной бывают дни такие…», «Мужество»
А.А.Ахматова. Стихотворения «Победа», «Родная земля»

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга,
жизни и смерти, бессмертия, любви к родине.М.В.Исаковский
К.М.Симонов, Р.Г.Гамзатов, Д.С.Самойлов. Поэзия о войне.
7 класс
Из устного народного творчества
Былины. «Святогор и Микула Селянинович». Воплощение в образе богатыря
национального характера: нравственные достоинства героя.
Русские народные песни. Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!.., «Наша
Масленица дорогая…», «Говорили – сваты на конях будут»); лироэпические
песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие
поэтического языка. Многозначность поэтического образа. Быт,
нравственные представления и судьба народа в песне.
Из древнерусской литературыИз «Повести временных лет» («И вспомнил
Олег коня своего»), Поучительный характер древнерусской литературы,
мудрость, преемственность поколений, Любовь к родине, образованность,
твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности.
Из русской литературы 18 века М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия
на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы
Петровны, 1747 года» (отрывок), «Предисловие о пользе книг церковных в
российском языке»
Из русской литературы 19 века А.С. Пушкин.Мотивы дружбы, прочного
союза друзей, свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К
Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских
руд...», «19 октября»
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Родина».
Родина в лирическом и эпическом произведении.
Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история
«Севастопольских рассказов». Литература и история.

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы
5 класс
№

Тема урока

1.

Введение.
Книга – твой друг.
Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край,
искусство, нравственная память).
Устное народное творчество.
Загадки. Пословицы и поговорки
Русская народная сказка.
Сказки народов России .«Падчерица»
"Устное народное творчество – золотое наследие русской старины."
Древнерусская литература
Из «Повести временных лет»
Из литеретуры 19 века
Русская басня. М. В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в

2.
3.
4.
5.
6.
7.

Количество
часов
1

1
1
1
1
1
1

8.
9.
10.
11.

12.
13.
14.
15.
16.

пиру…», В.К.Тредиаковский «Ворон и Лиса».
Басни И.А.Крылова.
«Перед ликом священной природы». Родная природа глазами русских
поэтов и художников 19 века, современных экологов.
Стихотворение М.Ю.Лермонтова«Бородино». Историческая основа и
прототипы героев
Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы» по
стихотворению «Бородино» . Повествование о событиях от лица их
участника.
И. С. Тургенев Стихотворение в прозе «Русский язык»
«Война и дети» (Урок внеклассного чтения по фрагменту из романаэпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Из литературы 20 века
И.А.Бунин «В деревне»
П.П.Бажов. «Каменный цветок»
Человек и природа-друзья или враги природы?» Родная природа в
произведения писателей 20 века.

17. В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
Всего

1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
17
6 класс

№

Тема урока

О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды
искусства
2. Из устного народного творчества
Легенды, предания, сказки
"Солдат и смерть". Предание и его художественные особенности
3. Из древнерусской литературы "Сказание о белгородских колодцах"
4. "Повесть о разорении Рязани Батыем". Отражение в произведениях
истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях
5. "Поучение Владимира Мономаха". Поучительный характер
древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость,
мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.)
6. Из
русской
литературы
18
века
М.В.Ломоносов.Годы
учения.Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии.
7. Из русской литературы 19 векаА.С.Пушкин «Зимнее утро»,
«Зимний вечер»- стихотворения о родной природе
8. А.С.Пушкин "Дубровский". Нравственные и социальные проблемы
романа (любовь, искренность, честь и отвага, постоянство,
преданность, справедливость и несправедливость)
9. М.Ю. Лермонтов Стихотворения "Парус", «На севере диком стоит
одиноко…». Тема свободы, воли и независимости. Многозначность
художественного образа.
10. Н.В.Гоголь "Тарас Бульба". Связь повести с фольклорным эпосом
(характеры, типы, речь). Своеобразие стиля
11. Н.А.Некрасов
Гражданская позиция в 60-70 годы. Темы народного труда и
1.

Количество
часов
1
1

1
1
1

1
1
1

1
1

"долюшки женской" - основные в творчестве поэта. Стихотворение "В
полном разгаре страда деревенская..."
12. Из литературы 20 векаМ.М.Пришвин Краткие сведения о писателе.
"Кладовая солнца". Родная природа в изображении писателя.
13. С.А.Есенин "Разбуди меня завтра рано...". Одухотворенная природа один из основных образов поэзии С. Есенина
14. А.А.Ахматова.Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и
героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения
«Перед весной бывают дни такие…», «Мужество»
А.А.Ахматова. Стихотворения «Победа», «Родная земля»

15.
16. Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига,
долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине.М.В.Исаковский
17. К.М.Симонов, Р.Г.Гамзатов, Д.С.Самойлов. Поэзия о войне.
Всего

1
1
1
1
1
1
17

7 класс
№

Тема урока

1.

Из устного народного творчества
Былины. «Святогор и Микула Селянинович». Воплощение в образе
богатыря национального характера: нравственные достоинства героя.
Русские народные песни. Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..,
«Наша Масленица дорогая…», «Говорили – сваты на конях будут»);
лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало
в песне; своеобразие поэтического языка. Многозначность
поэтического образа. Быт, нравственные представления и судьба
народа в песне.
Из древнерусской литературыИз «Повести временных лет» («И
вспомнил Олег
коня своего»),
Поучительный характер
древнерусской литературы, мудрость, преемственность поколений,
Любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность,
верность, жертвенность; семейные ценности.
Из русской литературы 18 века М.В. Ломоносов «Ода на день
восшествия на всероссийский престол ее величества государыни
императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок),
«Предисловие о пользе книг церковных в российском языке»
Из русской литературы 19 века А.С. Пушкин.Мотивы дружбы,
прочного союза друзей, свободолюбивые мотивы в стихотворениях
поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине
сибирских руд...», «19 октября»
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Родина».
Родина в лирическом и эпическом произведении.
Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история
«Севастопольских рассказов». Литература и история.
Всего

2.

3.

4.

5.

6.
7.

Количество
часов
1

1

1

1

1

1
1
7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».