Приложение №26 к Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский», утвержденной приказом МБОУ ПГО «СОШ п. Зюзельский» от 29.08.2018 г. № 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Техническое черчение» 8 класс (ФГОС) Планируемые результаты изучения черчения Содержание рабочей программы направлено на достижение планируемых результатов освоения выпускниками основной школы программы по черчению. Выпускник научится: выполнять чертежи в соответствии с основными стандартами ЕСКД; рационально использовать чертежные инструменты; основам прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости; понимать способы построения несложных аксонометрических изображений; осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей; выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел с преобразованием; приемам основных геометрических построений; основным правилам выполнения и обозначения сечений, а также их назначение; основным правилам выполнения и обозначения простых и сложных разрезов основным правилам условности изображения и обозначения резьбы; основным способам построения развёрток преобразованных геометрических тел; применять методы вспомогательных секущих плоскостей; узнавать на изображениях соединение деталей; характеризовать особенности выполнения строительных чертежей; пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником. Выпускник получит возможность научиться: анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам; анализировать графический состав изображений; читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения предметов; выбирать необходимое число видов на чертежах; применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием; выполнять необходимые разрезы; правильно определять необходимое число изображений; выполнять чертежи резьбовых соединений деталей; читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5—7 деталей; применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования); читать несложные строительные чертежи Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, форсированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы. Изучение черчения в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрприемы; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении графических задач; умение контролировать процесс и результат учебной графической деятельности; способность к эмоциональному восприятию графических объектов, задач, решений, рассуждений. Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории. Метапредметные результаты обучения: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения; осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции); формирование представлений о черчении как об универсальном языке техники; умение видеть графическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; умение понимать и использовать графические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера. Предметные результаты обучения в основной школе включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области; виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению; формирование пространственного мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами. Предметными результатами освоения основной образовательной программы по черчению являются: формирование понятий о чертежах в системе прямоугольного проецирования, правилами выполнения чертежей, приёмов построения сопряжений, основными правилами выполнения и обозначения сечений и разрезов, условности изображения и обозначения резьбы. формирование представлений о выполнении технического рисунка и эскизов, изображений соединения деталей, особенностях выполнений строительных чертежей; овладение рациональным использованием чертежных инструментов; формирование умений и навыков анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам; формирование умений и навыков читать и выполнять чертежи и наглядные изображения несложных предметов, выбирать необходимое число видов на чертежах; формирование умений осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей; формирование умений применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием; формирование представлений о сборочных чертежах и строительные чертежи, пользоваться ЕСКД и справочной литературой Содержание учебного курса «Техническое черчение» Содержательная часть программы состоит из теоретического материала и графических работ. Графические работы помогают обучающимся применить теоретические знания на практике, более глубоко осмыслить изученный материал, прочнее его усвоить, а также способствовать формированию практических умений и навыков. Учитель имеет право выбирать количество и характер графических работ для достижения планируемых результатов. Графические работы могут оцениваться как выборочно (обучающие и тренировочные), так и у всех обучающихся (итоговые). Итоговая работа проводится обязательно на уроках или в виде домашнего задания. Такое положение связано со спецификой предмета, предполагающего проведение графических работ в ходе почти каждого урока, когда графическая работа является неотъемлемой частью познавательного учебного процесса. Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ, перечень инструментов, принадлежностей и материалов для черчения. В конце программы приведен список рекомендованных учебных материалов для обучающихся и методической литературы для учителей, в которой раскрыты вопросы общей методики преподавания черчения и изложения отдельных разделов курса. В программе дано примерное распределение времени на изучение тем, которое учитель имеет право изменить в зависимости от методики преподавания и особенностей класса. В основу рабочей программы положены педагогические и дидактические принципы, направленные на формирование функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь, что соответствует требованиям ФГОС ООО и социальному заказу участников образовательного процесса. Черчение в основной школе изучается в 8 классе. Общее число учебных часов в год 34 ч. - 1 ч. в неделю. Построение содержания курса Черчения для основной школы опирается на курс геометрии, который изучается в 7,8 классе. В его содержании присутствуют некоторые графические сведения, усвоение которых подготавливает школьников к изучению черчения Учебно-тематическое планирование № п/п 1 Содержание Введение Кол-во часов 1 Практические и графические работы 5 2 7 6 8 5 3 2 5 Правила оформления чертежей Способы проецирования Чтение и выполнение чертежей Сечения и разрезы 6 Сборочные чертежи 7 3 7 Итоговая контрольная работа 1 1 8 Строительные чертежи 2 1 Итого: 34 20 2 3 4